Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений. Европейский Союз. Международное сотрудничество. Зоны свободной экономической торговли.
Экономическая интеграция это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется существенными признаками, которые отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
· взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработок на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
1. Более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам и возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок.
2. Возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве.
3. Создание привилегированных условий для фирм стран-участниц. защита их от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
4. Совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем.
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых постепенно развивается из предыдущей. Этапы интеграционного процесса представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3 Этапы интеграционного процесса
1.Преференциальное торговое соглашение | 2. Зона свободной торговли | 3. Таможенный союз | 4. Общий рынок | 5.Экономический союз |
- снижение тарифных цен и барьеров во взаимной торговле | - отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле | - единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран | - свобода движения всех факторов производства | - гармонизация экономической политики |
- сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран | - свобода межстранового движения товаров и услуг | - межгосудар-ственный совет на уровне министров и секретариат | - встречи глав государств, совет министров, секретариат | - межгосудар-ственный орган с функцией наднационального регулирования |
- межгосударствен-ные органы управления не создаются | - небольшой межгосударственный секретариат |
На первом уровне преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
Второй уровень интеграции — образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами (например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений). Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 г. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции — это образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств, в него входящих. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат. Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский союз.
Четвертый уровень интеграции представляет собой начальную фазу реальной экономической интеграции — формирование общего рыночного пространства, общего рынка. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. Координация общей торговой политики осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встреч министров, опирающихся на постоянно действующий межгосударственный секретариат, например, в ЕС – Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат.
Пятый уровень интеграции предполагает полную экономическую интеграцию – экономический союз - с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран-участниц и всего союза в целом. Таким образом, правительства отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов, например, в ЕС – Комиссия ЕС.
Европейский союз
Экономическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно-корпорационной (или межфирменной), государственной или государственно-корпорационной (межстрановой) интеграции.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС).
Современная история образования и развития Европейского союза начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно. Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа. Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии. Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были: постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; создание валютного союза; унификация налоговой системы; сближение законодательства; разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были: ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц; установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг; обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС.
Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран—участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).
Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз.
В настоящее время участниками ЕС являются 28 государств Западной Европы.
Страны-члены Евросоюза на 1 июля 2013:
Год | Страна | Общее количество членов |
Бельгия Федеративная Республика Германия Италия Люксембург Нидерланды Франция | ||
Великобритания Дания Ирландия | ||
Греция | ||
Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества | ||
Португалия Испания | ||
ГДР (присоединилась к ФРГ) | ||
Австрия Финляндия Швеция | ||
Венгрия Кипр Латвия Литва Мальта Польша Словакия Словения Чехия Эстония | ||
Болгария Румыния | ||
Хорватия |
Особые территории вне Европы, также входящие в Европейский союз:
Азорские острова (Порт.) | Гваделупа (Фр.) | Канарские острова (Исп.) | |
Мадейра (Порт.) | Майотта (Фр.) | Мартиника (Фр.) | Мелилья (Исп.) |
Реюньон (Фр.) | Сеута (Исп.) | Гвиана (Фр.) |
Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.