ВВЕДЕНИЕ. Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Экономики и финансов

ГРОШЕВ В.А.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭкономикА

Учебное пособие

Санкт-Петербург

ББК

Грошев В.А.

Институциональная экономика. Учебное пособие - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. –166 с.

Пособие предназначено в помощь студентам специальностей «экономическая теория» и «национальная экономика». Оно преследует цель дать ответы на весь перечень основных вопросов, рассмотрение которых предусмотрено тематическим планом изучения дисциплины «Институциональная экономика».

Пособие построено с учетом объективных трудностей, с которыми студенты сталкиваются при изучении курса. В их числе - не преодоленная до настоящего времени внутренняя неоднородность институционального направления экономической теории и связанная с этим неразработанность стандартного курса институциональной экономики.

Задачей настоящего пособия является ознакомление студентов с институциональным подходом к анализу экономических явлений. Структура пособия определяется необходимостью освоения студентами ключевых положений и методологии институциональной экономической теории как условия формирования у них системных и реалистичных представлений о закономерностях экономической организации общества.

Содержание пособия нацелено на критическое осмысление студентами ранее пройденного материала, на углубление их представлений об экономике как сложной системе. Объем включенного в пособие материала и содержание отдельных разделов предопределяются отсутствием доступной для студентов учебной литературы по данной дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................4

Тема 1. Институционализм как направление

экономической науки...................................…..................6

Тема 2. Сущность и формы институтов.......................................17

Тема 3. Обмен.................................................................................25

Тема 4. Трансакционные издержки..............................................35

Тема 5. Трансакционная функция институтов............................45

Тема 6. Распределительные последствия

институциализации обмена.............................................55

Тема 7. Базовые нормы координации...........................................62

Тема 8. Контракт.............................................................................71

Тема 9. Оппортунистическое поведение в

контрактных отношениях................................................84

Тема10. Структура контракта...................................................…..97

Тема11. Регулярность и неопределенность

взаимодействий как факторы

контрактной организации..........................................…110

Тема12. Организация как объект

институционального анализа....................................…119

Тема13. Формы и поведение хозяйственных

организаций................................................................….137

Тема14. Изменения экономических систем...........................….155

Библиографический список......................................................…164

ВВЕДЕНИЕ

Выявление закономерностей функционирования и развития экономики, неискаженно выражающих содержание реальных экономических явлений, не может обойти стороной рассмотрение институциональных основ хозяйственной деятельности. Ограничение процесса познания этих закономерностей изучением стандартных курсов микро- и макроэкономики обедняет представления о них, создает разрыв между теорией и эмпирически наблюдаемой реальностью. Изучение институциональной экономики позволяет снять эту проблему.

Курс «Институциональная экономика» предназначен для ознакомления студентов с институциональным подходом к анализу экономических явлений. Объектом изучения являются институциональные основы экономической деятельности. Институты, трактуемые в широком плане как правила, влияющие на экономическое поведение агентов, и организационные формы хозяйственных взаимодействий, являются поэтому предметом главного внимания институциональной экономики.

Цель курса состоит в освоении ключевых положений и методологии институциональной экономической теории и в использовании ее выводов для формирования у студентов системных и реалистичных представлений о закономерностях экономической организации на всех ее уровнях. В этом смысле данный курс является логическим продолжением процесса формирования теоретических представлений об экономике. Его изучение призвано способствовать критическому осмыслению студентами ранее пройденного материала. Оно позволит углубить их представления об экономике как сложной системе, рельефно покажет возможности междисциплинарного подхода к исследованию экономических явлений.

Концепция курса исходит из принципа его связи и преемственности с другими экономическими дисциплинами, изучаемыми студентами. Однако в системе экономических дисциплин этот курс занимает самостоятельное положение. Методология институционального подхода предполагает учет в теоретическом анализе экономических процессов широкого круга значимых неэкономических факторов. Введение в анализ неэкономических факторов придает институциональному анализу выраженный междисциплинарный характер. Одновременно введение в анализ реальных экономических агентов позволяет приблизить абстрактные положения и модели экономической науки к повседневным реалиям, существенно дополнить и конкретизировать фундаментальные представления о хозяйственной организации общества, обосновать эволюционную природу экономических закономерностей.

Структура курса предполагает взаимосвязанное решение комплекса задач. В их числе:

· изучение категориального аппарата и методологии институциональной экономической теории;

· выяснение закономерностей формирования, функционирования и развития экономических институтов;

· выявление закономерностей взаимодействия институциональной среды с экономической сферой, влияния институтов на поведение экономических агентов и формы хозяйственной организации;

· уточнение моделей изучаемых экономических процессов на основе введения в них институционального фактора;

· выяснение институциональных закономерностей организации экономических взаимодействий;

· структурный анализ организаций как участников рынка;

· анализ институтов как факторов экономического равновесия и его динамики на микро- и макроуровнях;

· рассмотрение проблемы производства институтов через призму институционального выбора;

· выявление сути институциональной политики государства и ее места в системе экономического регулирования.

Реализация в ходе обучения этих задач призвана способствовать развитию у студентов способностей к самостоятельному анализу и осмыслению реальных хозяйственных процессов, получению ими опыта выработки рациональных организационных решений.

Наши рекомендации