Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (Qs) при изменении цены (P) на 1%. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается формуле:

 
  Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Qs
Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru
ΔP
Еs =

где “s” в индексе означает эластичность предложения.

Эта формула позволяет сделать вывод, что и для эластичности предложения возможны два предельных случая: когда Es=0 и Es = бесконечности. При Es=0 предложение абсолютно неэластично по цене, то есть Qs никак не реагирует на изменение цены P, остаётся неизменным. Если Es = бесконечности, то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения P, чтобы Qs резко возросло. На графике, абсолютно эластичному предложению соответствует горизонтальная кривая, а абсолютно неэластичному – вертикальная.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1) технология производства;

Если вы изготавливаете вручную деревянную мебель, то даже заметный рост спроса и повышение в итоге рыночных цен не смогут быстро вызвать заметного роста предложения вашей мебели на рынке. В этих условиях ускорить изготовление большей партии мебели на продажу вы сможете только путем изменения технологии ее изготовления.

Совсем иная ситуация сложится на фабрике, где процесс изготовления механизирован. Здесь возможности наращивания выпуска куда больше: надо только организовать работу оборудования не в 1, а в 2—3 смены.

2) эластичность предложения ресурсов;

Изготовление любой продукции требует каких-то ресурсов. И увеличить ее выпуск можно только в том случае, если есть шанс быстро получить дополнительное количество таких ресурсов. Но ведь может быть и так, что предложение нужных фирме ресурсов неэластично.

3) ожидания относительно будущей динамики цен;

Решения о том, сколько и какой продукции фирме стоит производить, принимают владельцы или менеджеры. Делают они это на основе более или менее сложных расчетов: что им выгодно, а что нет. В этих расчетах особенно важны прогнозы того, по какой цене можно будет продать послезавтра те товары, производство которых надо запланировать на завтра.

Если будущий уровень цен, по мнению менеджеров, не оправдает существенного роста производства, то они запланируют рост выпуска в меньших масштабах. Вполне возможно, что прогнозы будущей динамики цен и не сбудутся, но эластичность предложения они могут понизить.

4) время.

Такое неуловимое явление, как время, в мире экономики становится весьма реально действующим фактором. Причина проста: увеличение предложения товаров на рынок обычно требует некоторого времени. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. [3, c.90]

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике.

       
 
P
  Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru
 

Рис. 1. Варианты эластичности предложения:

кривая А — единичная эластичность;

кривая В — эластичное предложение;

кривая С — неэластичное предложение

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.[4, c.129]

На рисунке 2 изображен график абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного предложения.

 
  Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Рис.2. Варианты эластичности предложения:

кривая S1 – абсолютно эластичное предложение;

кривая S2 – абсолютно неэластичное предложение.

Абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эла­стичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства то­вара (если цена понижается), либо к неограниченному уве­личению предложения (если цена повышается).

Абсолютно неэластичное предложение (гра­фик S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном слу­чае его предложение будет постоянным (одинаковым); ко­эффициент эластичности равен нулю. [7, c.178]

Практическая часть

Задание 1:Объясните, каким образом эластичность предложения влияет на величину валового дохода.

В отличие от эластичности спроса, показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовый доход всегда изменяются в одной и том же направлении.

Задание2: Покажите графически различия в эластичности предложения картофеля в краткосрочном и долгосрочном периодах и объясните, с чем связаны эти различия.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Садовод, вырастивший картофель и приехавший на рынок его продавать, не может изменить количество предлагаемого им картофеля, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. График эластичности предложения картофеля будет выглядеть следующим образом:

Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Р
Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

 
  Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Конец формы

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в краткосрочном и среднесрочном периодах. Предложение картофеля в долгосрочном периоде будет эластичным, количество картофеля будет уменьшаться, а его цена увеличиваться или оставаться на прежнем уровне. Графически эластичность предложения картофеля в долгосрочном периоде будет выглядеть следующим образом:

 
  Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

 
  Факторы эластичности предложения. Практическое использование результатов анализа. Время как основной фактор эластичности предложения - student2.ru

Список использованной литературы

1.Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т.1 / Гальперин В.М. и др.; Под ред. Гальперина В.М. - УМО. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - 349с.

2.Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие / Добрынин А.И., Салов А.И., А. И. Салов. - М.: Юрайт, 2002. - 302с.

3.Курс экономической теории: Учебник / Чепурин М.Н., Киселева Е.А. - МО, 5-е изд. перераб. и доп. - Киров: АСА, 2004. - 832с.

4.Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов / Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. - УМО, 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2001. - 544с.

5.Мэнкью Г.Н. Принципы микроэкономики / Г. Н. Мэнкью. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 560с. - (Учебник для вузов).

6.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - УМО, 2-е изд. с измен. - М.: НОРМА, 2002. - 572с.

7.Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика / Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. - 2-е изд.; Пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 808с. - (Зарубежный экономический вестник).

8.Тарасевич Л.С. и др. Микроэкономика: Учебник / Тарасевич Л.С. и др., Гребенников П.И., Леусский А.И.; Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - МО. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 375с.

9.Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. - МО, 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2003. - 896с.

Наши рекомендации