Государственная политика в сфере занятости
Функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. С целью сокращения безработицы государство должно вырабатывать и осуществлять политику в сфере занятости. Политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. В целях осуществления этой политики издаются соответствующие правовые акты, среди них можно назвать: “Трудовой кодекс”, - М. 2002.; Закон РФ “О занятости населения в РФ”, - М. 1991., с изменениями от 20.04.96.
Государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической политики.
Различают активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, создание новых рабочих мест.
Пассивная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы. Она включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице; система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Основная цель государственного регулирования занятости - достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.
На рынке труда различают несколько видов государственного регулирования: а) защитное- уменьшение незащищенности отдельных групп трудящихся; б) поощрительное - стимулирование отдельных видов деятельности; в) ограничительное - исключение неоправданных преимуществ; г) директивное- прямые меры воздействия на рынок труда.
Все виды государственного регулирования осуществляются в соответствии с программами занятости населения. Их составлению должно предшествовать прогнозирование состояния рынка труда на основе его анализа в отчетном периоде, статистической и другой информации и складывающихся условий. Программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, региональные и местные (городские, районные) программы. Таким образом, политика занятости осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана Государственная служба занятости, действующая на базе центров по трудоустройству, переобучению и профессиональной ориентации населения.
Среди основных функций службы занятости можно выделить:
а) анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
б) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
в) оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
г) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях.
Одной из форм влияния государства на рынок рабочей силы является участие в системе социального партнерства. Социальное партнерство предполагает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством. Главная задача государства как одного из социальных партнеров состоит в создании условий для полной реализации гражданских и политических прав, которые обеспечивают свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей.
На федеральном уровне ежегодно заключается Генеральное соглашениемежду правительством, профсоюзами и работодателями, на региональном и отраслевом уровнях - тарифные соглашения, направленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минимальных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договоры.
Правительство любой страны проводит политику занятости учитывая специфические условия своего рынка труда, традиции и обычаи в трудовой сфере. Однако несмотря на это существует много общего в подходах по регулированию процессов происходящих в сфере занятости. Поэтому в настоящее время выделяют три основные модели политики занятости.
Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, росте доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.
Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения.
Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ.