Э.22. Основы м/н торговли. Оценка последствий внешнеторгового обмена. Внешнеторговая политика в современных условиях
Наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля - это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Под международной торговлей понимается обмен товарами в их натурально-вещественной форме посредством их вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) (exp+ìmp=внешнеторговыйоборот).
Понятие международной торговли используется и в более узком значении, трактуется как внешняя торговля отдельно взятой страны, то есть перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ.
В международном обмене участвуют торгуемые товары, которые могут перемещаться между различными странами. К торгуемым товарам относится продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства. Перемещение оборудования из одной страны в другую обычно сопровождается такими услугами, как монтаж, эксплуатация, ремонт, подготовка кадров и др., стоимость которых входит в цену товара.
Товар входит в международный обмен при пересечении границы. Сумма экспорта и импорта образует товарооборот, а разница между экспортом и импортом представляет собой торговый баланс. Торговый баланс может быть положительным\активным (если страна вывозит больше товаров и услуг) или отрицательным\дефицитным\ пассивным (если imp > exp).
Принципы оценки международной торговли.
Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах. Реальный объем представляет собой номининальный, конвертированный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора. Экспорт и импорт рассчитываются каждой страной в натуральных и стоимостных показателях. Экспорт рассчитывается в мировых ценах на момент пересечения товаром границы на базе FOB, импорт – на базе CIF. Т.к. основная доля товаров перевозится морским транспортом за основу расчета цен экспорта и импорта взята транспортировка морем. Международной торговля опережает по темпам роста рост мирового промышленного производства. В структуре международной торговли обычно выделяют географическую структуру и товарную. Для классификации отдельных товаров используется либо гармонизированная система описания и кодирования товаров, либо стандартная международная классификация ООН.
Долгое время основным содержанием госполитики был протекционизм. В период становления капитализма, когда внешняя торговля стала играть большую роль в обогащении гос-ств, возникли учения, объясняющие необх-ть протекц-зма во вн. торговле и получившие название меркантилизма – это гос. политика, направленная на зарабатывание денег (валюты) посредством развития вн.торговли. Меркантилисты (Т.Ман, Ч.Деймон, Петти) считали, что гос-во должно поддерживать положит. торговый баланс, регулировать вн. торговлю, 2 средства обогащения страны: ограничить ввоз товаров и разрешить вывоз. Богатство страны связано с кол-вом золота и серебра. Ими впервые был описан платежный баланс.
2)О свободной торговле в Англии заговорили только тогда, когда она уже становилась мировой промышленной державой, и ей нужны были поставки дешевого импортного сырья, продовольствия и рынки сбыта для промышл. пр-ции. Идея свободной торговли была выдвинута английским эк-стом Адамом Смитом в последней четверти XVIII в. Он доказывал необх-ть и выгоду свободной торговли в случае, если страна имеет абсолютные преимущества. Смит отмечал, что следует экспортировать из страны те товары, издержки на пр-во которых в ней меньше, чем в других странах, и ввозить те товары, издержки на пр-во которых выше.
Взгляды Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо и имеют значение для обоснования выгоды международной торговли в современных условиях. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнит. издержек (сравнит. преимуществ). Выгода междунар. торговли имеет место и в том случае, если нац. пр-во одного товара требует больших затрат труда, нежели его импорт, а нац. пр-во др. товара требует меньших затрат, чем его приобретение на мир. рынке. В этом случае выигрывают обе стороны: и данная страна, и остальной мир. Т. о., необх. условием сущ-ния междунар. торговли явл-ся различие в соотношении издержек (в сравнит. издержках) на товары, производимые в разных странах.
3)В первой половине XIX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин, продолжая учение Рикардо, пришли к выводу, что междунар. обмен проистекает из относит. изобилия или из относит. редкости ресурсов или факторов пр-ва (капитала, труда, земли), кот. находятся в распоряжении разл. стран. Сравнит. преимущ-ва стран определяются факторами пр-ва, которые они имеют в избытке. Междунар. обмен является в сущности обменом избыточных факторов на редкие (дефицитные) факторы Общие выводы этой теории: а)вывозятся т\у, в пр-ве кот. преобладают избыточные факторы, ввозятся т\у, в пр-ве кот. преобладают дефицитные факторы; б)развитие междунар. торговли приводит к вы=нию факторных цен, т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора; в)при достаточной междунар. мобильности факторов пр-ва существует возм-ть замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
4)В 1953г. Леонтьев провел эмпирическую проверку и опроверг теорию Хекшера-Олина. Т.о. возник парадокс Леонтьева, которому впоследствии было найдено объяснение: квалифицир. раб. сила-это капитал, устранение тарифов и т.д.
Выгоды междунар. торговли: а)выигрыш от обмена –преимущество, получаемое страной только из-за того, что она вступила в торговые отношения с др. странами; б)выигрыш от специализации – преимущество, получаемое страной только из-за того, что в условиях торговли она сосредоточила свои усилия на пр-ве тех товаров, по которым имеет относит. преимущества.
Внешнеторговая политика является одним из важных направлений государственного экономического регулирования. Существуют два основных диаметрально противоположных напрвления внешнеторговой политики: свободная торговли (фритредерство) и ограничение внешней торговли (протекционизм). Во внешнеторговой политике современных стран эти принципы используются в противоречивом единстве. Вместе с тем ведущую роль играет принцип свободной торговли.
Большинство экономистов-теоретиков выступают за свободу торговли (фритредерство), считают, что она выгодна для каждой из сторон, включенных в мировую торговлю. Вместе с тем в практике мировой торговли применяется большое количество ограничений (торговых барьеров), то есть используются элементы протекционизма.
Протекционизм в узком смысле - это защита нац. пр-ва от иностранной конкуренции на внутр. и на вн. рынках. Под протекц-м в широком смысле следует понимать все меры гос-ва, направленные на повышение к\к-ти нац. эк-ки. К осн. протекционистские мерам относят:
1)Тарифы (пошлины). Пошлина - это разновидность акцизного налога, устанавливаемого на импортные товары. До 1996 года в России использовались экспортные и импортные пошлины. Сейчас, также как и в других странах, применяются только импортные тарифы. Применение тарифов осущ-ся в целях получения дополнит. доходов в бюджет страны. В этих случаях говорят о фискальных тарифах. Если тарифы использ-ся для защиты местных товаропроизводителей, то их рассматривают как протекционистские. В результате обложения импортным тарифом возникают 2 группы эффектов: 1)перераспределит-е эффекты (не приводят к ухудшению эк. положения страны в целом): эффект доходов – это объем увелич-я доходов бюджета в рез-те обложения импортной пошлиной; эффект передела – перераспред-е доходов от потреб-лей к производ-лям пр-ции, конкурирующей с импортной. 2)эффекты потери: а)эффект защиты - показывает эк. потери, возникающие в рез-те необх-ти внутр. пр-ва под защитой тарифа доп. кол-ва товаров при более высоких изд-ках. б)эффект потребления –возникает в рез-те того, что сокращается потребление товаров в рез-те роста их цены.
2)Квоты - это максимальные объемы экспорта (импорта) товаров. Они м. выражаться в долях по отношению к масштабам нац. пр-ва или в абсолютных размерах. Квоты рассм-ют как более эффективное средство сдерживания междунар. торговли, по с=нию с тарифами.
3)Нетарифные барьеры - это лицензирование импорта, введение запретов на ввоз опред. видов товаров.
Имеются существенные доводы в защиту политики протекционизма. Например, существует мнение, что в условиях политической нестабильности нельзя полагаться на абсолютную свободу торговли. Необходимо защищать стратег. отрасли, т.е. отрасли, производящие товары для нац. обороны. Полагаться на закупку военной техники и вооружений на мир. рынке недальновидно.
1)Нестабильность мировой торговли. Считается, что если страна может производить достаточно широкий спектр т\у, ей следует ориентироваться на самообеспечение. Здесь нет однозначного ответа. Однако при ориентации на самообеспечение безусловно сниж-ся эффект-ть нац. эк-ки.
2)Считается, что импорт снижает уровень занятости, но это - близорукий подход. Импорт позволяет основывать и экспортные пр-ва, спец-ся и создавать при этом дополнит. раб. места в нац. эк-ке.
3)Часто протекционистские барьеры рассматривают как меру по защите молодых, неконкурентоспособных отраслей. Если для развитых стран это - слабый аргумент, то для России он имеет важное значение, в силу почти абсолютной замкнутости советской экономики, ее низкой конкурентоспособности.
Против мер протекционизма выдвигается еще один аргумент: население страны платит сравнительно большую цену при введении тарифов, квот и других ограничений торговли, поскольку снижается уровень предложения товаров на внутр. рынке страны => благосостояние потребителей и уровень жизни снижается.
Расширение свободы торговли - заметная тенденция ХХ века. Она реализуется различными путями.
Одной из форм либерализации торговли является заключение двусторонних торговых соглашений м\д странами, предполагающих более благоприятные режимы их взаимного торгового партнерства.
В целях развития и регулирования международной торговли в 1947 году 23 страны мира подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), с 1 января 1995 – ВТО. ГАТТ предусмотрены следующие принципы торговли: 1)запрет дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и национальный режим); 2)рыночная эффективность. ВТО, помимо ГАТТ, включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Таким образом, новая организация регулирует также обмен услугами и интеллектуальной собственностью.
Россия имеет статус наблюдателя ГАТТ/ВТО. Не являясь членом ВТО, ежегодно из-за ограничений по допуску товаров на мировые рынки, страна теряет 1,5 млрд. долл.
Более сложной и развитой формой либерализации торговли является экономическая интеграция - объединение рынков двух и более стран в единое экономическое пространство, предполагающее отсутствие таможенных барьеров, применение единых норм и стандартов торговли.
Внешняя торговля Росии.
Динамика российской внешней торговли показывает её резкие колебания. С 1990 г. по 1992 г. российский товарооборот снизился почти в 2 раза, особенно импорт. С 1993 г. до 1995 г. наблюдался устойчивый рост, экспорт увеличился на 43,5%, импорт - на 34,6%, торговый баланс был положительным (15,9 млрд. долл). 1996-1998 гг. были неблагоприятными для российской внешней торговли, экспортные доходы упали на 24% с 1995 г. по 1999 г.; сокращение импорта за этот период - в 2 раза; положительное сальдо торгового баланса за 1996-1999 гг. в среднегодовом исчислении составило 22,7 млрд. долл.2000 г. был рекордным для России: экспорт увеличился на 43% и составил 90,8 млрд. долл.; активное сальдо торгового баланса приблизилось к 60 млрд. долл., что равняется 1,5 федеральным бюджетам. Показатели свидетельствуют о чрезмерной зависимости России от экспортных доходов, которые получены только за счет роста мировых цен на сырье.
Россия имеет отрицательный торговый баланс по услугам. В 2000 г. поступления за экспорт услуг составили 11,0% товарного экспорта, платежи по импорту услуг - 55,7% товарного импорта.