Места прохождения практики

Федеральное агентство по образованию РФ

Санкт-Петербургский Государственный университет

Сервиса и экономики

Институт социологии и управления социальными процессами

Кафедра «Теория и практика социальной работы»

Л.И. Дейкина

О.И. Гроховская

Программа практики для студентов

специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа»

Санкт-Петербург

Одобрена на заседании кафедры «Теория и практика социальной», протокол № 1 от 30. 08. 2006 г.

Утверждены Методическим Советом ИСУСП, протокол № 1 от 26.09.2006 г.

Программа практик для студентов специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006 г. - 34 с.

Настоящая программа практик разработана в соответствии
с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования - 2000 и Рабочей программой и предназначена для студентов СПбГУСЭ специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа» очного и заочного отделений.

Составители: доц. каф. «ТиПСР» Дейкина Л.И.,

ст. преп. каф. «ТиПСР» Гроховская О.И.

Рецензент: к.п.н., доц. каф. «ТиПСР» Моисеева В.С.

© Санкт-Петербургский Государственный Университет сервиса и экономики,

2006 г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………4

2. Общие положения……………………………………………………………5

3. Места прохождения практики ………………………………………………7

4. Организация практики и порядок ее прохождения………………………...9

5. Ознакомительная практика……………..………………………………….12

6. Учебная практика…………………………………………………………...14

7. Производственная практика ……………………………………………….17

8. Преддипломная практика…………………………………………………...21

9. Подведение итогов и формы контроля………………………………….…25

10. Литература …………………………………………………………………28

Приложения…………………………………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

В процессе обучения студентов специальности «Социальная работа» особое внимание уделяется организации профессиональной практики. Во всем мире подготовка специалистов по социальной работе предполагает достаточно длительные профессиональные стажировки студентов в различных службах и организациях, осуществляющих как профессиональную, так и волонтерскую, общественную помощь людям в решении самых различных проблем.

Ни одна теория не может вобрать в себя все многообразие реальных жизненных ситуаций, индивидуальных проблем, с которыми придется столкнуться в профессиональной деятельности молодым специалистам по социальной работе. Профессиональная практика дает возможность реального погружения в проблемное поле профессии, оценки профессионально значимых качеств, уровня сформированности профессиональных навыков, умения применить теоретические знания в практической деятельности, т.к. социальные ситуации, разрешать которые является главной профессиональной функцией социального работника, невозможно промоделировать в искусственных условиях.

Как правило, при выборе места для практики учитываются как интересы самого студента, так и готовность организации принять практикантов. В настоящее время кафедра ТиПСР может предложить студентам достаточно большой выбор организаций и служб социальной работы в разных сферах жизнедеятельности с различными группами населения: центры социального обслуживания населения, реабилитационные центры различной специализации, приюты, центры занятости населения, школы, детские дома и интернаты, общественные благотворительные организации, с которыми заключены договора о прохождении практик. Каждая организация, принимающая студентов на практику, выделяет для них руководителя из числа наиболее опытных специалистов, который разрабатывает вместе с практикантом индивидуальный план его работы в организации и оценивает успешность прохождения практики.

Содержание практики определяется основными целями и задачами, которые необходимо решить студенту во время стажировки в социальной службе. Формы отчетности за пройденную практику, а также параметры ее оценки представлены в предлагаемой студентам программе.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Практика студентов Университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В соответствии с требованиями ГОС ВПО - 2000 практика подразделяется на ознакомительную, учебную, производственную, преддипломную и проводится последовательно у студентов очной формы обучения - с 6-го по 10-й семестр, заочной формы обучения - с 4-го по 11-й семестр.

Практика направлена на закрепление и углубление теоретических зна­ний и умений, полученных студентами в процессе обучения, на овладение первоначальным опытом профессиональной деятельности в соответствии с квалифика­ционными требованиями. Практика предусматривает непрерывное и последова­тельное формирование у студентов единой системы профессиональных умений и навыков, их расширение по мере перехода от одного вида практики к другому с учетом взаимосвязи теоретического и практиче­ского обучения, современного состояния и перспектив развития науки, техники и технологии. Поэтапное включение студентов в практическую деятельность учреждений социальной защиты населения и государственных социальных организаций, постепенное освоение технологий работы управленческого персонала во всех аспектах деятельности организаций социальной сферы направлено на подготовку их к будущей профессиональной деятельности.

Целью проведения практики является формирование, отработка и совершенствование умений и навыков практической работы по профилю будущей профессиональной деятельности на базе теоретических знаний, полученных при изучении основных дисциплин, определяемых ГОС ВПО - 2000 в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста по социальной работе, который должен изучить опыт практической работы в организациях и службах, для формирования профессиональной грамотности и социальной компетентности:

* вести профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

* оказывать социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;

* организовать и координировать социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;

* проводить исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

* участвовать в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

* содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

* вести воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Учебный план предусматривает определенную логику прохождения дисциплин по курсам и семестрам. На 1 и 2 курсах изучаются дисциплины обще гуманитарного, социально-экономического, математического и общих естественно-научных циклов, что закладывает прочную основу гуманитарной подготовки. В то же время уже на 2 курсе студенты изучают и общепрофессиональные дисциплины: Введение в специальность, Рекреационные технологии, Историю социальной работы, Социологию социальной сферы, Социальную этнографию и демографию, Основы социальной медицины, Социальную экологию, Социальная педиатрия, и пр. Это дает им возможность постоянно быть включенными в проблемы будущей профессиональной деятельности.

Начиная с 3 курса, в возрастающем объеме вводятся дисциплины специализации, обеспечивая стабильность и поступательный характер обретения знаний, умений и навыков по избранной специализации.

Программа практики студентов включает проведение последовательно ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик. Продолжительность каждого вида практики определяется примерным рабочим планом ГОС ВПО, сроки проведения - графиком учебного процесса. Общая продолжительность всех видов практик соответствует требованиям ГОС ВПО.

Все перечисленные виды практик студентов различаются целями и сроками проведения.

МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Места практики выбираются в соответствии с заключенными договорами о сотрудничестве кафедры «Теория и практика социальной работы» Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики с организациями различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению, так и самостоятельно студентами исходя из их приоритетов и возможностей (Форма договора представлена в приложении). Сфера их профессиональной деятельности: федеральные, региональные и местные органы, предприятия, учреждения и организации социальной службы, государственные и негосударственные учреждения, территориальные центры и фонды социальной защиты населения. Будущий специалист социальной работы – это работник, обеспечивающий организационно-управленческое, экономическое и правовое регулирование социальной работы.

Студенты могут проходить практику в следующих организациях и учреждениях социальной сферы:

Наименование учреждения
1. Министерство труда и социальной защиты населения субъекта РФ, города, района.
2. Отделы, управления социальной защиты населения района, города.
3. Территориальные центры социальной помощи семье и детям
4. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
5. Геронтологический центр
6. Комплексные центры социального обслуживания
7. Социальный приют для детей и подростков
8. Органы опеки и попечительства
9. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
10. Психолого-медико-педагогические центры сопровождения развития ребенка (ПМСЦ)
11. Службы экстренной психологической помощи по телефону (Телефон доверия)
12. Дома ночного пребывания (Ночлежки)
13. Стационарные учреждения социального обслуживания
14. Специализированные общеобразовательные школы для детей с ограниченными возможностями.
15. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
16. Кризисные центры для женщин
17. Миграционные службы
18. Центры по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних
19. Специализированные общеобразовательные школы для детей и подростков с девиантным поведением
20. Детские дома и дома-ребенка, интернаты
21. Центры занятости населения
22. Региональные общественные и благотворительные организации социальной направленности
23. Отделения пенсионных фондов

Выпускники кафедры «Теория и практика социальной работы» могут работать в системе социальной защиты в качестве руководителей учреждений социальной службы, в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, в комитетах и отделах по молодежной политике, в различных фондах (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), в государственных, коммерческих, смешанных службах, работающих при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях, в миграционных службах различных уровней, в центрах реабилитации детей с ограниченными возможностями, центрах помощи семьи и детям, в службах экстренной психологической помощи «Телефон доверия», геронтологических центрах и пр.

Наши рекомендации