Корреспонденция и другие жанры
В отличие от репортажа: Несмотря на то, что в корреспонденции мы так же (чаще всего) отталкиваемся от конкретного факта, события, здесь анализируется не событие, а проблема (см. проблема как элемент содержание – элемент синтетический, сложный, он «состоит» из целого набора проблемных фактов). Отсюда теряет свою значимость сиюминутность происходящего. Корреспонденция менее оперативна, в ней анализируются целый ряд фактов, исследуется положение дел в конкретных жизненных ситуациях, которые складываются в разных местах, иногда в течение долгого времени.
Однако из всех аналитических жанров корреспонденцию можно считать самой оперативной.
В отличие от статьи: Речевая структура корреспонденции принципиально неоднородна. Если весь текст статьи может быть «заполнен» рассуждениями автора, то для корреспонденции обязательны описательно-повествовательные компоненты. Несмотря на то, что масштаб исследования в корреспонденции шире, чем «один концертный зал, одна площадь, одна аудитория в течение одного дня или нескольких часов» – все же он уже, чем в статье. В результате мы имеем изучение проблемы на частном предприятии или даже в целой отрасли за достаточно длительное время – неделю, месяц, год.
Читатель в корреспонденции становится «соучастником» автора за счет того, что журналист как бы знакомит его с ходом своего исследования, последовательно излагая все его стадии, в отличие от статьи, где в тексте даются уже результаты анализа.
Виды корреспонденции:
1. Информационная. В ней анализируются прогрессивные явления и события, таким образом, «передается» положительный опыт преодоления проблем. В ней так же обязательно наличие проблемы и конфликта, однако показаны пути их преодоления.
2. Критическая. В ней вскрываются общественные недостатки, исследуются социальные проблемы и конфликты.
Для повышения результативности корреспонденции желательно помнить о том, что более эффективна адресная критика.
Особых требований к личности автора, работающего над жанром, нет, так как главным достоинством таких материалов является не оригинальность взглядов, не авторитет журналиста, не особая компетентность в исследуемой области. Здесь главное – скрупулезная работа с фактами и аргументированность выводов. Поэтому с жанра корреспонденции хорошо начинать практику аналитика, хорошо учиться «поднимать» большие проблемы.
Кстати, почти все материалы, которые называют журналистским расследованием, выполнены в жанре корреспонденции.
Тема 3: СТАТЬЯ
Один из основных жанров публицистики, характеризующийся постановкой и разработкой проблемы на основе анализа явлений, сопоставления фактов и теоретических обобщений.
Аналитический жанр, в котором на основе анализа и синтеза явлений, взятых в неограниченном масштабе, используя метод дедукции, автор поднимает актуальную социальную проблему, убеждая читателя в справедливости или ошибочности значимой для общества идеи.
Предмет изучения – актуальная общественная проблема.
Ведущие методы – дедукция, синтез, обобщение.
Функция – формирование определенной позиции, убеждение читателя в справедливости или ошибочности какой-либо идеи.
Жанровые признаки. Статья отличается наибольшей по сравнению с другими газетными жанрами широтой обобщений, глубиной анализа фактов. Здесь важна четкость позиции автора и его концепции. В основе статьи всегда какая-либо идея. Задача автора – не просто ее обозначить, а убедить читателя в справедливости или, напротив, ошибочности идеи. В статье журналист стремиться сделать читателя единомышленником. Он инициирует читательские размышления и даже действия, связанные с объектом анализа (реализует организаторскую функцию прессы).
В качестве «новости» предлагается авторская концепция того, как автор увидел и оценил состояние проблемы.
Статья требует широты охвата действительности, анализа множественности систематизируемых факторов, масштабности обобщений и выводов. В статье временные и пространственные рамки гораздо шире, чем в корреспонденции. При этом единичные ситуации рассматриваются только как части широкого явления.
В статье журналист излагает уже итоги исследования, тогда как сам процесс его остается в тени. Здесь факты играют вспомогательную роль. Они нужны автору для того, чтобы собственные суждения превратились в аргументы. Основу материала составляют размышления публициста на важную тему.
Схема статьи: «идея – обобщение – аргумент – факт - вывод».
Текст-рассуждение. Требование объективности, логизированности делает статью текстом-рассуждением. А это значит, что в статье обязательно формулируется тезис, выражающий основную мысль, основную идею; подбираются аргументы для развертывания, раскрытия тезиса; делается вывод (пусть иногда и не бесспорный). Рассуждение – способ формулирования и доказательства своего мнения.
Тезис в статье должен быть ясным, четко сформулированным. Поскольку статья предполагает раскрытие нескольких взаимосвязанных положений, то необходимо деление тезиса на смысловые части. Далее необходим подбор аргументов – суждений, посредством которых обосновывается истинность тезиса.
Методика работы над жанром.Чтобы выйти на обобщение, журналист должен пройти сложный путь, который начинается со сбора большого количества фактов, статистического материала, тщательного осмысления этих фактов, отбора тех из них, которые будут использованы в тексте и не нарушат ясности и четкости выражения идеи. Для журналиста крайне важно выбрать общественно значимую тему, которая действительно могла бы вывести на обобщение. Важно, отбирая факты, четко осознавать их назначение в тексте статьи.
Одно из основных свойств статьи – драматизация изложения, то есть представление какого-либо социального явления, научного открытия, проблемы как борьбы разных идей. Это усиливает как содержательность, так и действенность статьи. То есть, как правило, журналист отражает в тексте различные позиции, идеи, взгляды, полемизирует с ними, однако работает с этими данными так, чтобы его точка зрения казалась более справедливой, верной.
Особое место в статье отводится расположению примеров. Имея в запасе большое количество их, автор выбирает, может быть, один, но такой, в котором наиболее ярко раскрывается суть анализируемого вопроса.
Авторское «я» в статье более объективно, по сравнению с «я» автора очерка и даже «я» репортера. Автор только аналитик, объективный и, по возможности, бесстрастный. Авторское «я» статьи близко к авторскому «мы» или «я» научной речи. Авторское «я» проявляется в выборе темы (автор выбрал именно такую тему, тем самым выразив свою позицию), в расстановке смысловых акцентов, в конструктивных решениях ситуации или проблемы, о которой идет речь, наконец, в индивидуальном стиле статьи. Так, в авторской речи могут появиться средства речевой выразительности – гипербола, литота, ирония, восхищение и т.д.
Главное требование к статье – компетентность ее автора.
Языковые особенности жанра предопределяются прежде всего типом статьи и учетом адресата. Как и любой другой публицистический жанр, статья в основном направлена широкому кругу читателей, поэтому раскрытие темы должно быть доступным и ясным. Усложнение темы возможно в специализированных журналах, адресованных узкому кругу специалистов.
Виды статей:
1. Передовая статья обычно открывает номер и выражает мнение редакции по поводу той или иной злободневной актуальной проблемы. Передовая статья дает принципиальные установки для подхода к этой проблеме. В настоящее время передовая статья встречается редко. В ней сегодня, по сравнению с доперестроечным временем (когда любое выступление печати воспринималось как руководство к действию), «ослаблен» директивный компонент. Ее назначение – своевременно откликаться на «злобу дня», помочь читателю правильно сориентироваться в обстановке, объяснить, что сейчас является главным, основным (иногда посвящены знаменательным датам, крупным событиям).
2. Теоретическая статьякак жанр публицистики также почти исчезла со страниц современных изданий. Теоретическая статья посвящалась фундаментальным проблемам жизни общества. Ее лексико-грамматический облик формировался в расчете на массовую аудиторию, хотя и требовал читателя высокой квалификации. Причем читателя заинтересованного. В настоящее время авторами теоретических статей могут быть экономисты, ученые, политики, то есть специалисты в какой-либо области, не журналисты. Теоретическую статью сегодня легко выявить по узкой тематике публикации, специфике терминологии, научности содержания, которое подается все для того же квалифицированного заинтересованного читателя .
3. Проблемная (постановочная) статья – текст, который создается в ситуации анализа, постановки вопроса, обсуждения поиска решений острых, злободневных, не требующих отлагательств вопросов социального развития науки, культуры, хозяйственного строительства и т.п. Эта разновидность жанра статьи всегда была распространена в СМИ.
Характерная особенность проблемной статьи в том, что она ставит под вопрос определенные нормы, установившиеся в обществе, анализирует, насколько та или иная норма соответствует требованиям времени, и если она не отвечает им, то рекомендует, как ее изменить.
Данный вид статьи требует от автора не только компетентности, инициативы, но и открытой тенденциозности, четкой и сметой авторской, гражданской позиции. Он должен суметь заразить читателя своей идеей.
4.Иногда выделяют пропагандистскую статью. Часто встречаются во время предвыборной кампании. В этих публикациях журналисты стараются сочетать позитивные начала и полемичность, проблемность и положения теории, идеологию и конкретные цели и задачи.
Кроме того, статьи классифицируют по тематическому признаку – об экономике, политик, этике, международных событиях, искусстве.
Тема 4: КОММЕНТАРИЙ