Государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования.
Государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования.
Прогнозирование развития предприятия.
Методологические основы планирования.
Стратегия развития предприятия и бизнес-планирование.
Тактическое и оперативное планирование.
Государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования.
Экономическая|экономичная| политика государствазаключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической|экономичной| деятельности общества.
Экономическая|экономичная| функция является важнейшей,поскольку недостаточный экономический|экономичный| потенциал страны или его неэффективное использование|употребление| препятствуют реализации других функций государства (политической|политичной|, социальной, международной).
Как субъект макроэкономического регулирования государство свою экономическую|экономичную| функцию выполняет|исполняет| по следующим направлениям:
• формирование правовых принципов функционирования экономики (узаконивает существование разных|различных| видов хозяйственной деятельности, определяет правовой статус отдельных форм собственности, регулирует отношения между продавцами и покупателями товаров, регламентирует осуществление внешнеэкономической деятельности отдельных предприятий, определяет обязанности|долги| предприятий перед государством, определяет|выявляет,проявляет| случаи незаконной деятельности и применяет соответствующие средства воздействия к|до| нарушителям и др.);
• обеспечение экономики необходимыми денежными средствами (государство является монополистом в этой сфере и с помощью|из-за| денежно-кредитной политики удовлетворяет спрос на деньги);
• устранение недостатков рыночного саморегулирования (осуществляет|свершает,совершает| защиту конкуренции, обеспечивает людей общественными товарами, принимает участие в решении проблем дефицита рынка, формирует информационную инфраструктуру рынка, осуществляет|свершает,совершает| стабилизационную политику);
• перераспределение доходов - для уменьшения неравенства|неровности| вдоходах государство осуществляет|свершает,совершает| их перераспределение с помощью|из-за| социальных программ в форме трансфертных платежей (пенсии, стипендии, выплаты по безработице и социальному страхованию). Регулирует индивидуальные доходы через|из-за| участие в процессе формирования первичных доходов (установление минимальной заработной платы, индексация доходов с учетом инфляции, регулирование цен на товары, внедрение|вводы| прогрессивных форм налогообложения);
• обеспечение обязательных потребностей населения (товары или нормы поведения, которые|какие| государство обязывает потреблять или которых|каких| обязывает придерживаться, называются обязательными товарами;государство вмешивается в этот процесс, устанавливая правила дорожного движения, контролируя выбросы вредных веществ в окружающую среду и качество продуктов, проводит медицинские прививки, осмотры|осмотры| и тому подобное).
Экономические|экономичные| функции государства осуществляются через|из-за| механизм бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и другой политики. На современном этапе своего развития рыночный механизм ведения хозяйства не является совершенным. Его дополняет система государственного регулирования экономики и функционирования предпринимательских структур.
Государственное регулирование экономики– это целенаправленное влияние государства на экономическую|экономичную| деятельность субъектов рынка для приведения в соответствие с приоритетами |упорядочения| государственной экономической|экономичной| политики и повышения результативности экономической|экономичную| деятельности данных субъектов.
Основные принципы государственного регулирования экономики заключаются: во-первых, в минимальном вмешательстве государственных органов в экономические|экономичные| процессы (исполнение ими лишь тех функций, которые не может выполнить сам субъект хозяйствования); во-вторых, влияние соответствующих структур власти, на развитие социально-экономических процессов, должно происходить с помощью|посредством| установленных государством экономических|экономичных| рычагов и нормативов.
Методы государственного регулирования экономики - это способы воздействия государства с помощью|из-за| использования|употребление| определенных инструментов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческие структуры с целью создания условий для их эффективного функционирования согласно направлениям государственной экономической|экономичной| политики.
Методы прямого влияния на субъектов рынкадействуютнепосредственно (нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые комплексные программы, государственные заказы, установление цен, нормативы, лицензии, квоты, лимиты). Методы косвенного| влияниядействуют, опосредствовано, через|из-за| создание определенной экономической|экономичной| среды, осуществляя|свершают,совершают| влияние на экономические|экономичные| интересы, используя механизм|употребления| мотивации (фискальная политика, бюджетная политика, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, амортизационная политика, инновационная политика, моральное убеждение).
Макроэкономическое планирование -это особый вид деятельности государства относительно|касательно| определения стратегических, тактических и оперативных целей на плановый период, а также способов достижения этих целей.
В Украине макроэкономическое планирование осуществляется в форме разработки и реализации Государственной программы экономического|экономичного| и социального развития Украины.
Важным элементом рыночного хозяйства является его финансово-бюджетное регулирование и денежно-кредитная политика государства.
Финансово-бюджетное регулирование состояния|стана| рыночной среды должно обеспечивать нормальный ход экономических|экономичных| и социальных процессов, полное удовлетворение общественных потребностей в финансовых ресурсах. Этот процесс происходит посредством|из-за| механизма бюджетного планирования (Государственный бюджет и государственные целевые фонды).
Государственный бюджет - это годовой план государственных доходов и расходов, который утвержден в законодательном порядке.
Доходы Государственного бюджета формируются за счет: налоговых поступлений;других поступлений и доходов от операций с капиталом, который находится|перебывает,пребывает| в общегосударственной собственности (доходы от приватизации и реализации государственного имущества; поступления от внутренних ссуд; возвращения|возврат| государству ссуд, процентов, дивидендов);доходов государственных целевых фондов (пенсионного фонда, Государственного фонда содействия занятости население и др.);других доходов, установленных законодательством Украины и отнесенных к|до| доходам Государственного бюджета.
Расходы Государственного бюджета осуществляются по статьям на основании бюджетной классификации. По функциональным значениям их можно объединить в такие группы:
1. Финансирование государственных услуг общего назначения (государственное управление, содержание|иждивение,удержание| законодательных, исполнительных и судебных органов, на международную деятельность, национальную защиту и др|.).
2. Финансирование производства социальных товаров (наука, образование, культура, искусство, здравоохранение|здравоохранительный|, социальная защита и социальное обеспечение, средства массовой информации, жилищно-коммунальное хозяйство).
3. Финансирование государственных услуг, связанных|повязанных| с экономической|экономичной| деятельностью (развитие отраслей материального производства, обеспечение эффективности хозяйственной деятельности, структурные преобразования|преобразования,претворения| в экономике, реализация целевых комплексных программ).
4. Расходы государственных целевых фондов.
5. Другие расходы (выплаты процентов и обслуживание государственного долга, создание резервных фондов и др.).
Расходы по своим экономическим|экономичными| характеристикам делятся на текущиерасходы и расходы перспективного развития.
За счет Государственного бюджета осуществляется прямое финансирование отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности. Кроме того, из|с| него осуществляются выплаты в форме:
• дотаций - ассигнований для сбалансирования| доходов и расходов местных бюджетов и покрытия денежных убытков отдельных государственных предприятий;
• субсидий - помощи с целью поддержки населения, определенных видов предпринимательской деятельности, отраслей национального хозяйства;
• субвенции - финансовой помощи центральным или местным органам исполнительной власти, которая предоставляется на конкретные цели.
Превышение доходов над расходами составляет избыток|излишек,переизбыток| (профицит) бюджета; превышение расходов над доходами - недостаток|нехватку| (дефицит) бюджета.
Хорошо действующая, активная денежно-кредитная система является залогом|ручательством| стабилизации и развития рыночных взаимоотношений между субъектами хозяйствования. Эта система обеспечивает эффективное управление денежным обращением и кредитами. Денежная подсистема характеризует форму организации денежного обращения; кредитная подсистема отображает совокупность кредитных отношений и учреждений, которые их обеспечивают.
Кредитными называются те отношения, которые возникают|состоят| по поводу мобилизации временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения.
Формами кредита являются: государственный кредит- заемщиком или кредитором является государство, а именно: кредит выступает в виде ценных бумаг (облигаций, сертификатов сберегательного банка и тому подобное); банковский кредит- предоставление банковскими учреждениями денежных средств юридическим или физическим лицам; коммерческий кредит- это отсрочка платежей, которая|какая| предоставляется продавцами покупателям.|
Одним из главных|головных| рычагов государственной регуляции является налоговая политика – это совокупность мероприятий, экономических инструментов и соответствующих решений, которые влияют на увеличение платежей в бюджеты, а также определяют изменения действующей системы, определения механизма поступления платежей в бюджет.
Налоги -это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные государством, которые платят в определенных законом размерах и в установленные сроки ||выпла|с|.
Налоги выполняют ряд функций.
· Фискальную функцию, которая состоит в аккумулировании и мобилизации финансовых средств необходимых для обеспечения и выполнения государством своих функций.
· Регулирующую функцию, которая реализуется через влияние налогов на разные направления развития экономических отношений.
· Стимулирующую функцию, которая проявляется в том, что государство, устанавливая те или иные налоги, имеет возможность стимулировать НТП, создание новых рабочих мест, развитие отдельных отраслей, повышение эффективности производства и т.п.
· Распределительную функцию, которая проявляется в том, что осуществляется перераспределение валового национального дохода, для поддержания благоприятной социальной атмосферы.
Одним из способов регулирования взаимоотношений между государством и субъектами хозяйствования, а также между самими предприятиями является государственный заказ.
Государственный заказ -это инструмент государственного регулирования экономики, который|какое| предусматривает формирование на договорной основе|основании| необходимых для удовлетворения|удовлетворения| государственных потребностей.
Механизм государственных заказов (закупок) регулируется действующим законодательством Украины.
Государственными заказчиками являются министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти, государственные администрации и учреждения всех уровней, уполномоченные Кабинетом Министров заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа.
Исполнителями государственных заказов являются субъекты хозяйствования всех форм собственности, которые|какие| производят и поставляют продукцию для государственных потребностей в соответствии с|соответственно| условиями заключенного государством контракта.
Взаимоотношения между заказчиком и исполнителем регламентируются государственным контрактом. Поставки продукции для удовлетворения государственных заказов финансируются за счет средств|стоимостей| Государственного бюджета и других привлеченных для этого источников|родников,истоков| финансирования. Отбор возможных исполнителей осуществляется на конкурсной основе|основании|.
Государственная инвестиционная политика -это комплекс экономических|экономичных|, административных и правовых мероприятий государства, направленных на активизацию инвестиционной деятельности.
Принципы госрегулирования инвестиционной деятельности:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
- увеличение части|части,доли| собственных средств|стоимостей| предприятий в финансировании инвестиционных процессов;
- переход от|с| прямого бюджетного финансирования в производственной сфере к финансированию посредством кредитования;
- выделение бюджетных средств преимущественно для реализации государственных проектов и программ, направленных на структурную перестройку экономики;
- осуществление финансирования объектов за счет бюджетных средств на конкурсной основе|основании|;
- предоставление преимуществ ранее|ранее| начатому строительству, техническому переоснащению и реконструкции действующих предприятий;
- усовершенствование нормативной и правовой базы инвестиционных процессов;
- внедрение|ввод| системы страхования инвестиций.
Государственная инновационная политика осуществляется по следующим направлениям:
• содействие росту инновационной активности, что является основой|основанием| обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
• приоритетная поддержка инноваций, которые|какие| составляют основу|основание| современного технологического процесса;
• защита интеллектуальной собственности и интересов национального инновационного предпринимательства;
• содействие развития инновационной деятельности врегионах Украины, межрегиональному и международному инновационному сотрудничеству.
Государственная политика в области предпринимательстванаправлена на государственное регулирование процессов, которые происходят в предпринимательской среде, и государственную поддержку предпринимательства. Она включает:
• политику разгосударствления и приватизации, направленную на приватизацию больших|великих| предприятий стратегических отраслей по индивидуальным планам, на основании отраслевых программ реструктуризации, путем продажи пакетов акций на конкурсной основе|основании|, а также приватизацию неликвидных объектов, незавершенного строительства, путем распродажи;
• антимонопольную политику, которая|какая| направлена на предотвращение монопольной деятельности, на ее ограничение и прекращение, а, следовательно|итак|, - на развитие рыночной конкуренции;
• институт банкротства, который выявляет|выявляет,проявляет| неэффективную деятельность предпринимательских структур, их несостоятельность рассчитаться с государством и кредиторами, гарантирует защиту интересов последних, разрабатывает мероприятия для предупреждения банкротства;
• санацию - систему мероприятий, направленных на предупреждение банкротства посредством|из-за| механизма организационных и финансовых действий (ликвидация нерентабельного предприятия, изменение|смена| формы собственности предприятия, слияние предприятий, реструктуризация задолженности, отсрочка погашения кредитов, предоставления правительственных субсидий, банковских кредитов и тому подобное).
Государственная поддержка предпринимательства состоит в разработке, реализации госпрограмм ресурсного, научно-технического, финансового, кадрового содействия развития предпринимательства.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью|посредством| административных и экономических|экономичных| методов, которые|какие| используются в государственном регулировании экономики вообще. Однако важнейшую роль среди экономических|экономичных| методов играют валютные ограничения, которые|какие| направлены|устремляются| на расширение внешнеэкономических связей страны. Валютные ограничения охватывают сферу внешней торговли, движение капиталов и кредитов, перевод прибыли, налоговых и других платежей.
Поскольку во внешнеэкономической деятельности главное место принадлежит внешней торговле, политика государства направлена:
• проведение политики свободной торговли, которая|какая| стимулирует конкуренцию, побуждает отечественные предприятия повышать качество продукции, снижать цены;
• принятие мер протекционизма, то есть защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
• внедрение|ввода| прогрессивных таможенных|пошлинных| тарифов, в том числе антидемпинговой пошлины;
• использование|употребление| механизма квотирования (количественного ограничения импорта или экспорта определенной категории товаров) и лицензирования (установление условий и порядка предоставления государственными органами специального разрешения на ввоз или вывоз товаров).
Охарактеризованные направления государственного регулирования предприятий используются в зависимости от вида деятельности предприятия, его правового статуса, формы собственности и тому подобное и приносят желаемый|желанный,желательный,угодный| результат в случае продуманной и взвешенной государственной экономической|экономичной| политики.
10.2 Прогнозирование развития предприятия.
Стратегическое планированиеявляется особенным видом плановой работы, которая|какая| заключается в разработке стратегических решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов. Они предусматривают постановку таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых|каких| обеспечивает эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю|скорую| адаптацию к|до| изменениям|перемен внешней среды.
Стратегическому планированию присущие такие характерные черты:
• направленность на средне- и долгосрочную перспективу;
• ориентация на решение ключевых целей предприятия, от достижения которых|каких| зависит его выживание и прогресс;
• сочетание намеченных целей с ресурсным обеспечением на их достижение (имеющихся и привлеченных в будущем);
• учет влияния на плановый объект многочисленных внешних факторов;
• способность адаптироваться к|до| изменениям|сменам| внешней и внутренней среды предприятия.
Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры, основными из|с| которых|каких| являются: стратегическое прогнозирование, программирование, проектирование.
Прогнозирование -это процесс предвидения будущего состояния|стана| предприятия, его внутренней и внешней среды, а также возможных альтернативных способов и сроков|терминов| достижения ожидаемых количественных и качественных результатов.
Суть|сущность| прогнозирования заключается в научном предвидении состояния|стана| объекта прогнозирования, на основе|основании| анализа тенденций его развития и экстраполяции (проекции||) на будущий период, или использования|употребление| нормативных расчетов.
В своей практической|практичной| деятельности предприятия чаще всего используют такие типы прогнозирования:
1) прогнозирование, которое|какое| базируется на использовании|употреблении| интуиции в процессе предвидения будущего;
2) поисковое прогнозирование, которое|какое| базируется на имеющейся в настоящее время информацию и предусматривает переход от теперешнего состояния|стана| к|до| будущему;
3) нормативное, которое|какое| оценивает возможности развития предприятия, исходя из поставленных целей.
Методы прогнозированияделятся на следующие группы:
1. Фактографические методыпрогнозирования базируются на использовании|употреблении| фактических данных, которые|какие| характеризуют изменения|смены| в объекте прогнозирования.
Основными в этой группе являются:
• метод экстраполяции; базируется на распространении закономерностей развития объекта в прошлом на будущее;
• метод корреляционных и регрессионных моделей; устанавливает статистическую зависимость между результирующими показателями и переменными|изменяемыми,меняющимися,обменными,сменными| факторами с помощью|посредством| математических формул;
• метод функций; математико-статистический метод прогнозирования.
2. Эвристические методы прогнозированияпредусматривают разработку прогнозов с использованием логических|логичных| приемов, правил и методов исследований.
К|до| этой группе принадлежат:
• метод экспертных оценок (делится на индивидуальный и коллективный). К|до| индивидуальным экспертным оценкам принадлежат методы разработки сценариев, интервью, аналитических докладных записок; к|до| коллективным экспертным оценкам отнесены методы Дельфи (анкетный опрос специалистов в определенной отрасли), «мозговой атаки» (коллективная разработка идеи в результате проведенной дискуссии), круглого стола;
• метод оптимизации; дает возможность учесть максимально возможное количество факторов, которые влияют на конечные|концевые| показатели, и выбрать|избрать| наилучший вариант прогноза;
• метод «дерева целей»; используется с целью разделения|разделения| основных заданий|задач| на составные| и в выявлении связей между ними.
Возможное использование|употребление| и других методов прогнозирования развития предприятий.
10.3. Методологические основы планирования.
В системе управления предприятием особое место принадлежит планированию как его основной функции. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка.
Планирование -это процесс установления целей предприятия и на этой основе выбора самых эффективных способов их достижения.
Цель планирования - ликвидировать негативное влияние на предприятие изменчивости|переменчивости| среды, в которой|какой| оно функционирует.
Переход к|до| рыночной экономике обусловил самостоятельное осуществление предприятиями всего комплекса плановой работы. Предприятия могут самостоятельно определять| пути развития производства, использовать системы мотивации труда, устанавливать производственную программу и тому подобное. В основе|основании| разработки планов предприятия лежит соотношение между спросом и предложением, конкретные договоры на поставку продукции между хозяйничающими|хозяйствующими| субъектами, между предприятиями и государством. Среди системы показателей планов важнейшими являются натуральные показатели, показатели качества, а также конечные|концевые| показатели деятельности предприятия.
Наряду с|наряду с| широкими правами и возможностями, в условиях рынка предприятия несут ответственность за результаты своей работы и должны постоянно следить за изменением|сменой| рыночной конъюнктуры, учитывать риск.
Основными принципами планированияявляются такие: правильное обоснование и выбор цели и конечных|концевых| результатов работы предприятия; оптимальное использования|употребления| различных ресурсов; системность и непрерывность; сбалансированность; научность; мобильность; адекватность и реальность.
Методы планирования- это способы установления плановых показателей. К|до| методам планирования предъявляются определенные требования|востребования|. Они должны быть адекватными внешним условиям рынка, учитывать разнообразие путей достижения основной цели предприятия - максимизации прибыли, должны отличаться в зависимости от вида плана, который|какой| разрабатывается. Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов, которые должны:
— быть адекватны внешним условиям хозяйствования, особенностям различных этапов процесса становления и развития рыночных отношений;
— более полно учитывать профиль деятельности объекта планирования и разнообразные способы достижения основной цели — увеличение прибыли;
— соответствовать видовым признакам плана, который разрабатывается
Методы планирования:
1) ресурсный метод - используется при монопольном состоянии предприятия на рынке или слабой конкуренции; плановые показатели устанавливаются, исходя из ресурсных возможностей предприятия;
2) статистический метод - показатели устанавливаются с использованием средних статистических величин по статистическим данным предыдущих|прошедших| периодов;
3) факторный метод - влияние разных|различных| технико-экономических факторов определяет величину планового показателя;
4) балансовый метод - заключается в использовании (|упот(((при составлении плановых расчетов)|,,,,Ю, системы таблиц балансов, в которых|каких| отображаются потребности в определенных видах ресурсов и источники|родника,истока| их покрытия;
5) экономико-математические метод - осуществляется оптимизация плана |предприятия с помощью|посредством| математической зависимости и принятого критерия оптимизации;
6) графоаналитический метод - использование|употребление| графиков и диаграмм при определении определенных показателей.
В зависимости от длительности планового периода планирование бывает перспективным и текущим. В зависимости от периода объекта планирование может быть стратегическим, тактическим и оперативным. Более подробно эти виды планирования мы рассмотрим в следующих вопросах данной темы.
10.4. Стратегия развития предприятия и бизнес-планирование.
Наиболее отдаленную перспективу в деятельности предприятия очерчивают стратегические планы, которые|какие| являются совокупностью взаимосвязанных| мероприятий и действий, отображающих долгосрочные цели и основные направления деятельности с учетом обоснованного| ресурсного обеспечения.
Стратегическое планирование— процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосогласованных работ, для определения долгосрочных целей и направлений деятельности предприятия.
Этапы стратегического планирования заключаются в: 1) формировании миссии и стратегических целей деятельности предприятия; 2) анализе внешней и внутренней среды предприятия; 3) анализе стратегических альтернатив и выборе базовой стратегии; 4) разработке функциональных стратегий предприятия; 5) планировании риска; 6) реализации стратегий, стратегическом контроле и оценке результатов.
Основными разделами стратегического планаявляются:
Ø план маркетинга;
Ø план производства;
Ø план кадрового обеспечения;
Ø финансовый план;
Ø планирование рисков;
Ø создание и поддержка имиджа фирмы.
Процесс стратегического планирования начинается с разработки стратегии. Стратегия- это определение долгосрочного курса развития фирмы, его утверждение и распределение|распределение| ресурсов для его реализации.
Разработке стратегии предшествует определение миссии предприятия,то есть цели, для которой|какой| фирма создана и которая|какая| должна быть достигнута в плановом периоде.
Миссияявляется комплексной целью, которая|какая| включает как внешние (связанные|повязанные| с конкуренцией) ориентиры деятельности, так и внутренние (повышение производительности).
На выполнение миссии направляются|устремляются| стратегические цели (стратегии). Цель— это конкретное состояние|стан| отдельных характеристик фирмы, достижение которых|каких| является для нее желаемым|желанным,желательным,угодным| и на которые|какие| направлена ее деятельность. Цели могут быть экономическими|экономичными| и неэкономичными.
Базовые стратегии предприятия:
Стратегия роста(предусматривает увеличение предприятия, часто из-за|из-за| освоения и появления|захват,восторг| новых рынков)
Стратегия сокращения(используется тогда, когда выживание предприятия находится|перебывает,пребывает| под угрозой)
Стратегия стабилизации(оборонная стратегия, которая|какая| является промежуточной между стадиями роста и падения).
Важным шагом при создании нового предприятия или расширении возможностей существующего является составление бизнес-плана. Он является инструментом стратегического планирования и основой текущего планирования деятельности предприятия.
Бизнес-план предприятия — это письменный документ, в котором изложены суть, направление и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты предстоящего бизнеса, а также управление им.
Бизнес-план выполняет две важные функции: внешнюю (ознакомление заинтересованных людей с сущностью и эффективностью новой предпринимательской идеи) и внутреннюю (разработка системы управления и реализации проекта).
Бизнес-план -это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором|каком| предусмотренные мероприятия, направленные на реализацию предпринимательской идеи, на получение прибыли.
Бизнес-план разрабатывается с целью:
1) технико-экономического обоснования целесообразности создания и функционирования предприятия;
2) привлечение внешних инвесторов, в том числе иностранных;
3) для обоснования предложений относительно|касательно| целесообразности приватизации предприятия.
Бизнес-план разрабатывается на длительный срок, чаще всего на 3-5 лет, хотя временные|временные| рамки планирования бизнеса могут быть значительно шире.
Исходной|выходной| информациейпри разработке бизнес-плана является:
• информация о спросе на продукцию (услуги) (о емкости рынка, географии рынка, демографической характеристике потенциальных потребителей);
• производственная информация (о технологии изготовления продукции, необходимых производственных площадях, оборудовании, сырье, численности и квалификационном составе персонала и др.);
• финансовая информация (о необходимых денежных средствах для реализации проекта, источниках|родника,истока| и условиях их получения).
Структура бизнес-плана может отличаться в зависимости от цели его разработки. Для внутреннего использования|употребления| разрабатывается бизнес-план с достаточно высокой степенью детализации технико-экономических показателей, а для предъявления инвесторам - приводятся важнейшие показатели эффективности проекта.
Типовая|типовая| структура бизнес-плана:
1. Резюме (сведенный раздел)
В нем обосновывается необходимость организации нового предприятия, преимущества будущей продукции сравнительно с|в сравнении с| продукцией потенциальных конкурентов, прогнозные объемы продажи на ближайшие годы, выручка от продажи, расходы на производство, валовую прибыль и эффективность вложенного капитала, срок|термин| окупаемости капиталовложений. Этот раздел часто называют «мини-бизнес-планом».
2. Основная часть
2.1. Описание товара (услуги), характеристика фирмы (характеристика товара, особенности продукции, патенты и свидетельства, которыми|какими| защищены эти особенности, образец товара, ориентировочная цена на продукцию или расходы на ее производство, упаковка; характеристика вида и форм деятельности фирмы, ее репутация, основатели|учредители| и др|.).
2.2. Анализ отрасли (темпы развития отрасли, новые продукты отрасли, перспективы ее развития на ближайшие годы, жизненный цикл товара и др.).
2.3. Анализ рынка (результаты изучения рынка сбыта, данные, которые характеризуют структуру и сегменты рынка, потенциальные потребители, возможные конкуренты, их товары, качества продукции, ориентировочные цены и условия продажи).
2.4. План маркетинга (ценообразование, организация и стоимость рекламы, каналы сбыта продукции, формы продажи товара, методы стимулирования продажи и др.).
2.5. План производства (величина производственных мощностей, условия их наращивания, условия обеспечения производства сырьем и материальными ресурсами, виды необходимых для производства ресурсов, оборудование предприятия, план его закупок, кооперирующие связи со смежниками, величина расходов на производство, организация контроля качеств продукции).
2.6. Организационный план (организационная схема управления предприятием, профессионально-квалификационная характеристика персонала, формы найма работников и их оплата труда, формы стимулирования работников разных|различных| категорий).
2.7. Оценка риска и страхования (типы рисков, источники|родники,истоки| рисков и момент их возникновения, мероприятия по уменьшению вероятности и масштабов риска и минимизации убытков от него, программа страхования от рисков).
2.8. Юридический план (форма собственности и устав предприятия, долевое| участие партнеров, их ответственность; если предприятие является акционерным обществом|товариществом|, то объясняется распределение|распределение| капитала между акционерами, теми, кто владеет|обладает| контрольным пакетом акций).
2.9. Финансовый план (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, сведенный баланс активов и пассивов, графики безубыточности|безубыточный|).
3. Стратегия финансирования
В этом разделе обосновывается план получения средств|стоимостей| для организации предприятия, прежде всего количество необходимых средств|стоимостей| для организации продажи, указывается, откуда поступят эти средства|стоимости| и в какой форме. Также отмечается, период возвращения|возврата| инвесторам вложенного капитала и дохода от него, источники|родники,истоки| расширения производства и тому подобное.
Структура бизнес-плана, количество форм и их содержание не регламентируются.
10.5. Тактическое и оперативное планирование.
На выполнение базовых стратегий направляется|устремляется| разработка функциональных стратегий (стратегий отдельных функциональных подразделов|подразделений| предприятия). Составление средне- и краткосрочных планов относится к тактическому планированию деятельности предприятия. Практика плановой работы определяет период один год, как наиболее приемлемый для разработки тактических краткосрочных планов. Среднесрочные планы – разрабатываются на несколько лет для конкретизации, детализации заданий стратегического плана.
Среднесрочные планы детализируют|детализируются| стратегические планы относительно|касательно| хронологического порядка достижения тех или других целей, ресурсного обеспечения их достижения, ответственных за выполнение лиц. Четко выраженной границы|черты| между стратегическими и среднесрочными планами нет.
Текущие (тактические) планыпо сфере направления|устремления| являются намного уже, чем стратегические, они детализируют|детализируются| их. Как правило, текущие планы разрабатываются на год и регулируют деятельность предприятия по производству продукции, ее сбыту, материально-техническому обеспечению, финансовым вопросам и тому подобное. Такие планы позволяют быстро реагировать на любые|какие-нибудь| отклонения в работе предприятия, принимать необходимые решения. Участие в разработке такого плана принимают все производственные подразделения|подразделения|, а руководство осуществляет|свершает,совершает| руководитель предприятия вместе с главным|головным| экономистом.
Основные разделы тактических планов предприятия:
1. Маркетинговая деятельность.
2. Производственная деятельность (выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, обоснование производственной программы).
3. Научно-исследовательские, конструкторско-технологические и экспериментальные работы (новые технологии и продукция).
4. Труд, кадры, социальное развитие коллектива (персонал, фонд заработной платы, производительность, условия труда и быта).
5. Капитальные вложения и капитальное строительство (инвестиции, строительно-монтажные работы, введение в действие основных фондов).
6. Материально-техническое обеспечение (потребность в материальных ресурсах и определение источников их удовлетворения).
7. Организация производства, труда и управления (совершенствование форм и методов, структурные изменения).
8. Природоохранная деятельность (мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов).
9. Внешнеэкономическая деятельность (результаты экспортно-импортных операций).
10. Затраты, прибыль и рентабельность (себестоимость, прибыль и рентабельность).
11. Финансовая деятельность (баланс доходов и расходов, взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения).
Этапы разработкитекущего плана следующие:
1) анализ результатов деятельности предприятия;
2) разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности;
3) исследование рынка и формирования портфеля заказов на продукцию предприятия;
4) обоснование отдельных разделов плана;
5) рассмотрение проекта плана советом трудового коллектива и его утверждение;
6) доведение|доказывание| технико-экономических показателей до структурных подразделений предприятия.
Месячные|лунные| текущие планы содержат тот же набор технико-экономических показателей, но с разбивкой по отдельным месяцам|лунами| календарного периода.
Оперативно-производственное планирование включает календарно-производственное планирование и диспетчеризацию|. Календарно-производственное планирование предусматривает разработку планов-графиков производства, отгрузку продукции на смену, сутки, месяц|луну| и доведение|доказывание| их до|до| структурных подразделений предприятия. Диспетчеризация предусматривает оперативный контроль, за выполнением поставленных заданий|задач|, выявление|обнаружение| отклонений в производственном процессе, мобилизацию ресурсов на их устранение, а также предотвращение отклонений.
Разработка планов любых|каких-нибудь| уровней и временных|временных| периодов не возможна без использования|употребления| системы показателей. Под показателем следует понимать меру планового задания|задачи|, которая|какая| предоставляет ему количественные или качественные определенности. Требования|востребования| к|до| системе плановых показателей:
ð единство и обязательность показателей для данного уровня планирования;
ð сопоставимость;
ð обеспечение комплексной характеристики всех сторон функционирования предприятия;
ð адресность;
ð ориентация на рост производительности и результативности;
ð количественная ограниченность показателей.
Различают такие группы показателей: 1) промежуточные и конечные|концевые|;
2) натуральные и стоимостные; 3) количественные и качественные; 4) абсолютные и относительные; 5) информационные, расчетные, утверждаемые.
Оперативно-производственное планирование призвано обеспечить ритмичную работу предприятия, что особенно|в особенности| важно для своевременного выполнения договорных обязательств. Данным видом планирования занимаются экономисты планово-экономических отделов, отделов сбыта, диспетчеры цехов, а на больших|великих| предприятиях - производственно-диспетчерский отдел.