Отдел Государственного заказа Фрунзенского района
Учебная практика проходила в Администрации Фрунзенского района, в отделе Государственного заказа под руководством Красавиной Натальи Алексеевной.
1. Основные задачи отдела
1. Размещение государственного заказа Санкт-Петербурга путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона и без проведения торгов, участие в формировании и исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга.
2. Осуществление планирования закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга.
3. Координация деятельности подведомственных администрации государственных заказчиков Санкт-Петербурга второго уровня в части формирования, размещения и исполнения государственного заказа.
4. Участие в проведении на территории района единой государственной финансовой и бюджетной политики Санкт-Петербурга.
5. Обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга на территории района в соответствии с компетенцией Отдела.
6. Организация деятельности по профилактике правонарушений на территории района в соответствии с компетенцией Отдела.
7. Участие в проведении антикоррупционной политики при формировании, размещении и исполнении государственного заказа в районе.
2. Функции отдела
В соответствии с перечисленными задачами отдел выполняет следующие функции:
1. Формирует и оформляет заявки на размещение заказа путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме.
2. Осуществляет подготовку и представление пакета документов на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком.
3. Осуществляет опубликование и размещение сообщений о заинтересованности в проведении открытого конкурса.
4. Осуществляет размещение маркетинговых исследований для малых закупок для нужд министерства.
5. Осуществляет сбор статистической отчетности по подведомственным учреждениям.
6. Формирует план-график закупок.
7. Осуществляет согласование планов-графиков закупок с подведомственными учреждениями.
8. Осуществляет регистрацию сведений о заключении исполнения, изменений в договорах по результатам проведения маркетинговых исследований для малых закупок.
9. Осуществляет подготовку государственных контрактов, договоров, заключаемых министерства, в том числе по результатам проведения торгов.
10. Осуществляет контроль исполнения (в т.ч. документального оформления исполнения) государственных контрактов, договоров, заключаемых министерством.
11. Осуществляет защиту интересов министерства при рассмотрении Федеральной антимонопольной службой российской Федерации жалоб на действия министерства в качестве государственного заказчика.
12. Подготавливает для руководства министерства справочные материалы по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
13. Проводит администрирование и ежедневное мониторирование подпортала http://portal.adm.kaluga.reg/sub/health/ органов власти Калужской области, заполнение необходимыми материалами разделов подпортала.
14. Обеспечивает администрирование сайта горячая линия «Здравоохранение».
15. Обеспечивает рассмотрение вопросов, поступающих по горячей линии «Здравоохранение», и размещение результатов по рассмотрению на портал
16. Осуществляет в соответствие с Инструкцией по делопроизводству ведение текущего делопроизводства и подготовку документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела, для сдачи в архив.
3. Полномочия
В соответствии с возложенными задачами сотрудники отдела имеют право:
1. Посещать учреждения, подведомственные министерству для исполнения должностных обязанностей, принимать участие в проверке учреждений.
2. Вносить предложения руководству министерства по совершенствованию работы отдела и подведомственных учреждений в части выполнения функций, связанных с размещением государственных заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных нужд.
3. Запрашивать информацию от подведомственных учреждений по вопросам, относящимся к компетенции отдела
4. Участвовать в организации и работе совещательных органов, конференций и семинаров и других мероприятий, проводимых министерством и другими органами и организациями и затрагивающих сферу деятельности отдела
В мои обязанности входил мониторинг сайта гос заказа, на наличия изменений в процентном соотношении различных видов государственных заказов (Приложение 1,2,3). В результате этой работы, наглядно видно, в какой Администрации города сколько заключено контрактов, какого вида, общую сумму затрат на государственный контракт и самое главное ,какова экономия от проведения этих работ.
Государственный заказ — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ выполняет ряд важнейших функции. К основным из них относятся следующие:
1. Воспроизводственная функция. Механизм государственного заказа позволяет удовлетворить государственные нужды в продукции, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым качеством. Это обеспечивает стабильные воспроизводственные экономические связи с участием государства.
2.Функция ценового регулирования. Государственный заказ, влияя на уровень цен при государственных закупках, способен косвенно влиять на динамику цен в экономике в целом. Это обеспечивает возможность индикативного воздействия государства на процессы ценообразования в переходной экономике.
3. Контрольно-учетная функция. Эта функция государственного заказа тесно связана с необходимостью создания эффективной системы контроля расходования бюджетных средств. При этом в российских условиях становление и развитие системы государственного заказа во многом было ускорено борьбой с коррупцией.
4.Социальная, направленная на содействие реализации социально- экономической политики государства, в том числе вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс;
5. Еще одной из функций госзаказа может является, экономия средств бюджетов (в процессе госзаказа, как например электронного аукциона, цена на услуги может снижаться, в процессе борьбы юридических или физических лиц)
Рис. 1. На данном скриншоте видно, что госзаказы привели к сокращению бюджетных расходов.
В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Администрация района размещает заказ на ремонт местной библиотеки.
Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые получены из соответствующих бюджетах и внебюджетных фондов. При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Это можно рассмотреть на примере той же библиотеки, заказчиком выступает Администрация, а конечным получателем библиотека . Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Санкт-Петербурга или Администрация Чукотской области).
Главными принципами госзаказа являются:
1. открытость – размещения информации о госзаказах на официальном сайте http://zakupki.gov.ru
2. равноправие (гласность) - все участники конкурса должны находиться в равных условиях.
3. эффективность и ответственность - на практике принцип эффективности заключается в том, что все выделенные средства должны иметь строго целевое использование. Если, например, деньги предназначены для ремонта библиотеки, то израсходовать их на покупку воздушных шариков дочери, не удастся.
Основные понятия и принципы были нами рассмотрены, необходимо теперь разобраться, какие бывают госзаказы.
Один из важнейших элементов организационного механизма управления рынком – нормативно правовая база системы размещения госзаказа. Основой нормативной базы является Федеральный закон №94, содержащий основные начала и принципы проведения торгов. В нем указан порядок проведения конкурса, способы размещения заявки и многое другое. Нормы, посвященные гос контрактам, содержатся и в других нормативно-правовых актах. Их все можно разделить на несколько уровней — федеральный, региональный и местный.
Согласно ст. 10 п. 1 ФЗ №94 размещение заказа может осуществляться:
1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2 .без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
К основным видам госзаказов относятся:
1. Счета до 100 тыс. рублей – не подлежат на сайте госзаказа, могут использоваться раз в квартал
2. Счета до 400 тыс. рублей – не подлежат на сайте госзаказа, могут использоваться раз в квартал
3. Закупка по исключительным правам – это очень интересный вид госзакупки, т. к. при закупке товара по исключительным правам, заказчик не ограничен по сумме. Но только при условии, что у поставщика есть реестр авторских прав. Пример: в библиотеку, нужно закупить партию книг. Они их могут закупить напрямую через издательство или их представителей, тем самым сохраняя авторское право.
4. Открытые аукционы
Рис. 2. На скриншоте видно, что на сайте http://zakupki.gov.ru мы ввели в строку поиска запрос аукцион и теперь можем смотреть, какие из них сейчас актуальны.
Это один из самых сложных видов госзаказа, именно не знание и не умение работать с ним, тормозит развитие экономики. Я столкнулась с тем, что для получения нужных товаров, конечные потребители не понимают, как с этим работать.
Выделим несколько важных этапов проведения аукциона:
1. Заказчик составляет извещение, в котором прописывает условия контракта, техническое задание(требования), сумму контракта и сроки выполнения.
2. Заказчиком подается извещение на официальный сайт о проведение открытого аукциона.
3. Для участия в конкурсе, участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в указанный в извещении о проведении открытого конкурса срок по форме, установленной конкурсной документацией.[4] Заявки должны содержать, все сведения, которые требует заказчик.
4. Далее происходит рассмотрение заявок, все ли в порядке с документами, проверка участников в «реестре недобросовестных поставщиков ».
5. Далее на открытых аукционных электронных площадках, происходят торги. Выиграет тот поставщик, чья цена будет последней.
6. С победителем подписывается контракт.
7. После исполнения своих обязательств по контракту, поставщик предоставляет отчет по проделанной работе, заказчик в свою очередь принимает работу.
8. Далее установленном в порядке происходит перевод денег на счет исполнителя.
Это краткое описание процесса аукциона, на деле очень много тонкостей, из-за которых многие компании не доходят до самого аукциона, не точно написано ИНН или ошибка в написании адреса компании, что угодно это уже отказ от участия.
Для участия в открытых аукционах, необходима иметь ЭЦП- Электронную Цифровую Подпись. Электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе, а также обеспечивает неотказуемость подписавшегося.
5. Котировочные заявки – проводятся раз в квартал, требуется регистрация на сайте госзаказа и может составлять до 500 тыс. рублей.
В отличие от конкурса и аукциона, запрос котировок является первым способом закупок без проведения торгов.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.[5]
Рис. 3. На скриншоте видно, что на сайте http://zakupki.gov.ru мы ввели в строку поиска запрос котировочная заявка и теперь можем смотреть, какие из них сейчас актуальны.
Котировочная заявка, чем-то похожа на открытый аукцион, но здесь не требуется ЭЦП.
Этапы:
1. Составляется извещение
2. Получение заявок от участников
3. Рассмотрение заявок комиссией, проверка в «реестре недобросовестных поставщиков »
4. Выигрывает тот, кто предложит меньшую сумму заказа
5. Подписание договора
6. Принятие работ
7. Оплата работ
Вывод
Я считаю, что вопрос о роли государственного заказа как одного из методов государственного управления ещё недостаточно изучен и требует дальнейшего рассмотрения, так как единого мнения на современном этапе ещё не выработано. Кроме того, по моему мнению, данный вопрос имеет особое место в экономической науке и практике, так как теоретическое осмысление процесса осуществления государственных заказов, а также разработка мероприятий, способствующих повышению их эффективности, а как результат, и повышению эффективности функционирования экономики, определяются в фундаментальную научную задачу.
Необходимо готовить кадры, может даже стоит облегчить где-то процеду госзаказов. Ведь в экономике, как и в медицине все меняется очень быстро, мы не можем стоять на мести. Мы большая и могучая страна, у нас очень много крупных компаний, которые готовы сотрудничать с государством, нужно привлекать их к общей работе. К сожаления, люди слабо понимают как работает эта система, необходимо развивать эту сферу, так мы даем работу и можем сокращать расходы в процессе проведения аукционов.
В процессе учебной практики, мною были рассмотрены все виды государственного заказа.
Список используемой литературы
1. Постановление от 26 августа 2008 г. N 1078 «Об Адмистрациях районов Санкт-Петербурга»