Анализ емкости и насыщенности рынка
Петракова Е.Е.
Микроэкономика
Учебное пособие
Сыктывкар 2008
Рецензенты: Т.В.Круссер – к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения Сыктывкарского лесного института;
Н.В.Ружанская – к.э.н., доцент кафедры учетно-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала Московского университета потребительской кооперации.
Учебное пособие содержит теоретический материал в форме конспекта лекций по вопросам, в наибольшей степени связанных с деятельностью фирмы на микроуровне, а также большой объем заданий, которые могут быть использованы как для проведения практических занятий в аудитории в интерактивных формах, так и для самостоятельной домашней работы. Содержание каждой темы раскрывается последовательно, с учетом изложенного в предыдущих темах материала. В учебном пособии определяются основные понятия современной рыночной экономики и закономерности поведения потребителей и производителей на микроуровне.
Учебное пособие предназначено для слушателей системы переподготовки управленческих кадров, а также для студентов системы высшего, изучающих курсы "Экономика для менеджеров" и "Микроэкономика".
Оглавление
Введение 4
- Рынок: спрос и предложение 6
1.1. Рынок: определение и типологизация 6
1.2. Спрос: функция и детерминанты 8
1.3. Предложение 10
1.4. Рыночное равновесие 11
1.5. Виды эластичности спроса 12
1.6. Эластичность предложения 14
1.7. Контрольные вопросы 16
1.8. Задание 17
1.9. Дополнительный материал 19
- Теория поведения потребителя 21
Потребительский выбор и его особенности 21
2.2. Эффект замещения и эффект дохода 24
2.3. Контрольные вопросы 25
2.4. Задание 26
2.5. Дополнительный материал 26
Издержки производства 29
3.1. Производство: определение и факторы 29
3.2. Экономическая природа и классификация издержек производства 32
3.3. Издержки в краткосрочном периоде 33
3.4. Издержки в долгосрочном периоде и эффект масштаба производства 36
3.5. Контрольные вопросы 39
3.6. Задание 40
3.7. Дополнительный материал 41
Фирма: экономическая природа и цели 42
4.1. Экономическая природа фирмы 42
4.2. Основные формы предпринимательской деятельности 45
4.3. Прибыль и ее значение для деятельности фирмы 47
4.4. Экономические цели фирмы 51
4.5. Контрольные вопросы 52
4.6. Задание 53
4.7. Дополнительный материал 53
Конкурентоспособность: экономические основы формирования 56
5.1. Конкуренция: экономические функции, формы и методы 56
5.2. Классификация конкурентных преимуществ 59
5.3. Конкурентоспособность и стратегии ее достижения 60
5.4. Экономическая неопределенность и риски 64
5.5. Контрольные вопросы 68
5.6. Задание 69
5.7. Дополнительный материал 72
Заключение 75
Библиография 76
Введение
Учебное пособие предназначено для слушателей системы переподготовки управленческих кадров, а также для студентов системы высшего образования, изучающих курсы «Экономика для менеджеров» и «Микроэкономика». Конспект лекций должен помочь слушателям лучше понять основные экономические закономерности и процессы на микроуровне, предоставить теоретическую базу для овладения всеми следующими экономическими дисциплинами, выработать более глубокое понимание теоретической части учебных курсов.
Курс «Экономика для менеджеров» содержит базовые знания, которыми должны обладать профессионально подготовленные менеджеры и экономисты для эффективного выполнения своих функций и принятия оптимальных решений.
Основная цель курса: дать слушателям необходимый объем знаний об основных концепциях, категориях и понятиях рыночной экономики, экономики предприятия в условиях рынка и закономерностях экономического поведения, позволяющий понимать сущность экономических процессов на разных уровнях, а также давать экономические обоснования принимаемых управленческих решений.
Задачи, решаемые в ходе изучения курса:
· учет отраслевой специфики предприятий, организаций, на которых работают слушатели;
· возможность решения конкретных задач, поставленных перед слушателями в их организациях;
· выведение менеджеров на новый, качественно более высокий уровень профессиональных знаний и навыков.
В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения.
Из активных методов обучения применяются:
· модерация (при изучении тем «Издержки производства», «Фирма: экономическая природа и цели», «Конкурентоспособность: экономические основы формирования»);
· точечная групповая дискуссия в сочетании с пленарным обсуждением задания «Анализ рынка и конкуренции»;
· работа в микрогруппах;
· проблемный анализ;
· деловые игры;
· работа с конкретными ситуациями («кейсами») и др.
Сочетание всех этих методов позволяет достичь следующих результатов обучения:
· понимание механизма функционирования рынка и экономического поведения производителей и потребителей;
· способность формировать экономические цели и стратегии фирмы и определять характеризующие их показатели;
· умение оценивать издержки производства с точки зрения их влияния на принятие управленческих решений;
· понимание экономических основ конкурентоспособности, умение анализировать действия конкурентов.
При подготовке материала были использованы учебники как зарубежных, так и отечественных авторов. Большое внимание было уделено определению основных понятий. В тексте наряду с терминами на русском языке приводятся их английские эквиваленты, что в определенной степени способствует повышению усвоения материала.
Материал подготовлен в соответствии с тематикой, рекомендуемой по программе для слушателей Федеральной Программы подготовки управленческих кадров, и не включает все темы из курса "Экономика для менеджеров". Поэтому конспект лекций не заменяет учебников и учебных пособий, но позволит сократить время на изложение материала в аудитории и на самостоятельную подготовку. Материал раздается слушателям до начала занятий и используется ими как при работе в аудитории, так и при выполнении всех остальных видов работ по данному курсу и разработке индивидуальных проектов.
При написании был использован многолетний опыт преподавания курса, как в студенческой аудитории, так и в системе переподготовки управленческих кадров.
Раздел первый |
Рынок: спрос и предложение |
План лекции |
1. Рынок: определение и типологизация. 2. Спрос: функция и детерминанты. 3. Предложение. 4. Рыночное равновесие. 5. Виды эластичности спроса. 6. Эластичность предложения. |
1. Рынок: определение и типологизация |
¨ Рынок (market) – система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию к быстрому выравниванию. Рынок – это: § место встречи продавцов и покупателей; § совокупность сделок (трансакций), направленных на удовлетворение экономических потребностей продавцов и покупателей; § взаимная передача прав собственности; § специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых действует самостоятельно; § способ перераспределения доходов в пользу более эффективно хозяйствующих субъектов. |
Потребности и их классификация |
¨ Экономические потребности - внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности и определяющиеся недостатком чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. · Объективные (заданные природой или обществом) и субъективные (заданные субъектом управления). · Первичные (жизненно необходимые) и вторичные (все остальные). · Прошлые, настоящие и будущие. · Сопряженные и несопряженные. · Индивидуальные и общественные и т.д. |
______________________
______________________
_______________________
_____________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________
___________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Блага |
Блага – это любые средства, как материальные, так и нематериальные, удовлетворяющие определенные потребности, имеются: ¨ в неограниченных масштабах (воздух и т.п.); ¨ в ограниченных – экономические блага, которые обладают свойствами редкости и недостаточности |
Типологизация экономических благ |
¨ многоразового и одноразового использования; ¨ взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы); ¨ настоящие и будущие; ¨ прямые (потребительские) и косвенные (производственные); ¨ воспроизводимые и невоспроизводимые. |
Экономические ресурсы |
Экономические ресурсы(или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ. ¨ Труд – это все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. ¨ Капитал – производительные ресурсы, созданные людьми. ¨ Земля. ¨ Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. ¨ Информация. |
Типологизация рынков |
¨ По территориальному признаку: мировые, национальные, локальные. ¨ По степени легальности проводимых операций: официальные и нелегальные. ¨ По объемам продаж и стадиям товарооборота: оптовые и розничные. ¨ По характеру взаимосвязей между продавцами и покупателями: рынок готовой продукции и рынок заказов. ¨ По характеру регулирования: регулируемые крупными фирмами, регулируемые государством и свободные. ¨ По объекту купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг; рынки ресурсов. |
_____________________
__________________________________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________
___________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Спрос: функция и детерминанты |
¨ Спрос (demand) – желание и способность людей покупать товары и услуги. ¨ Величина спроса определяется тем количеством денег, которое покупатели желают и могут затратить на приобретение товаров или услуг при определенном уровне цен на них. ¨ Закон спроса (low of demand): на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Величина спроса имеет тенденцию к росту при снижении цены и к уменьшению при ее повышении. |
Кривая спроса | |
¨ Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. | |
Р D Q | · Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене: Q = f (P) |
Функция спроса |
¨ Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов (детерминант) ¨ Детерминанты спроса: · Ценовая – изменение цен означает движение по кривой спроса; · Неценовые – их изменение способствует сдвигу кривой спроса вправо или влево: § доходы потребителя, выделяемые им для покупки товара; § вкусы и предпочтения потребителя; § количество потребителей; § ожидания потребителей (цен, доходов, налогов и т.п.); § цены на товары – субституты и комлементарные товары и др. |
___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Особенности потребительского спроса |
· На потребительский выбор оказывают влияние и особенности потребительского спроса, которые разделяют на две группы (Х. Лейбенстайн). ¨ Функциональный спрос – такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу, при использовании его по основному назначению. ¨ Нефункциональный спрос – такая часть спроса, которая обусловлена факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами. · Нефункциональный спрос разделяют на: § социальный, связанный с отношением покупателей к товару, где выделяют три случая взаимных влияний: эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие; эффект сноба – эффект противоположного изменения спроса по отношению к общепринятому спросу; эффект Т.Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар продается по более высокой цене; § спекулятивный возникает в обществе с высокими ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем; § нерациональный – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза. |
________________________________________________________________________________________________________________________
3. Предложение |
¨ Предложение (supply) – желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. ¨ Величина предложения определяется тем количеством товаров и услуг, которое продавцы желают и могут поставить на рынок при определенном уровне цен на них. ¨ Закон предложения (law of supply): при прочих равных условиях производители предложат большее количество товара тогда, когда рыночная цена повышается, и наоборот. Величина предложения имеет тенденцию к росту при повышении цены и к снижению при ее уменьшении. |
Кривая предложения | |
¨ Кривая предложения (supply curve) – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. | |
P S Q | · Кривая предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене: Q = f (p) |
Функция предложения |
¨ Функция предложения (supply function) – функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. ¨ Детерминанты предложения: · ценовая – изменение цены означает движение по кривой предложения; · неценовые – в результате изменения неценовых детерминант кривая предложения сдвигается вправо или влево: · цены на ресурсы (факторы производства); · технология; · размер налогов и субсидий; § цены на товары, в производстве которых используются те же ресурсы, как и в производстве основных товаров; § ожидания по поводу будущего состояния рынка; § и др. |
___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Равновесие | |
¨ Равновесие (equilibrium) – ситуация, при которой синхронизируются цена спроса и цена предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. | |
P D S P2 Излишек РЕ Е Р1 Дефицит QE Q | В точке равновесия РЕ = РS = PD QE = QS = QD |
¨ Равновесная цена (РЕ – equilibrium price) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. · При цене ниже равновесной, производители будут предлагать меньше, чем хотят купить потребители, следовательно, дефицит не ослабевает, а усиливается. Признаки дефицита: а) уменьшение товарных запасов; б) очереди покупателей. · При цене выше равновесной, производители будут стремиться предлагать на рынок больше, чем хотят купить покупатели, следовательно, возникает излишек. Признаки излишка: а) увеличение товарных запасов; б) очереди продавцов. |
__________________________________________________________________________________________________
5. Виды эластичности спроса |
¨ Эластичность (elasticity) – мера реакции одной переменной величины на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. ¨ Виды эластичности: · эластичность спроса по цене; · эластичность спроса по доходу; · перекрестная эластичность спроса; · эластичность предложения. |
Эластичность спроса |
¨ Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения в величине спроса на товар к данному процентному изменению его цены. Она показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. ¨ Формула дает отрицательное значение, так как величина спроса обратна изменению цены, и кривые спроса имеют отрицательный наклон. |
Эластичность спроса для товаров различного типа |
¨ Эластичный спрос: çЕрç > 1, изменение цены на 1% приводит к изменению спроса более чем на 1% (товары не первой необходимости, предметы роскоши). ¨ Неэластичный спрос: çЕрç от 0 до 1, изменение цены на 1% приводит к изменению спроса менее чем на 1% (товары первой необходимости). ¨ Спрос с единичной эластичностью: çЕрç = 1, процентное изменение спроса равно процентному изменению цены (товары второй необходимости). ¨ Совершенно неэластичный спрос: çЕрç = 0, вне зависимости от цены величина спроса постоянна. ¨ Совершенно эластичный спрос: çЕрç → ∞, при заданной неизменной цене может быть реализовано сколь угодно товара. |
______________________________________________
________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Основные факторы эластичности спроса |
· Наличие и доступность товара-субститута: чем доступнее по цене товар-субститут, тем эластичнее спрос на основной товар; · Наличие и доступность товара-комплемента: чем более необходимым является основной товар, тем менее эластичным является спрос на товар-комплемент; доступность товара-комплемента: чем выше цена на товар-комплемент, тем эластичнее спрос на основной товар; · Значимость продукции для потребителя: товары подразделяются на три группы по значимости: 1) товары и услуги первой необходимости; 2) регулярно используемые товары и услуги, но не являющиеся необходимыми; 3) товары и услуги, относящиеся к предметам роскоши. С ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. · Удельный вес затрат в расходах потребителя: чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на нее. · Степень универсальности товара: чем универсальнее товар, тем разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос. · Степень насыщения потребностей: чем она выше, тем менее эластичен спрос, так как только существенное изменение цен сможет вызвать изменение спроса; на стадии выведения на рынок нового товара эластичность спроса высока, так как спрос еще ненасыщен, поэтому даже незначительное снижение цены может вызвать существенный рост спроса. · Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке: на коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем на длинных периодах времени по следующим причинам: а) приспособления к цене; б) развития производства товаров-субститутов; в) медленной и постепенной адаптации вкусов потребителей. |
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Эластичность спроса по доходу |
¨ Эластичность спроса по доходу – это отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов. Q1 и Q2 – объемы спроса до и после изменения дохода; I1 и I2 – доход (income) до и после изменения. Эластичность спроса по доходам может быть отрицательной или положительной величиной в зависимости от отнесения товаров к нормальным или низшим. ¨ Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Доход и спрос изменяется в одном и том же направлении, поэтому эластичность на нормальные товары – положительная величина. ¨ Для низших товаров увеличение дохода вызывает уменьшение спроса, поэтому эластичность – отрицательная величина. |
Перекрестная эластичность спроса |
¨ Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения величин спроса на один товар к процентному изменению цены другого товара. Q1 и Q2 - объемы спроса товара А до и после изменения цены на товар В; Р1 и Р2 – цены на товар В до и после изменения. ¨ Если Ех>0, то товары А и В взаимозаменяемые. ¨ Если Ех<0, то товары А и В взаимодополняемые. |
6. Эластичность предложения |
¨ Эластичность предложения по цене – это отношение процентного изменения в величине предложения к процентному изменению цены товара. Она показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. · Эластичность предложения имеет положительное значение при соблюдении закона предложения, так как кривая предложения имеет положительный наклон. |
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
________________________
__________________________________________________________________
Основные факторы эластичности предложения |
· Мобильность факторов производства товара или услуги: чем мобильнее факторы производства, тем эластичнее предложение, сильнее реакция на изменение цены. · Временной интервал: а) в условиях кратчайшего периода предложение совершенно неэластично, поэтому изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине предложения; б) в условиях короткого периода предложение более эластично, повышение спроса не только влияет на рост цен, но и на увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства; в) в условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном росте цен. |
Значение теории эластичности для экономической политики |
· В случае эластичного спроса на товар или услугу большая часть налога выплачивается производителем; в случае неэластичного спроса – потребителем: при эластичном спросе потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. · В случае эластичного предложения, большая часть налога падает на потребителей; в случае неэластичного предложения – на производителей: эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги; при неэластичном предложении перераспределение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители. |
_
________________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
_______________________________________________
________________________
Вопросы для самоконтроля к разделу 1 "Рынок: спрос и предложение" |
1. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар? 2. Какие факторы и каким образом влияют на спрос? 3. Чем отличаются товары-субституты от комплементарных товаров? 4. "Закон спроса действует всегда". Верно ли это утверждение? 5. Существуют ли исключения из закона спроса? 6. Чем отличается цена спроса от рыночной цены? 7. Почему объем предложения увеличивается при росте цены и наоборот? 8. В чем экономический смысл нисходящей кривой спроса и восходящей кривой предложения? 9. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью спроса по цене и по доходу. 10. Почему коэффициент эластичности спроса на престижные товары в отличие от стандартных имеет положительный знак? 11. Почему наличие товаров-заменителей оказывает влияние на эластичность спроса? 12. Охарактеризуйте степень эластичности предложения золота на мировом рынке. Что произойдет с эластичностью предложения золота, если будут открыты несколько новых месторождений? |
________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля к разделу 1 "Рынок: спрос и предложение"
Задание 1. Анализ видов потребностей
Целью данного задания является выявление тех видов потребностей, на удовлетворение которых может быть направлено производство товаров и услуг. Чем больше видов потребностей удовлетворяется с помощью конкретного товара или услуги, тем выше вероятность добиться успеха на рынке.
1. Используя теоретический материал из раздела 1, определите, на удовлетворение каких потребностей покупателей и общества в целом направлены товары и услуги, которые производятся на Вашем предприятии (фирме, компании). Кроме классификации, приведенной в первом разделе, можно также использовать пирамиду потребностей А.Маслоу:
· физиологические потребности (пища, вода, сон, кров и т.д., то есть то, что необходимо для поддержания жизни или первичные);
· потребности в безопасности (физическая безопасность – охрана здоровья, безопасность на рабочем месте, личная безопасность; экономическая безопасность – денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование по болезни, по старости и т.п.);
· социальные потребности (чувство принадлежности к группе, коллективу, дружба, любовь, семья и пр.);
· потребность в утверждении (самооценка, репутация, статус, уважение и признание со стороны окружающих);
· потребности в самоактуализации (потребность в реализации собственного потенциала для непрерывного самосовершенствования).
2. На основе материала о нефункциональном спросе, проанализируйте производимый Вашей организацией товар или оказываемую услугу и выявите какие эффекты и виды нефункционального спроса характерны для них.
Задание 2. Оценка входных ресурсов и выходных результатов
Главной целью данной работы является осознание процесса управления преобразованием входных ресурсов в выходные результаты на фирме. Для этого используется схема проблемного анализа «вход-выход». Каждый менеджер, осуществляя управление процессом производства, определяет, что он хочет получить на выходе и что потребуется ему на входе для достижения результата. Если менеджер осознанно подходит к определению входных ресурсов и выходных результатов, добиваясь максимизации результата при заданном объёме ресурсов или минимизации ресурсов при заданном результате, то эти соотношения, в конечном счёте, определяют эффективность его управленческой деятельности. Все решения, которые им принимаются, должны быть подчинены этой идее. Одной из сложностей данного процесса является то, что не все ресурсы и результаты могут быть оценены в денежном выражении, но менеджер не должен в данном случае выступать в роли бухгалтера, он должен научиться эффективно управлять процессом преобразования входных ресурсов в выходные результаты.
Система «входов – выходов» обычно изображается с помощью диаграмм потоков или в виде блок-схем.
Вход Выход
Ресурсы Результаты
Схема 1
Возможности организации всегда ограничены, поскольку есть ограничения в ресурсах, имеющихся в ее распоряжении.
В качестве входных ресурсов могут рассматриваться:
- персонал;
- материальная база;
- информационная база;
- финансовые ресурсы и пр.
В качестве выходных результатов:
- экономические результаты;
- управленческие решения;
- социальные результаты и пр.
По характеру входные и выходные параметры могут быть:
- осязаемые и неосязаемые;
- однозначные и неоднозначные;
- основные и побочные;
- желательные и нежелательные.
Задание микрогруппам:
1. Опишите преобразование входных ресурсов в выходные продукты (услуги), за которое отвечает Ваше подразделение (организация). Ответ следует сопроводить соответствующими схемами.
2. Покажите, как изменятся входные ресурсы при увеличении выходного продукта на 50 %.
Дополнительный материал
Анализ емкости и насыщенности рынка
Емкость рынка– это количество товаров, которое может быть реализовано на рыке при самых благоприятных условиях за определенный промежуток времени, как правило, за год (рассчитывается с учетом насыщенности рынка).
Насыщенность рынка– это степень обеспеченности потребителей товарами, определяемая экспертным путем, или в результате полевого маркетингового исследования.
Производственный потенциал рынка выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров.
Если емкость рынка меньше производственного потенциала, то на данном рынке наблюдается превышение предложения над емкостью рынка – рынок перенасыщен, и конъюнктура для новых субъектов рынка неблагоприятна.
Если же емкость рынка больше производственного потенциала, то конъюнктура рынка благоприятна для его субъектов.