Общая характеристика социально-досугового отделения Фрунзенского района

О прохождении учебной практики

Смирнова Евгения Олеговна

I курс обучения, учебная группа № 1307

Место прохождения практики:Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

192007 Санкт-Петербург, ул. Расстанная, д. 20 литера А

Срок прохождения практики: с «29» июня 2016 г. по «16»июля 2016 г.

Руководители практики:

От вуза: Бродская Ирина Михайловна, доцент кафедры социальных технологий

От организации: Кузьмина Нелли Анатольевна, заведующий социально-досуговым отделением

Оглавление

Введение. 3

1. Общая характеристика «Комплексного центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга». 5

1.1 Структура организации СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района СПб». 7

1.2 Общая характеристика социально-досугового отделения Фрунзенского района. 8

2. Особенностей профессиональной деятельности социальных работников СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт – Петербурга». 10

2.1 Должностные обязанности работников СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт – Петербурга» 11

3. Особенности клиентов СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района СПб» СДО.. 14

4. Социально-педагогические и медико-социальные методы и технологии, использующиеся в работе сотрудников СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт – Петербурга». 16

5. Содержание и результаты индивидуальных заданий руководителя практики от организации. 17

5.1 Программа обучения пенсионеров пользованию мобильным телефоном. 17

5.2 Программа обучения пенсионеров пользованию ПК. 17

Заключение. 19

Введение

Практические работы являются неотъемлемой частью процесса обучения. Практика дает возможность студенту попробовать себя в выбранной сфере и применить полученные знания. Поступая в высшее учебное заведение, многие первокурсники не всегда делают свой выбор осознанно и зачастую лишь частично представляют суть своей будущей специальности. Именно практика помогает окончательно убедиться в правильности сделанного выбора, формирует представление студента о выбранной профессии, позволяет оценить собственные силы и прививает навыки работы в коллективе.

После окончания первого курса я проходила практику в Бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района города Санкт-Петербурга, социально-досуговое отделение №2» в период с «29» июня 2016 г. По «16» июля 2016 г.

Руководителями практики передо мной были поставлены следующие цель и задачи:

Цель практики: изучение студентами особенностей социальной работы в организациях социальной защиты населения, учреждениях социальной сферы по оказанию помощи населению.

Задачи практики:

1. Провести анализ нормативно-правовых актов, определяющих функции и структуру организации, являющейся базой практики, в системе социальной защиты населения РФ.

2. Изучить особенностей профессиональной деятельности социальных работников в данной организации.

3. Рассмотреть нормативные требования к деятельности социального работника (профессиональные стандарты, должностные инструкции и т.д.)

4. Описать особенности клиентов, с которыми взаимодействуют эти социальные работники.

5. Выявить социально-педагогические и медико-социальные методы и технологии, которые используются сотрудниками организации, являющейся базой практики.

6. Выполнение индивидуальных заданий руководителя практики от организации.

7. Подготовить отчёт о прохождении практики.

8. Защитить отчёта о прохождении практики.

1. Общая характеристика «Комплексного центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

«Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга» располагается по адресу 192007 ул. Расстанная д. 20 А. Свидетельство о государственной регистрации учреждения от 01.11.2004 за основным регистрационным номером 10478551260504 (серия 78 №005487103), является унитарной некоммерческой организацией. Учреждение создано постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2004 №1386

Деятельность СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района СПб» определяется Уставом Санкт-Петербургского государственного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга» (новая редакция), утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 11.04.2016 №660-83 и согласованным с главой администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, а также локальными нормативными актами.

Устав определяет цели, предмет и виды деятельности Учреждения. Учреждение создано для достижения следующей цели: социальное обслуживание граждан пожилого возраста, граждан без определенного места жительства (бездомных), инвалидов трудоспособного возраста. Деятельность центра должна быть направлена на достижение указанной цели.

Предметом деятельности Учреждения, согласно уставу, является:

Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, проживающим в семье, одиноко проживающим, одиноко проживающим супружеским парам, в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и стационарной форме социального обслуживания при временном проживании в помещениях учреждения;

Предоставление социальных услуг гражданам трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомным) в полустационарной форме социального обслуживания с периодом пребывания до 4 часов;

Предоставление социальных услуг инвалидам трудоспособного возраста с множественными нарушениями развития в форме социального обслуживания на дому.

ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района СПб» осуществляет следующие виды деятельности:

§ Социально-бытовые услуги;

§ Социально-медицинские услуги;

§ Социально-психологические услуги;

§ Социально-педагогические услуги;

§ Социально-трудовые услуги;

§ Социально-правовые услуги (в соответствии с кодами общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанными при регистрации);

§ Здравоохранение и предоставление социальных услуг;

§ Предоставление социальных услуг;

§ Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания (Основной вид деятельности).

1.1 Структура организации СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района СПб»

СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт-Петербурга» предоставляет несколько форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов – социальное обслуживание. Оно представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан и инвалидов. Это учреждение, как и многие другие центры социального обслуживания, включает в себя отделения социально-бытового обслуживания на дому, дневного пребывания, временного проживания, отделения социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационного отделения.

Центр социального обслуживания имеет обособленные подразделения, которые работают в следующих направлениях: социальное обслуживание граждан пожилого возраста; социальная поддержка и оказание помощи нуждающимся.

В направлении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов работают:

§ Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (ОСОД) 14 отделений;

§ Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (СОСМОД) 5 отделений;

§ Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОВП);

§ Отделение дневного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОДП) 2 отделения;

§ Социально – реабилитационное отделение обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (СРО);

§ Социально – досуговое отделение граждан пожилого возраста и инвалидов.

В направлении социальной поддержки и оказании помощи нуждающимся действуют:

§ Отделение социальных услуг в полустационарной форме 3 отделения (срочные социальные услуги);

§ Организационно-методическое отделение;

§ Отделение социальной помощи лицам БОМЖ;

§ Отделение экстренной психологической помощи гражданам пожилого возраста и инвалидов (ОЭПП);

§ Отделение по контролю качества социальных услуг (ОККСУ).

Общая характеристика социально-досугового отделения Фрунзенского района

Социально-досуговое отделение государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт – Петербурга» расположено по адресу ул. Расстанная, д. 20 А.

Основные направления деятельности СДО:

§ Организация работы кружков и творческих клубов по интересам;

§ Организация и проведение концертных программ, музыкальных занятий, лекций, бесед и дискуссий;

§ Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание активного образа жизни;

§ Развитие экскурсионных программ;

§ Предоставление журналов, газет, книг с использованием библиотечного фонда;

§ Организация информационно-просветительской работы с целью решения вопросов возрастной адаптации;

§ Организация и проведение конкурсов творческого мастерства и мастер-классов.

Основные услуги, оказываемые СДО:

§ Групповые психологические тренинги (телесноориентированная терапия, музыкотерапия, релаксация);

§ Театр психологических импровизаций «СоЗвучие»;

§ Индивидуальные консультации психолога;

§ Поэтический кружок;

§ Литературная студия «Вдохновение»;

§ Студия прикладного искусства «Мастерица»;

§ Танцевальный кружок;

§ Изучение иностранных языков (английский и немецкий);

§ Кружок оригами.

В рамках этого структурного подразделения ГБУ КСЦООН, социально-досуговое отделение, проводилась программа по обучение пенсионеров компьютерной грамотности. Курсы проводили студенты 1-ого курса СЗИУ РАНХиГС факультета социальных технологий, обучающиеся по направлению социальная работа. Нам были даны уроки по обучению пользования мобильным телефоном и планшетом, а также терминалов «Сбербанк».

2. Особенностей профессиональной деятельности социальных работников СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт – Петербурга»

Комплексный центр социального обслуживания Фрунзенского района Санкт-Петербурга предоставляет одну из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов-социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан. Этот центр, как и многие другие центры социального обслуживания имеет отделения надомного социального-бытового обслуживания, дневного пребывания, временного проживания, отделения социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационные отделения.

При центре социального обслуживания работают отделения дневного пребывания. Они предназначены для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и передвижению, для организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Деятельность отделений центра помогает людям пожилого возраста развить творческий потенциал; продлить пребывание граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса; укрепить здоровье, благодаря оздоровительной и адаптивной физической культуре.

2.1 Должностные обязанности работников СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт – Петербурга»

Работник обязан:

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией и иными документами, регламентирующими деятельность Работника;

- качественно и своевременно выполнять поручения, распоряжения, задания и указания своего непосредственного руководителя;

- соблюдать настоящие Правила;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- отвечать на входящие телефонные звонки городских телефонов не позднее чем на пятый сигнал телефона;

- выполнять установленные нормы труда;

- проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знания требований охраны труда;

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические ( в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению Работодателя в предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

- способствовать созданию благоприятной деловой атмосферы в коллективе;

- незамедлительно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества у Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);

- принимать меры по устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (аварии, простои и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся Работодателю;

- поддерживать своё рабочее место, оборудование в исправном состоянии, порядке и чистоте;

- соблюдать установленный Работодателем порядок хранения документов, материальных ценностей;

- повышать свой профессиональный уровень путём систематического самостоятельного изучения специальной литературы, журналов, периодической специальной информации;

- заключать договор о полной материальной ответственности в случае, когда приступает к работе по непосредственному обслуживанию или использованию товарных ценностей, иного имущества, в случаях и в порядке, установленных законом;

- соблюдать установленные Работодателем требования:

А) не использовать в личных целях технику и оборудование Работодателя;

Б) не использовать рабочее время для решения вопросов, не обусловленных трудовыми отношениями с Работодателем; в период рабочего времени не вести телефонные разговоры, не читать книги, газеты, иную литературу, не имеющую отношения к трудовой деятельности, не пользоваться сетью Интернет в личных целях, не играть в компьютерные игры;

В) не курить в помещениях Учреждения, вне оборудованных зон, предназначенных для этих целей;

Г) не употреблять в рабочее время алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, не приходить на работу в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Д) не выносить и не передавать другим лицам служебную информацию, информацию о клиентах Учреждения и иных лицах из электронных баз данных на бумажных и электронных носителях, не разглашать ставшие ему известными по роду деятельности сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (служебной, коммерческой; персональные данные клиентов);

Е) не оставлять на длительное время рабочее место, не сообщив об этом своему не посредственному руководителю и не получив его разрешения;

Ж) не хранить на рабочем месте огнеопасные и опасные (ядовитые) для здоровья вещества, предметы;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, иными локальными нормативными актами и трудовым договором.

Не допускаются случаи некорректного поведения и неуважительного отношения к жителям Санкт – Петербурга при их обращении в Учреждение, при предоставлении услуг.

Трудовые обязанности и права работников конкретизируются в трудовых договорах и должностных инструкциях.

3. Особенности клиентов СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района СПб» СДО

Сотрудники социально-досугового отделения «Комплексного центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга» работают, в основном, с пожилыми людьми, стариками и пенсионерами по старости (В РФ мужчины – 60; женщины – 55 лет).

На полустационарной форме социального обслуживания в СДО ежегодно получателями услуг являются примерно 900 человек.

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60 – 74 лет, к старикам 75 – 90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

Социальная работа с этой категорией населения проводится исходя из присущих ей особенностей, физиологических, психологических, социальных проблем, с которыми сталкиваются люди пенсионного возраста. Досуговый центр, в первую очередь, призван решать социальные и социально – психологические проблемы граждан.

К основным социальным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

§ Ограничение жизнедеятельности пожилых людей, которые, в силу возрастных особенностей, вынуждены отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов;

§ Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми, в том числе и с родственниками;

§ Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;

§ Наличия большого количества свободного времени и качества наполнения.

В пожилом возрасте люди становятся более консервативными, человек в таком возрасте становится гораздо более чувствительным к любым изменениям. Проявляются трудности в приобретении новых навыков. Заметно сужение круга интересов, за счет «выпадения» из профессионального круга общения. Социальная работа с данной категорией населения должна быть направлена на преодоление перечисленных проблем, помощь в адаптации пожилых людей к новым для них условиям социальной жизни. В социальной работе с пожилыми людьми следует руководствоваться принципами корректности и тактичности.

Работа центра социального обслуживания должна способствовать формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки возможностей людей «элегантного возраста».

4. Социально-педагогические и медико-социальные методы и технологии, использующиеся в работе сотрудников СПб ГБУ СОН «КЦСОН Фрунзенского района Санкт – Петербурга»

Сотрудники социально-досугового отделения «Комплексного центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга» используют как традиционные, так и новые методы работы; последние, как правило, обусловлены изменившимися реалиями жизни. В настоящее время
они отражают, во-первых, установившиеся гражданско-правовые отношения между учреждением социального обслуживания, социальным работником и клиентом; во-вторых, демократическую сущность социальной работы, которая основана на партнерстве, сотрудничестве.

Следует также заметить, что большинство педагогических технологий, методик и процессов воспитательного воздействия отражает определенные стороны общих технологий социальной работы — адаптация, реабилитация, социальный надзор и контроль и т.п.

Все, используемые сотрудниками СДО социально-педагогические методы можно сгруппировать, исходя из такие принципов, как:

  • принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;
  • принцип коллективного творчества, т.е. заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;

Неотъемлемым разделом педагогики является дидактика, раскрывающая закономерности преподавания и усвоения знаний, умений и навыков, обосновывающая обучающие методики и технологии. Знание ее основ необходимо социальному работнику. Однако в социальной педагогике дидактичность, т.е. нравоучительный, менторский тон по отношению к клиенту, настойчивое стремление поучать, высокомерная позиция доминирования, недопустима. Социальное воспитание, особенно взрослых людей, -это, в первую очередь, самовоспитание, партнерское сотрудничество социального работника с клиентом в области изменения его личностных и социальных обстоятельств. Уважение суверенитета личности клиента обусловлено не только этическим кодексом социального работника, но и прагматическими обстоятельствами: без стремления к самовоспитанию и перевоспитанию, при отсутствии у клиента активной позиции любое воспитательное воздействие будет неэффективным.

Содержание и результаты индивидуальных заданий руководителя практики от организации

Наши рекомендации