Прощайте, бесплатные дороги, здравствуйте, платные
Едва начинаешь думать об автомобилях, дорогах и даже о стоянках как не об отдельных явлениях, а о вещах, теснейшим образом между собой связанных, так сразу начинает вырисовываться целый комплекс возможностей. Отслеживание со спутника сможет установить безопасную дистанцию между автомобилями, информировать водителей о наиболее загруженных направлениях, в реальном времени находить места для парковки, определяя посуточную или почасовую оплату в зависимости от спроса.
Дороги также, несомненно, станут платными, и их стоимость будет варьироваться от мизерной до громадной в зависимости от потребности в данный момент. Если вы хотите проехать в час пик или очень быстро добраться куда-то по скоростной полосе, придется платить. Если же, с другой стороны, вы готовы ехать в непопулярное время, вполне возможно, вам удастся проехать совершенно бесплатно.
Более вероятный сценарий развития событий заключается в сочетании общественных и частных дорог (эконом– и бизнес-класса, если хотите). Идея частных платных дорог не нова – таковые существовали еще до изобретения автомобилей, – и до определенной степени данная практика базировалась на предположении, что пользоваться платными дорогами не обязательно, так как, помимо них, существовали и бесплатные дороги. Но если вы хотите проехать по частным владениям или воспользоваться специальной скоростной дорогой, надо платить. У правительств идея платных дорог находит энергичную поддержку, так как государственное финансирование инфраструктурных проектов: строительства дорог, тоннелей и мостов – очень тяжелое бремя для бюджета. Поэтому в будущем, если вы будете согласны подождать – в транспортной пробке, к примеру, – то сможете сделать это совершенно бесплатно, но если не захотите терять время на ожидание, придется раскошелиться.
Конечно, данный вопрос потянет за собой массу серьезных политических проблем и не в последнюю очередь потому, что с населения будут требовать деньги за езду по тем дорогам, строительство и ремонт которых они уже фактически оплатили. Однако правительства, местные советы и инвестиционные банки, почуявшие запах больших прибылей, едва ли остановишь.
Обеспечение автомобилей новейшими технологиями, а также использование спутниковых технологий для установления местонахождения, в общем, довольно выгодные мероприятия. Наиболее интересные последствия этих новшеств, вероятно, коснутся системы страхования. Ранее риски прогнозировались, и размер страховых выплат исчислялся на основании весьма грубых и приблизительных прикидок, исходя из места содержания транспортного средства и особенностей того человека, которому оно принадлежало. В будущем к данной информации присоединятся непосредственные сведения относительно того, где находится автомобиль, кто конкретно его водит, с какой скоростью и какой стиль вождения использует.
Конечно, подобное вряд ли понравится защитникам прав личности, однако такой подход дает возможность организации посуточного или даже покилометрового страхования, а страховки водители смогут приобретать на местных заправках. В Великобритании страховая компания Norwich Union Insurance на практике испытывает подобную идею. Риски просчитываются в реальном времени, а выплаты страховых взносов осуществляются ежемесячно совокупно с другими выплатами, в которые включаются налог на планирование дорог и на срочную помощь в случае аварии.
Еще одна идея, которую начинают внедрять в жизнь, – совместное использование автомобиля. Мнение, что у каждого должен быть свой собственный автомобиль, постепенно начинает казаться все более нелепым, особенно в крупных городах, где отсутствие места для парковки и постоянные пробки делают другие разновидности транспорта гораздо более удобными.
Тем не менее время от времени необходимость в автомобиле возникает, поэтому ряд компаний выдвигают те или иные предложения относительно совместного использования автомобилей. В США компании Zipcar и Flexcar растут с немыслимой быстротой прежде всего благодаря тому, что система совместного использования автомобиля сейчас представляется более разумной, нежели традиционные системы проката или такси. В Швейцарии 2% водителей уже используют данную схему, в то время как в Великобритании автомобильные клубы типа Smart Moves дают машины напрокат за каких-нибудь 15 фунтов в месяц плюс оплату почасового использования и оплату за наезженный километраж.
Благодаря наличию технологии дистанционного мониторинга некоторые компании расставляют подобные автомобили по всему городу. Пользователи могут найти ближайший из них по Интернету (т. е. даже с помощью телефона) и открыть дверцу либо с помощью специальной карточки члена автоклуба, либо набора кода, присылаемого в SMS-сообщении. При этом не заводится никаких бумаг, так как компании прекрасно известно, где вы находитесь и куда направляетесь, и все счета адресуются вам автоматически по электронной почте.
Всеми подобными услугами будут ведать учреждения розничной торговли, подобные McDonald’s (компания, которая является владельцем самого большого числа парковочных мест в мире), и… жилые дома, в которых каждая квартира имеет часть доходов от автомобилей, паркуемых рядом со зданием. Можно даже представить себе жилые дома, специально построенные для подобных целей, с надземной архитектурой в «автомобильном» стиле и с большим выбором транспортных средств в подземном гараже, удовлетворяющих всем вкусам и пристрастиям жильцов.
Другими словами, пользование автомобилями перейдет от индивидов к группам, а личная собственность на машину во многих случаях уступит место арендным отношениям или тому, что некоторые называют «частичной собственностью». Десять-пятнадцать лет назад вы не смогли бы взять напрокат дорогой автомобиль ни за какие деньги. То же самое относилось и к таким экзотическим моделям, как новые Ferrari, Lamborgini и Aston Martin. Теперь, как говорится: «бери – не хочу». Только в одной Великобритании в настоящее время более двадцати компаний дают напрокат такие дорогие автомобили, как Jaguar E на день и Porshe 911 – на неделю.
Многие начинают понимать: машина в личной собственности – лишняя головная боль (она требует постоянного внимания, ухода, частых ремонтов), и таким образом частичное владение автомобилем или взятие его в аренду имеют гораздо больший смысл. Соответственно, гораздо больший финансовый смысл имеет приобретение доли в автомобиле, стоящем 500 000 долларов, – которым, если уж говорить начистоту, вы вряд ли когда-либо воспользуетесь, так как все время у вас уйдет на попытки заработать деньги, чтобы за него расплатиться, – чем фактически выбрасывать такую громадную сумму на ветер.
Ускоряясь и замедляясь
Тем не менее в данной сфере намечается кое-что поинтереснее обычного перераспределения доходов, особенно если принимать во внимание всплеск популярности классических автомобилей. Мне представляется, что в настоящее время автомобили стали настолько технически изощренными и до такой степени начиненными всякой электроникой, что утратили душу. Приобретение автомобиля – эмоциональный акт, и покупатели часто таким образом удовлетворяют ностальгию по прошлому, когда автомобили (да и весь мир в целом) было гораздо легче понять. Все объясняется просто: сорокалетние и пятидесятилетние (чаще всего мужчины) желают приобрести машины, о которых мечтали, но не могли себе позволить в детстве и юности. Однако проблема не сводится только к этому.
В США среди молодых людей сейчас очень модно приобретать «дедушкины автомобили». Chevrolet, Buick, Oldsmobile и Cadillac 1970-х и 1980-х годов покупают отчасти потому, что они дешевы, а отчасти потому, что они такие старые, что снова вошли в моду, ну, и еще потому, что они гораздо проще современных моделей и их гораздо легче починить. В них нет встроенных компьютеров и опечатанных коробок со сложной электроникой, поэтому владельцы с технической жилкой могут справиться с ними сами и приспособить их к своим потребностям. Еще одно объяснение происходящего – влияние телевизионных программ типа «Подыщи мне машину» на MTV, но я уверен, что главная причина – в привлекательном сочетании дешевизны, простоты и ностальгии. В США даже выходит журнал, посвященный старым автомобилям, Donk, Box & Bubble .
Такие производители автомобилей, как Ford, прекрасно все это знают, но им уже довольно сложно сделать что-либо простое. Возникает необходимость отказаться от последних разработок, и потому идея воссоздания усовершенствованной копии Mustang 1960-х гг. или Ford GT40 неизбежно выльется в новую версию двадцать первого века, набитую всеми электронными новшествами.
Еще один пример силы ностальгии и простоты – небольшая сеть ремонтных мастерских «Сделай сам» во Франции. Мастерские «О» предназначены для тех, у кого есть машины, но нет гаража и инструментов для ремонта. Упомянутые мастерские – полностью обеспеченные всем необходимым ремонтные организации, которые можно снять на час, на день или на неделю. И если вы неспособны отличить руль от колеса, вас там же на месте обеспечат необходимой помощью. При настоящем буме на «аутсорсинг» (когда людей за деньги нанимают делать то, что вы сами способны выполнить без особого труда) данная тенденция представляется несколько странной, но мне кажется, что объясняется она вдруг появившейся потребностью сделать что-то серьезное собственными руками.
По мере того, как нашу жизнь все более подчиняет себе техника, делая ее все более виртуальной, у очень многих людей возникает тоска по простой физической работе. Поэтому, возможно, производителям автомобилей стоит немного убавить скорость в обеспечении машин сложными компьютерными системами и начать выпускать автомобили с такими компонентами, которые их владельцы смогут налаживать самостоятельно.
Подозреваю, что в каком-то смысле производители автомобилей этим занимаются. Уже много лет идет выпуск ретро-автомобилей (правда, это не совсем то, о чем я вел речь), но на горизонте вырисовывается новая тенденция. По мнению журнала Car , скоро в моду войдет местный дизайн автомобилей. С тех самых пор, как автомобильные компании стали фактически мировыми (что произошло достаточно давно) и начали при техническом проектировании автомобилей вместо карандашей использовать компьютеры, все автомобили стали походить один на другой. Снимите эмблему с Hyundai нацепите вместо нее Honda, и большинство людей ничего не заметит. Более того, стало практически невозможно сказать, какая страна является производителем данной машины, так как они все создают впечатление продукции единого глобального дизайнерского ателье. Но так ведь было не всегда. В давние времена британский автомобиль можно было изготовить только в Британии, то же самое относилось и к французским, немецким, итальянским и американским машинам. Мировые рынки, компьютерный дизайн и глобальные фокус-группы изменили ситуацию. Однако насколько долго сохранится нынешний статус-кво?
Как в случае с едой и вином – и, в общем-то, все чаще со всем остальным, – людям хочется знать место происхождения той вещи, которую они приобретают. Источник происхождения в наше время становится все более существенной характеристикой, и своеобразное «местничество» делается все более влиятельной контртенденцией по отношению к глобализации. Благодаря этому производители автомобилей заново открывают свои корни, и в будущем машины снова вернут себе национальную индивидуальность, несмотря на то, что и впредь они будут производиться и продаваться по всему миру.
Загородная жизнь
Еще одно, что нам предстоит увидеть в будущем, – тоннели. Проще говоря, стоимость тоннелей падает, а значит тоннели, прорытые через весь город, а со временем и целые подземные города, станут обычным делом. Это обрадовало бы футурологов 20-х и 30-х годов XX века, так как они предвидели похожие городские ландшафты. С помощью снижения давления воздуха в длинных тоннелях под городскими улицами снижается сила трения, что также может дать серьезные преимущества с точки зрения потребления топлива и скоростных характеристик (последнее в большей степени актуально для поездов, нежели для автомобилей).
Городская планировка самым существенным образом будет влиять на способы нашего передвижения. Прежде всего речь идет о постепенном сдвиге в сторону общественного транспорта. Отчасти это связано с перегруженностью городских магистралей, но не в последнюю очередь и с экологическими факторами. Владельцев частных автомобилей постепенно вытеснят за пределы городов с помощью общественного мнения и налогов. Британское правительство недавно повысило величину дорожных налогов для владельцев транспортных средств с полным приводом, результатом чего стало грандиозное падение цен на подержанные автомобили. Декларируемая причина названного повышения налогов – в том, что упомянутые транспортные средства являются главными загрязнителями окружающей среды.
В Соединенных Штатах «группа прямого действия», именуемая «Детройтский проект», даже обвинила владельцев транспортных средств с полным приводом в том, что они способствуют терроризму, так как потребляют огромную часть запасов нефти, тем самым делая США зависимыми от импорта нефти, что и спровоцировало военные действия США на Среднем Востоке.
Против водителей транспортных средств с полным приводом активную кампанию ведет «Союз против городских 4Х4», а Фонд новой экономики (британский клуб ученых) обозвал их «маленькими колесиками Сатаны». Но так ли уж они страшны, как их малюют? Типичный автомобиль с полным приводом выбрасывает в атмосферу вдвое меньше СО2, чем посудомоечная машина при не самой активной работе. Однако почему-то никому не приходит в голову называть владельцев посудомоечных машин «эгоистичными» или «алчными».
Впрочем, и электромобили, снующие по городским улицам, далеко не столь безупречны, какими их хотят видеть многие. В большинстве случаев электричество, приводящее в движение эти «зеленые» транспортные средства, поставляется – вы уже, наверное, сами догадались – гигантскими, сжигающими огромное количество угля и нефти или газа электростанциями. Так где в таком случае логика? А кстати, как насчет кондиционирования воздуха? В США проживает меньше 5% населения Земли, но потребляют Соединенные Штаты 25% мирового электричества. И кондиционеры забирают треть упомянутого количества энергии, или 8% всего мирового потребления энергии. Но никто (пока еще) не внес предложения, что владельцы кондиционеров должны платить дополнительный налог на выбросы углекислоты.
Экономическое возмещение за выбросы углекислоты становится одним из наиболее развивающихся бизнесов в мире. Многочисленные компании предлагают услуги по возмещению вашей вины в выбросах углекислоты в атмосферу. Они готовы высаживать за вас деревья и вкладывать средства в экологические проекты. Но есть ли от этих проектов хоть какой-то прок? Самый правильный ответ – никто точно не знает. Официальные проекты такого типа – те, что санкционированы Киотским протоколом и используются различными компаниями и государствами, – строго обязательны и имеют временной лимит.
Частные или индивидуальные проекты не отличаются столь жесткими характеристиками. Более того, так как многие проекты (типа «посадки деревьев»), по сути, представляют собой попытку просто переместить данные выбросы в более отдаленное будущее (отдалить будущее, если хотите), то никто не может точно сказать, какова судьба этих «вложений» в дальнейшем.
К примеру, члены рок-группы Coldplay в 2002 г. посадили 10 000 деревьев, чтобы «искупить» вред, нанесенный природе выпуском их альбома «A Rush of Blood to the Head». Почти половина деревьев погибла. Однако гибель посаженных деревьев – не единственная проблема; сама их высадка порождает целый ряд проблем. За пределами тропиков лесная листва может поглощать больше тепла, чем отдельно стоящие деревья способны компенсировать, что только усугубляет глобальное потепление. Конечно, я не призываю сидеть сложа руки. Просто считаю, что торговля экологическими «индульгенциями» в качестве якобы быстрого решения данной проблемы на самом деле обычная профанация.
Мы уже становимся свидетелями того, как представители «групп прямого действия» нацеливают свои акции на владельцев определенных марок автомобилей; можно предвидеть усиление подобного рода активности, которая будет включать массовые бойкоты конкретных автопроизводителей из-за выпускаемых ими марок. В результате компаниям придется сократить выпуск определенных моделей или сделать так, чтобы ими пользовались только в определенных местах и с рядом ограничений на характер вождения.
В Великобритании нашелся один «мудрец», который всерьез предложил владельцам автомобилей наклеивать на свои машины специальные стикеры с информацией о вреде, ими причиняемом; активисты же организации Greenpeace в ходе акции протеста против «разрушителей климата» приковали себя цепями у ворот завода Range Rover. Но почему все это происходит? Возможно, описанные выступления – плод злобы и зависти среднего класса к богатеющему рабочему классу и утопающим в роскоши миллионерам.
Кроме того, при анализе данной ситуации недостаточно внимания обращается и на то, почему люди предпочитают ездить именно на автомобилях с полным приводом. Главным образом потому, как мне кажется, что владельцы подобных автомобилей чувствуют себя в них в безопасности, и потому еще, что роль водителя психологически связана с ощущением подконтрольности окружающего.
Принимая во внимание глубинный характер данных потребностей, вряд ли можно предполагать, что они в скором времени исчезнут. Жизнь становится все менее надежной и все более неопределенной, и у населения растет потребность в «мобильных крепостях». Однако люди, чувствуя себя в большей безопасности, склонны идти и на большие риски, что вновь ставит нас перед проблемой аварийности на дорогах.
Два наиболее быстрорастущих сегмента автомобильного рынка в настоящее время – автомобили небольшого размера и автомобили с полным приводом. И те, и другие относительно безопасны, особенно в том случае, если столкновения происходят с автомобилями такого же типа. Однако проблема заключается как раз в том, что сталкиваются-то они чаще всего с машинами совсем другого типа: большие машины врезаются в маленькие (старые – в новые), и, естественно, как правило, страдают в первую очередь старые и маленькие автомобили.
Одно из предлагаемых решений данной проблемы – создание единой унифицированной модели автомобиля, обязательной для всех производителей в мире. Однако я считаю подобное предложение утопичным. Гораздо более реалистичным было бы ввести ряд ограничений на использование автомобилей определенных моделей и размеров. Так, если вы живете в крупном городе, вам разрешено приобрести электромобиль или гибридный автомобиль определенной конфигурации с совершенно конкретными характеристиками безопасности. Если же вы проживаете в сельской местности, вам предложат иные альтернативы. Ну, а если водитель часто нарушает правила, то он получит разрешение ездить только на определенных моделях автомобилей, чаще всего на самых маленьких, до тех пор, пока не исправит свою репутацию.