Принципы и формы взаимодейств. НБ с др. органами ден.-кред. рег-я и банками
В РБ отнош. НБ с др. органами ден.-кред. рег-я определ. прежде всего зафиксир. в Конституции РБ (ст. 132) принципом единства ДКП, провод. на тер. страны.
Принцип независим. НБ по отнош. к гос. органам установлен в ст. 24 БК. В данной статье выделен ее базовый аспект – подотчетность НБ только Главе гос-ва.
Принцип разграничения ответственности: НБ не отвечает по обяз-вам Прав-ва РБ, а Прав-во не отвечает по обяз-вам НБ, за искл. случаев, предусм. зак-вом.
Принцип платности операций НБ за предоставляемые услуги, кот. определен в ст. 52 БК РБ.
Основные формы взаимоотношений НБ с другими гос. органами ДКР определяются, прежде всего, его функциями и могут быть разделены на 3 группы: финансовые отношения; взаимодействие при разработке и реализации единой государственной экономической политики; совместная разработка НПА.
Фин. отношения НБ с гос. структурами осуществляются в 4 основных формах: через его операции, обеспечивающие реализацию функции финансового агента Прав-ва; покупку-продажу государственных обязательств на вторичном рынке; покупку иностранной валюты; перечисление части прибыли НБ в респ. бюджет.
Взаимодействие НБ с Прав-вом при разработке и реализации един. гос. эконом. политики основывается, прежде всего, на положениях ст. 37 БК страны и предполагает 3 группы форм: координация деятельности; обмен информацией; консультирование. Совместная разработка НПА НБ и Пр-ва РБ имеет своей целью совершенствование правового базиса системы ДКР в рамках общей системы эконом. регулирования, которая во всех государствах находится в постоянном развитии.
Осн. принципами взаимодействия НБ с банками целесообразно рассматривать:
– обязательность получения банками и НКФО спец. разрешения (лицензии) на осущ. банковской деятельности. При этом, лицензирование банк. деятельности, как и гос. регистрацию банков и НКФО выполняет НБ;
– независимость банков и НКФО в своей деятельности, невмешательство со стороны гос. органов в их работу, за искл. случаев, предусм. зак-вом РБ;
– разграничение отв-ти между банками, НКФО и гос-вом;
– платность взаимных банковских операций;
– обязательность соблюдения установленных НБ нормативов безопасного ф-ния для поддержания стабильности и устойчивости банк. системы РБ.
В составе денежно-кредитных отношений НБ с банками можно выделить 8 их основных форм:
1. Операции рефинансирования,
2. Привлечение ресурсов,
3. Покупка-продажа ин. валюты,
4. Покупка-продажа драг. металлов и камней,
5. Покупка-продажа наличных денег,
6. Регулирование цен на рынке,
7. Участие в УФ,
8. Посреднические операции.
Эмиссионная политика НБ.
Эмиссионная политика НБ РБ представляя-ет собой комплекс мероприятий, направленных на непосредственное регулирование объема его обязательств в нац валюте. Выпуская или изымая безналичные и наличные деньги, НБ соответственно расширяет или сужает денежную базу в бел руб. В свою очередь изменения объема рублевой денежной базы через денежный мультипликатор оказывают влияние на изменение денежной массы.
С эмиссией и эмиссионной политикой тесно связано понятие устойчивости денежного оборота. Эта связь заключается в том, что в соотв-ии с принципом устойчивости ден-го оборота эмиссионная политика должна быть выстроена таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать стимулирования инфляции; с другой - расширять ден-ый оборот, если возрастают потребности экономики в ден-ых ср-ах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
Цель: поддержание объема ден-х ср-в, находящ-ся в обращении, на ур-не, эффективно способствующем достижению приоритетов социально-экономического развития республики, включая защиту и обеспечение устойчивости бел рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к ин-ым валютам.
Объект: денежные средства, находящиеся в обращении.
Субъект: НБ РБосуществляющий эмиссионную политику.
Также существенное влияние на объем денежных средств в обращении оказывают операции Мин.фина по своим счетам, открытым в НБ. В более широком смысле эмиссионная политика затрагивает интересы всех субъектов экономических отношений.
Для практической реализации своей эмиссионной и процентной политики НБ использует эмиссионные операции. Результатом эмиссионных операций или так называемым «эмиссионным эффектом» может быть как выпуск денег в обращение (эмиссия), так и их изъятие (эмиссия со знаком «-», либо «контрэмиссия»).
Основными операциями НБ, влияющими на ден эмиссию, явл-ся операции рефинансирования банков, опер. покупки-продажи безнал-ой и нал-ой ин-ой валюты и других ценностей, операции покупки-продажи гос-ых цен бум, перечисление части прибыли Нац-ого банка в гос-ый бюджет.
Достаточно существенное влияние на эмиссионный результат оказывает изменение депозитов Правительства в НБ. Размещая ср-ва на своих счетах в Нац банке, Мин.финансов, тем самым, обеспечивает изъятие денег из экономического оборота, то есть происходит эмиссия со знаком «-». Используя эти средства для госуд-ых нужд, Мин.финансов производит их снятие со счетов в НБ и направляет деньги в экономику, влияя на эмиссию в сторону ее увеличения.
Менее значимыми каналами эмиссии являются:
-процентные расходы НБ (выплата % по своим цен бум или средствам банков и Правительства, размещенным в НБ;
-изменение остатка по транзитным счетам;
-хозяйственные расходы НБ;
-прочие операции.