Увеличение бюджетного дефицита ведет к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг | сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков за тот же период |
формы | внутренний | задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны−владельцам государственных ценных бумаг − долг перед резидентами. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт− банкротство государства−должника |
внешний | задолженность государства иностранным кредиторам (правительствам, фирмам, частным лицам, международным организациям) − долг перед нерезидентами |
Превышение госдолга над ВВП более чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения. |
| | | |
Сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга |
1. При оценке величины госрасходов не учитывается амортизация в госсекторе, что завышает размеры бюджетного дефицита BD− и госдолга D. 2. Обслуживание госдолга: выплата процентов и погашение основной суммы долга. 3. Госрасходы должны включать реальный процент по госдолгу = r ×D, а не номинальный = i ×D. В официальных отчетах бюджетный дефицит завышается на величину π × D (в соответствии с уравнением Фишера π = i − r). При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть значительной, т.к. в этом случае завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных выплат по госдолгу. Возможны ситуации, когда официальный (номинальный) дефицит ГБ и госдолг растут, а реальный бюджетный дефицит и госдолг снижаются, что затрудняет оценку эффективности БНП. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: BD− реавльный = BD−номин − π × D 4. Образование скрытого дефицита в результате квазифискальной деятельности ЦБ, госпредприятий и комбанков, что занижает величину фактического бюджетного дефицита и госдолга (перед выборами или в рамках курса правительства на сбалансированный бюджет). |
Измерение государственного долга | из-за сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга используются относительные показатели задолженности |
долг (государственный и гарантированный государством) 1) ВВП (или экспорт товаров и услуг) платежи по обслуживанию и погашению долга 2) ВВП (или экспорт товаров и услуг) ВВП (или долг) 3) численность населения страны долг 4) показатель монетизации долга агрегат M2 |
Воздействие государственного долга на экономику |
• выплаты процентов по внутреннему долгу ведет к перераспределению доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг, тем самым усиливая социальное расслоение; • чрезмерное развитие рынка госдолга ограничивает инвестиционные возможности экономики, вызывая эффект вытеснения частных инвестиций и сокращая будущий производственный потенциал. Степень негативного влияния госдолга усиливается при высокой доходности государственных ценных бумаг; • обслуживание внешнего долга связано с передачей части текущего реального ВНП в распоряжение других стран и чистым сокращением потребления внутри страны. Зачастую кредитор ставит определенные условия предоставления кредита, требуя залогов или особых поручительств. В результате падает международный престиж страны, появляется угроза потери политической независимости. • вполне реальной является проблема бремени для будущих поколений, т.к. текущие госзаймы являются взятыми наперед налогами. Согласно теореме эквивалентности Рикардо−Барро, финансирование госрасходов за счет госдолга равнозначно финансированию госрасходов за счет налогов. • значительный и продолжительный дефицит может спровоцировать нежелательнуюспираль, в которой дефицит увеличивает госдолг, а рост долга увеличивает расходы по его обслуживанию и ведет к еще бόльшему росту дефицита и госдолга. |
BDобщий = (G + TF) − T + r×D первичный платежи по дефицит госдолгу (N) или BDобщий = (G + TF + N) − T Тогда механизм самовоспроизводства госдолга: ↑BD−первичный → ↑ госзаймы → ↑ госдолг→ ↑N → ↑ BD−общмй → ↑ новые → госзаймы → ↑ госдолг→ ... В странах с большим госдолгом при отсутствии первичного дефицита существует общий дефицит бюджета. Длительное финансирование бюджетного дефицита за счет увеличения госдолга воспроизводит действие эффекта вытеснения, сокращая налоговые поступления. |
Монетизация бюджетного дефицита (за счет эмиссии денег) вызывает классический инфляционный сценарий, а "взрывной" дефицит превращается во "взрывную" инфляцию. Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП (Δ R/R > ΔY/Y), то увеличение госдолга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП идет на выплату процентов по обслуживанию госдолга, и растет соотношение долг/ВВП, или бремя долга. Для его снижения необходимы 2а условия: 1) реальная ставка процента должна быть ниже темпа роста ВВП; 2) постоянный рост первичного бюджетного излишка. |
Управление государственным долгом |
совокупность действий государства на рынке ссудных капиталов, связанных с определением размеров новых займов, сроков их выпуска и погашения, размеров процента по государственным облигациям и способов их размещения, а также с выплатой процентов и погашением ранее выпущенных займов. |
Механизмы управления государственным долгом |
Рефинансирование | использование средств, полученных при размещении нового займа, для выплат процентов по "старым" долгам |
Консолидация | изменение условий займа по его срокам(продление сроков функционирования выпущенных займов) |
Конверсия | изменение условий займа по доходности: • замена ранее выпущенных обязательств на новые по более низкому проценту при сохранении их номинальной стоимости; • обмен долга на акции промышленных компаний; • выкуп долга со скидкой с номинала в пользу должника |
Реструктуризация | изменение условий обслуживания долга и сроков его погашения, в т.ч. с частичным списанием суммы основного долга |
Наши рекомендации