Коммерческая деятельность по стимулированию продаж товаров , рекламы , услуг.
Стимулирование, как указывается в словаре, означает «приведение в движение». Именно эта задача ставилась во все времена перед стимулированием продаж: вдохнуть жизнь в товар, сделать его привлекательным для покупателей, чтобы успешно его продать.Стимулирование продаж — совокупность приемов, используемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении трех участников рынка (потребителя, оптового торговца, продавца) с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых покупателей.
Взависимости от назначениясредства стимулирования могут быть:
- неценовые;
- ценовые.
По воздействию на клиента различают:
- общие средства стимулирования продажи - применяются непосредственно в розничных торговых организациях, где продается товар с показом, устной рекламой продавца, продажа по сниженным ценам;
- избирательные средства стимулирования продажи -применяются, когда возникает необходимость выделить товар с целью привлечения к нему внимания покупателей (выделить новинки);
- средства индивидуального стимулирования, используются когда возникает необходимость выделить товар в общей выкладке товаров.
В зависимости от выполняемой цели выделяют:
• средства стимулирования, используемые для реализации стратегических целей;
• для обеспечения специфических задач;
• средства стимулирования для решения разовых коммерческих задач.
Таблица 8- Средства стимулирования продаж в розничной торговле Березовского райпо
Неценовые | Фактически применимы методы | Ценовые | Фактически применимы методы |
устные консультации и реклама продавца | - | Прямое снижение цен: | |
рациональное размещение и эффективная выкладка товаров | + | По инициативе торговой сети | + |
эффективная, функциональная и информативная упаковка | + | по инициативе производителя | - |
реклама на месте продаж | + | специальные цены или мелкооптовая продажа | + |
активные формы торговли и методы продаж | + | совмещённая продажа | + |
услуги и сервисное сопровождение продаж | + | зачёт подержанного товара при покупке нового | + |
гарантия возврата товаров и др. | + | дополнительное количество товара бесплатно | - |
Распространение купонов на право покупки со скидкой (купонаж) Снижение цен с отсрочкой получения скидки | + | ||
Снижение цен с отсрочкой получения скидки | - |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных
Неценовые средства стимулирования продаж Под неценовыми средствами стимулирования понимают использование возможностей коммерческого, технологического, организационного и экономического характера, направленных на увеличение продаж, но не связанных с изменением цены товара. Среди неценовых средств стимулирования особая роль принадлежит устным консультациям и рекламе продавца. Работник торгового зала (или продавец) должен иметь высокую квалификацию и хорошие знания товаров, уметь сравнивать аналогичные товары разных товаропроизводителей, хорошо знать область применения товаров, предлагать новые товары и модифицированные. При предложении товара он должен учитывать приемлемое для покупателя соотношение «цена - качество». Продавец постоянно повышает свою квалификацию, владеет знаниями, умениями и навыками в области психологии и этики коммерческой деятельности. Из статиста возможных продаж работник торгового зала превращается в гида-консультанта в области ассортиментного предложения магазина. При этом данные функции должны быть включены в должностные обязанности работника, а его труд должен адекватно оцениваться. Без связи с мотивацией труда система стимулирования через ролевую функцию продавца не проявляет своей эффективност
Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплексности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товара. Эта операция имеет важное тактическое значение для успеха торговли, поэтому решения о схеме размещения товаров должны приниматься ответственными коммерческими работниками совместно с менеджером торгового зала. Чем больше площадь торгового зала, тем эта задача становится сложнее и значимость принятых решений для организации возрастает, так как они позволяют правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на поиск и отбор товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале. Особого внимания требуют товары с высокой оборачиваемостью, они должны занимать большую часть демонстрационной площади магазина. Их необходимо рассредоточить с тем, чтобы получить больше продаж и предотвратить скопление покупателей.
Наряду с другими, к неценовым средствам стимулирования продаж товаров в розничной торговле относится использование активной формы торговли. Помогает активизировать продажу товаров использования торговли через передвижную торговую сеть . ярмарки . выставки продаж. В торговле с целью стимулирование продаж проводятся ярмарки. Определим насколько широко используются они в Березовском райпо.
Таблица9- Результаты участие Березовского райпо в ярмарках за 2014 -2015г
Показатели | 2014г | 2015г | Отклонение |
2015 г от 2014 г | |||
Розничный товарооборот млн.р | |||
Участие в ярмарках, количество | -17 | ||
Полученный розничный товарооборот млн.р | 1201.7 | 84,5 | -1117.2 |
Удельный вес полученного розничный товарооборот от участия в ярмарках в к розничному товарообороту организации | 0.43 | 0,02 | -0.41 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных
Расчет Удельного веса товарооборота за ярмарки к общему розничному товарообороту. (1201,7/ 273148)*100%=0.43%. Рассчитаем отклонение 2015 г от 2014 г 299949-273148=26801млн.р. Остальные расчеты по аналогии. Можно сделать вывод что не смотря на рост розничного товарооборота на 26801млн.р , доля розничного товарооборот от участия в ярмарках стремительно уменьшается.
В качестве неценовых средств стимулирование продаж товаров используются предоставленные дополнительные услуги, которые играют важную роль в повышении уровень обслуживания покупателей и способствуют наращиванию объёмов товарооборота.
Таблица 10- Реализованные платные торговые услуги в розничной торговли.
Услуги | 2013г | 2014г | 2015г | Отклонение(+/-) по сумме млн .р | ||||
Сумма млн р | Удельный вес % | Сумма млн р | Удельный вес % | Сумма млн р | Удельный вес % | 2014от 2013г | 2015 от 2014 г | |
Транспортные услуги | 0.99 | 20.5 | 0,93 | 23.7 | 1,06 | 1.5 | 3,2 | |
Услуги по убою скота | 13.6 | 0.71 | 34.4 | 1.57 | 64.3 | 2,88 | 20,8 | 29,9 |
Услуги упаковочные | 1.1 | 0,05 | 1.1 | 0,05 | 0.7 | 0,03 | - | -0.4 |
Объем платных услуг всего | 1912,1 | - | 2185,7 | 2226,4 | - | 273,6 | 40.7 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных
Растаем Удельный вес транспортных услуг (19/1912,1)*100%=0.99%.Расчетаем отклонение по сумме 20.5-19=1.5млн.р Остальные расчеты по аналогии. Исходя из данных по таблице объем от платных торговых услуг в розничной торговли увеличивается с каждым годом.
Следует также к неценовым факторам следует включить выкладку товара. Выкладка в магазинах самообслуживания с учетом принципов мерчендайзинга. Выкладка для магазинов самообслуживания играет особую роль, так как именно выкладка должна влиять на решение о покупке.В магазинах самообслуживания выделяют следующие виды выкладки:
- основная - выкладка на полках островных и пристенных горок;
-выкладка продуктов на лотках; специальная выкладка.
Рассмотрим принципы основной выкладки, обеспечивающие коммерческие преимущества продажам.Менеджер торгового зала должен знать и обеспечивать реализацию следующих принципов размещения и выкладки товаров, основанных на знании психологии покупателя и мерчендайзинга:
1. «Недорогое вперед». Недорогие товары создают благоприятное впечатление об уровне цен магазина, поэтому их размещают в начале торгового зала. А затем, втянувшись в процесс покупок, покупатель берет продукты уже «автоматически», обращая на цены меньше внимания.
2. «Принцип чересполосицы». Товары с низкими ценами и товары высоко прибыльные чередуются по ходу движения покупателя в торговом зале. Но товары, обеспечивающие наибольшую прибыль, не следует размещать в конце маршрута, иначе, дойдя до него, у покупателя уже будет полной корзина, а кошелек - пустым.
3. «Принцип двух пальцев». Полка по высоте должна соответствовать продаваемому товару. Считается, что если между верхним краем товара и следующей полкой можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние между полками. На сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
4. «Удлинители полок». Использование фанерных, проволочных, металлических удлинителей полок, проволочных корзин позволяет повысить эффективность стеллажных выкладок.
5. «Обзор и доступность». Товар должен быть выложен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на полках распределяется таким образом, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей, обеспечить быструю продажу товара и повысить эффективность каждой полки. В то же время на какой бы полке (от самой верхней до нижней) не находился товар, он должен быть доступен для покупателя.
6.«Опрятность выкладки и постоянное пополнение запасов». Полки должны поддерживаться в опрятном виде - промываться, протираться, пылесоситься. Запачканный товар или товар с изъянами должен удаляться и уцениваться. Этикетки должны быть хорошо закреплены к товару переднего ряда, иметь соответствующий опрятный вид. Количество товаров переднего ряда зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения запаса на полках. При этом установленное количество товаров с переднего ряда должно под-
держиваться для контроля за запасами и ускорения товарооборота.Передвижение товара с заднего ряда на передний план на полках должно проводиться по оптимальному принципу: «пришедший первым и уходит первым». Ротация товара при заполненных полках сведет к минимуму скопление лежалого товара и его порчу.
7.«Заполненность полок». Максимальные обороты в магазинах самообслуживания возможны только при полностью заполненных полках. Если товар основного ассор-
тимента распродан, можно заполнить опустевшие полки
товаром импульсивного спроса.
Мировой опыт. Человеческий глаз может воспринять товар, если рядом представлены как минимум 3-5 одинаковых пачек (упаковок). Какой бы ни была ширина полки, товар должен стоять относительно свободно. В погоне за ассортиментом некоторые супермаркеты сами себя загоняют в прокрустово ложе, пытаясь на ограниченной площади представить максимальное количество разновидностей товара. В этом случае товары мешают друг другу.Выкладка продуктов на лотках — популярный способ размещения товаров как на полках (если на них можно расположить много товаров переднего ряда), так и в массовых выкладках. Упаковка представляет собой обернутый растягивающейся тонкой пленкой лоток с продуктом и имеет следующие характеристик.
Преимущества | Недостатки | |
выкладки товаров на лотках | ||
•Выбирая товар, покупатель берет тот, что лежит сверху, слоем за слой, не нарушая внешнего вида (при массовой выкладке образуется выемка) •Вероятность истощения запаса уменьшается, его пополнение упрощено •Выкладка занимает меньше времени •Упрощается ротация товара •Легче содержать полки в чистоте •Облегчается процесс создания массовой выкладки •Удобно предлагать родственные товары, т.е. делать выкладки типа «ассорти» | •При определенном числе товаров переднего ряда уменьшается разнообразие выставленного товарного запаса (так как покупатель берет в первую очередь товары из первого ряда) •Если при разделении одного из лотков остается несколько банок, то их бывает трудно где-либо разместить | |
Специальная выкладка. Основная выкладка на горках создает необходимый фон для специальной выкладки товаров в торговом зале (занимает около 5 % всех магазинных продаж). Она служит основным средством привлечения внимания покупателей к продаже особых, с коммерческой точки зрения, товаров.Особую роль в этой работе должны играть директор и менеджер торгового зала. Не рекомендуется планирование размещения и выкладки осуществлять в центральных офисах предприятий, так как именно специалисты торговой организации могут предусмотреть и учесть знания потребностей покупателей и другие особенности обслуживания.
Привлечению покупателей к специальным выкладкам могут способствовать следующие факторы:
- движение;
- цвет;
- массовость;
- световые эффекты;
- нестандартные подходы;
- дегустации образцов;
- указатели, объявления и рекламные плакаты в местах продажи.
Выделяют три вида специальной выкладки:
- массовые выкладки товаров;
- многотоварные выкладки;
- выкладки товаров «навалом».
Массовые выкладки применяют в основном для товаров повседневного спроса и товаров, пользующихся повышенным спросом. Они обеспечивают быстрый оборот этих товаров и основаны на привлечении внимания к товарам, выставленным в больших количествах. Массовую выкладку часто используют для представления товаров по ценам, способствующим увеличению потока покупателей. При этом товары выкладываются, как правило, в прозрачных упаковках в лотках на поддонах. Такие выкладки не должны иметь подавляющего характера. Многотоварные выкладки предполагают размещение рядом друг с другом нескольких различных товаров как связанных между собой, так и не имеющих ничего общего. Так, к примеру, на поддонах рядом размещены соки разных производителей. Изучение практики менеджмента выкладки товаров показало, что если однотоварные выкладки увеличивают объемы продаж в 5 раз по сравнению с продажами товаров с полок островных и пристенных горок, то многотоварные выкладки — в 10 или более раз.Однако желаемый результат не достигается автоматически. Вариантность размещения анализируется и решение принимается на основе высокого потенциала по объемам продаж включаемых товаров.Выкладки товаров «навалом» предполагают использование различных типов емкостей и базовых стендов для формирования выкладки. Используются магазинные тележки, проволочные корзины, бачки, столы или комплексы емкостей, поставляемых производителями. Затраты на такую выкладку довольно низкие. Но такая выкладка требует применения вывесок-указателей, поясняющих способы и цели использования данных продуктов. Следует отметить преимущества выкладки «навалом» в тележках, что делает ее широко распространенной в торговле . Поскольку такая выкладка имеет не только свои плюсы, но и минусы, рекомендуется ее использовать очень осторожно.
Выкладка «навалом» в тележке | |
Преимущества | Недостатки |
На выкладку затрачивается мало времени Тележки мобильны и могут менять месторасположение Покупатели обращают внимание на содержимое тележек Эффект доступности | Вводит в заблуждение и воспринимается как тележка покупателя, который отлучился Может быть передвинута в нежелаемую зону, может загораживать проход Может быть использована для сброса тех товаров, брать которые покупатель передумал |
Для выкладки «навалом» также используют менее подвижные стенды, бачки, сконструированные специальные виды емкостей.Упаковка и маркировка являются эффективным средством содействия продажам. Упаковку специалисты торговли называют «немым продавцом».Упаковка является важным средством коммуникации с потребителем. Она демонстрирует марку, указывает состав и направления использования, демонстрирует товар, выделяет его с помощью дизайна, цвета, формы и материала. Привлекательным для потребителя является использование при обслуживании покупателей фирменной бесплатной упаковки.Коммерсант обязан учитывать, что упаковка в современных условиях используется как инструмент конкурентной борьбы и кроме всех известных организационно-технологических функций в процессе продвижения товаров к потребителю и непосредственно функции увеличения объема продаж, оказывает существенное социально-этическое воздействие на потребителя. Это выражается через оригинальную форму, цветовое решение Использование упаковки как средства стимулирования продаж товара предусматривает разработку такой упаковки, которая при потреблении товара не выбрасывается, а может быть использована как самостоятельный товар. Это могут быть:
- привлекательные стеклянные или пластмассовые баночки для конфет;
- прозрачные кофейники для упаковки кофе;
- стиральный порошок в бочонках большой емкости;
- товары в банках, блюда-полуфабрикаты и т.д., упаковка из которых превращается в мусорные корзины, табуретки, стаканы, герметичные стеклянные емкости и прочие принадлежности домашнего обихода. Кроме того, упаковка, предлагающая товар в комплекте с другим, согласующимся с ним, может увеличить общий объем продаж, в частности, в подарочных наборах и т.д.Таким образом, все вышеотмеченное может констатировать, что упаковка и маркировка способны выполнять следующие коммерческие функции по стимулированию продаж:
- полная и всеобъемлющая информация о товаре, позволяющая сделать его в определенной степени познанным, следовательно, и более привлекательным;
- многофункциональность, обеспечивающая продление жизни упаковки и после использования товара;
- эстетическая - воспитывающая вкус покупателя через цвет, дизайн, форму и материал;
- рекламная — приближающая покупателя к товару посредством фирменного дизайна, цвета, марки; формирует имидж товара и фирмы, делает его легко узнаваемым;
- социально-этическая - привлекающая внимание к проблеме загрязнения окружающей среды, восстановления природных ресурсов и утилизации отходов от упаковки. Реклама на месте продажи (РМП)Под РМП понимаются все мероприятия, связанные с рекламой товаров той или иной марки в месте их реализации покупателям. Такая реклама, широко представленная в торговых точках (чаще в магазинах), призвана оказывать влияние на поведение потребителя. РМП выполняет две основные функции:она должна напомнить потребителю о рекламных акциях, с которыми он мог ранее сталкиваться. Поэтому РМП является конечной рекламой товара, распространяемой через ОМИ; служит средством выделения какого-либо товара из общей массы товаров, представленных в месте его продажи. Именно эта цель реализует стимулирующее воздействие РМП.Данные функции реализуются посредством установления коммерсантом специальных целей, вписывающихся в общую стратегию продаж данной организации, а именно:
- обеспечить продажу большего количества товаров и услуг, ускорение продаж (обращена к максимальному числу покупателей);
- обеспечить быстроту выбора товаров с высоким уровнем комфорта;
- дать возможность клиенту сравнить несколько технически сложных товаров посредством необходимого информационного обеспечения;
- способствовать росту продаж через новые отделы в специализированных магазинах;
- представить еще не известный потребителю товар выгодным образом;
- напомнить об общей рекламной кампании и стать связующим звеном между торговой маркой и клиентом.
Дорогостоящие средства представления товара:
- звуковые системы, дополняющие внешнее оформление РМП за счет заполнения всего пространства магазина рекламными сообщениями;
- замкнутые видеосистемы, которые позволяют всем покупателям увидеть местонахождение стеллажа, где организовано стимулирование продаж;
- краткие рекламные кинофильмы, проецируемые на небольшой экран в месте наиболее выгодного размещения товара;
- воздействие на обоняние клиентов в рекламных целях (запах, нагнетаемый вентилятором во время дегустаций);
- микроинформатика: компьютер отвечает на интересующие покупателя вопросы, в том числе и о возможностях использования товара;
- РМП — тележка: рекламные плакаты, размещаемые на магазинных тележках.
Ценовые средства содействия продажам . Все виды стимулирования, опирающиеся на прямое или косвенное, немедленное или с отсрочкой снижение продажной цены относятся к ценовым. Достаточно распространенным ценовым средством стимулирования является продажа по сниженным ценам. Все виды ценового стимулирования, основанные на изменении продажной цены товара, можно разделить на три большие группы:
- прямое снижение цен;
- распространение купонов на право покупки со скидкой (купонаж);
- снижение цен с отсрочкой получения скидки.
Прямое снижение цен может осуществляться:
- по инициативе торговой сети;
- по инициативе производителя;
- путем установления специальных цен или путем организации мелкооптовой продажи;
- путем совмещенной продажи;
- путем зачета подержанного товара при покупке нового;
- путем выдачи дополнительного количества товара бесплатно.
Прямое снижение цен по инициативе торговой сети может проходить: на протяжении года в определенные периоды, когда многие супермаркеты извещают по радио, через прессу или с помощью наружной рекламы о продаже по весьма низким ценам ряда отобранных товаров (к примеру, в начале учебного года: портфели, пеналы, авторучки и т.п.) или заранее установленного количества таких товаров (например, 2000 портфелей и, следовательно, только 2000 покупателей могут воспользоваться этим предложением). Также можно встретить продажу по себестоимости, которую торговые организации могут осуществлять по ряду товаров в строго определенные периоды. Их торговая наценка равна 0 и товар продается по закупочной цене плюс транспортные издержки. Во время проведения специализированных салонов (Парижская ярмарка, выставки-продажи и т. д.) многие торговые посредники предоставляют покупателям скидки.Магазины, являющиеся филиалами головной торговой организации, прибегают к снижению цен и предлагают своим клиентам «избранные товары недели/месяца».
Головные организации регулярно рассылают во все магазины своей торговой сети афиши с указанием размеров снижения цен на предстоящие неделю или месяц. Список этих товаров может включать от 6 до 10 позиций: свежие
продукты, готовые блюда, напитки, продукты длительного хранения и т.д
Цель такого отбора двоякая: объединить продовольственные товары повседневного спроса с продуктами длительного хранения. Это позволяет увеличить общий товарооборот каждой конкретной организации торговли; создать постоянную клиентуру, которая будет руководствоваться стимулированием, применяемым регулярно. Франшизные предприятия также применяют подобные методы. «Ив Роше» ежемесячно предлагает в своих магазинах некоторое количество специально отобранных товаров, на которые распространяется простое или комбинированное снижение цен: например, две единицы товара по цене одной единицы плюс 5 евро. Независимая торговля весьма часто использует прямое снижение цен. Независимый коммерсант, сталкиваясь с очень жесткой конкуренцией со стороны крупных универсальных магазинов, просто обязан заставить клиентов прийти в свою торговую точку. Поэтому он сам создает условия, позволяющие ему предложить потребителю немедленное снижение цен на ряд товаров.Так, в июне, который по традиции является месяцем свадеб, ювелир может предлагать клиентам обручальные кольца по цене на 5-10 % или даже на 20 % ниже обычной. Некоторые объединения коммерсантов, находящихся в пределах одной улицы, квартала, города, также проводят краткосрочные операции по стимулированию продаж. Например, они организуют торговую неделю, в течение которой все участники предоставляют скидку с цены всех или части продаваемых ими товаров. Прямое снижение цен может осуществляться и по инициативе производителя, который предоставляет скидки торговой сети.Однако решение о проведении данного мероприятия должно быть принято с учетом получаемого результата. Если снижение цен не является достаточным ни в том, что касается цен на аналогичную продукцию конкурентов, ни с точки зрения его привлекательности для потребителя, оно не будет выгодным для производителя. Третьим способом прямого снижения цен является установление специальных цен или организация мелкооптовой продажи. В этом случае снижение цены касается не отдельного товара, а мелкой партии товара. Предложение специальной цены имеет целью увеличение потребления каждой семьей. Выгода потребителя состоит в более существенном снижении цены, так как оно распространяется на партию товара. Поэтому такое снижение цен особенно эффективно по отношению к дешевым товарам.
Продаваемые мелкими партиями товары объединяются в одной упаковке из термоусадочной полиэтиленовой пленки, на которой, как правило, указывается, что данный товар является объектом стимулирования продаж .Совмещенная продажа применяется к взаимодополняющим товарам, ни один из которых не является обязательным компонентом другого. Цена комплекта устанавливается ниже суммы цен продаваемых отдельно товаров. При этом несколько видов продукции, изготавливаемой одним производителем, продаются вместе со значительной скидкой.Например: три куска мыла «Монсавон», три - «Зест» и три - «Камэй» объединены в одну упаковку и продаются под лозунгом: девять кусков мыла для всей семьи - 24,60 евро.Зачет подержанного товара при покупке нового.
Речь идет о скрытом от потребителя и косвенном для производителя и торговой сети снижении цен. Применяется при продаже дорогостоящей техники и оборудования, которые не обладают высокой оборачиваемостью.К примеру, при покупке нового кожаного дивана от покупателя принимают подержанный диван независимо от его состояния; при этом размер причитающегося ему возмещения устанавливается заранее.При покупке новой автомашины в течение строго определенного периода от покупателя принимают старый автомобиль независимо от его состояния. Возвратная стоимость автомобиля определяется по справочнику. Принятый товар не подлежит перепродаже. Обычно он прямиком идет на свалку или на слом. Таким образом, мы имеем дело со снижением цены, которое сопровождается предоставлением услуги (избавления потребителя от ненужных, вышедших из употребления предметов). Выдача дополнительного количества товара бесплатно. Являясь еще одной формой немедленного, хотя и косвенного снижения цен, этот вид стимулирования продаж призван внушить потребителю, что:
- речь идет о такой же экономии средств, как и в случае любого другого снижения цен;
- потребитель имеет дело с проявлением щедрости со стороны производителя.
Предложение дополнительного количества товара бесплатно побуждает покупателя к совершению покупки.Вторым видом ценового стимулирования является купонаж, предполагающий предложение купона, дающего право на получение скидки с цены товара. Скидка может представлять собой определенную сумму денег, процент от цены товара или снижения цены какого-либо другого товара при условии покупки товара, указанного в купоне. Существует несколько способов распространения купонов. Остановимся на некоторых из них.
1.Почтовая рассылка — работа с картотекой потенциальных клиентов. Картотека должна быть надежной, отражать состав целевой аудитории и соответствовать поставленным целям.Применение этого способа вместе с рекламным посланием, сопровождающим купон, подчиняется строго установленным правилам. Этот прием является производным от прямого маркетинга.
2.Разнарядка - осуществляется специализированными организациями или специальными работниками. Купоны доставляются на дом (бросаются в почтовый ящик или подсовываются под дверь квартиры). Их возвратный эффект «заметнее», чем при почтовой рассылке.
3.Через прессу - происходит более целенаправленный отбор потенциального потребителя благодаря журналам, издающимся для строго определенной категории населения.
4. Через упаковку товара - купоны прикрепляются к упаковке или вкладываются в нее. Этот способ сводит к нулю затраты, связанные с распространением купонов, которые весьма высоки при трех предыдущих способах (по расценкам размещения рекламы). Удельный вес используемых купонов (возвратный, эффект) составляет 10-20 %. Купоны, размещенные внутри упаковки, особенно эффективны для увеличения потребления товара постоянными клиентами, а размещение их на упаковке заинтересовывает новых потребителей.
5.Распространение купонов непосредственно в магазине. При входе в торговую точку или около стеллажей с товарами служащие, профессионалы в области стимулирования продаж, создают обстановку оживления возле то-
го или иного товара и распространяют купоны, дающие право на немедленное снижение цены. Используется в момент выпуска некоторых товаров в обращение и нередко сопровождается дегустацией. Отличается непосредственным обращением к покупателю. Третьим видом ценового стимулирования является снижение цен с отсрочкой получения скидки.Снижение цены происходит не в момент покупки, а спустя некоторое время, если покупатель направляет свой купон, дающий ему право на скидку, по указанному на нем адресу. Деньги возвращаются банковским чеком покупателю. Способ, при котором возмещение в виде определенной суммы денег выплачивается при условии предъявления нескольких доказательств покупки. Этот хитрый прием используется главным образом для создания круга постоянных потребителей товара какой-то одной марки. Купоны распространяются с самим товаром и должны быть вырезаны потребителем.