Внешнеэкономической деятельности региона
Показатели оценки | Формула | Составляющие показателя |
Индекс конкурентоспособности | - валовой региональный продукт в расчете на 1 чел. в регионе; - валовой региональный продукт в расчете на 1 чел. в Украине | |
Доля региона на рынке, % | - объем выпуска продукции в регионе; - общий объем выпуска продукции в Украине | |
Доля экспорта в регионе, % | - объем экспорта продукции в регионе; - общий объем реализуемой продукции региона | |
Рентабельность экспорта региона, % | - объем затрат на экспорт | |
Эффективность импорта региона | - объем выпускаемой продукции в регионе на импортном оборудовании; - объем затрат на импорт оборудования | |
Доля сертифицированной продукции в регионе, % | - объем сертифицированной продукции в регионе | |
Доля инновационной продукции в регионе, % | - объем инновационной продукции в регионе |
Экспортоориентированность и конкурентоспособность – понятия неразделимые, а импортозамещение – не только важный путь экономии инвестиционных ресурсов страны, но и инструмент укрепления её внешнеэкономической безопасности.
Наращивание импортозамещающих производств является столь же важной задачей, как и рост экспорта, так как регулирование импорта для страны с рыночной экономикой является главным инструментом защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции.
Спрос на импортозамещающую продукцию может быть удовлетворен двумя способами:
1. Путем увеличения загрузки производственных мощностей, используемых для выпуска импортозамещающей продукции, в случае если объемы производственных мощностей предприятия и их состояние соответствуют величине спроса на выпускаемую продукцию.
2. Путем ввода новых мощностей на основе тендерных конкурсов строительных и машиностроительных предприятий и организаций, а также инвестиционных проектов с использованием как импортного, так и отечественного оборудования, - в случае, если размеры спроса на импортозамещающую продукцию превышают существующие производственные возможности предприятия.
При политике импортозамещения следует придерживаться политики разумного протекционизма и проявлять определенную осторожность в сдерживании импорта, являющегося фактором повышения конкурентоспособности украинской продукции. Кроме того, практика показала, что ограничение импорта, в частности, путем роста ставок таможенных пошлин, ведут к росту цен на те отечественные товары, в производстве которых используются импортные узлы и детали, например, в компьютерном производстве, других видах конверсионных производств. Для развития этих перспективных, с точки зрения мирового рынка, производств необходимо применение ступенчатого таможенного тарифа с пониженными ставками для промежуточной продукции и с повышенными – для товаров с высокой степенью обработки. Даже в условиях нахождения Украины в ВТО основным средством регулирования импорта должен выступать таможенный тариф, который ещё недостаточно детализирован, в связи с чем не служит действенным инструментом структурной политики по товарным позициям. В незначительных масштабах можно применять нетарифные ограничения импорта отдельных товаров, закрепленные нормами украинского законодательства и являющиеся весьма эффективным средством защиты национальных производителей и внутреннего рынка.
Регулирование же экспорта используется большинством стран прежде всего в военно-стратегических целях, в интересах недопущения неконтролируемых поставок за рубеж вооружения, продукции и материалов двойного назначения, а также преследует разнообразные экономические цели: предотвращение истощения природных ресурсов путем ограничения вывоза необработанного сырья, обеспечение приоритетного снабжения сырьем отечественных предприятий, поддержание занятости, ограничение вывоза товаров, изготовление которых субсидируется государством в интересах наполнения внутреннего рынка и т.д. Регулированию экспорта придается гораздо меньшее значение, чем его стимулированию: экспорт служит важным средством обеспечения экономического роста и занятости, повышения доходов и уровня жизни. Наиболее распространенным в мире средством регулирования экспорта являются таможенные пошлины, лицензирование, позволяющее ограничивать поставки отдельных товаров, экспорт в отдельные страны и объемы вывоза продукции отдельных отечественных поставщиков. Менее распространены, но используются такие меры, как добровольные экспортные ограничения под давлением торговых партнеров, его прямое запрещение, квотирование, обязательная сертификация товаров, а иногда даже их упаковки и маркировки, установление минимальных цен.
Анализ экспортного потенциала регионов Украины (Глава 3) показал, что на мировом рынке конкурентоспособны преимущественно товары сырьевых отраслей сельского хозяйства, полуфабрикаты (металл и металлопрордукция) и низкотехнологические товары конечного спроса (минеральные удобрения). Сохраняется конкурентоспособность некоторых высокотехнологических отраслей оборонной и военной промышленности. Однако, при этом, Украина не обеспечивает стимулирование высокотехнологического отечественного экспорта посредством его кредитной и налоговой поддержки, страхования от политических и коммерческих рисков.
Важнейшее значение для выработки целенаправленной системы стимулирования экспорта имеет выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации страны. Нельзя считать, что такой выбор способен сделать сам рынок. Экспортные приоритеты, как подтверждает практика стран, наиболее успешно выступающих на международных рынках, необходимо определять, ориентируясь не на текущее соотношение спроса – предложения, а на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства, учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации национальных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках. Иначе говоря, нужна научно обоснованная программа повышения международной конкурентоспособности украинской продукции.
Структура государственного содействия развитию экспорта в Украине базируется на нескольких направлениях экономического, организационно-правового и специфического характера. В рамках этих направлений можно выделить ряд основных принципов их реализации. Прежде всего, через инструменты общеэкономического характера, имеющие наибольшее значение для экспортеров-производителей. Далее, путем финансового содействия, из средств государственного бюджета, установление особого порядка взимания налога на прибыль, использование элементов таможенного регулирования и специальных мероприятий в поддержку экспортеров. Причем характер и направленность этих мер определяется, в первую очередь, необходимостью облагораживания структуры украинского экспорта, повышения в нем удельного веса продукции обрабатывающей промышленности с высокой степенью обработки и наукоемкого экспорта.
Первый и главный блок вопросов аккумулируется в финансовом содействии экспортерам, которое является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны в целом. Предлагаемые меры стимулирования экспорта за счет средств государственного бюджета предполагают их соответствие, в первую очередь, нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющих принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорту, а также учитывают условия присоединения нашей страны к этой организации.
Это может обеспечиваться, во-первых, путем предоставления со стороны правительства в лице Министерства финансов гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые уполномоченными банками (на возвратных условиях) для пополнения оборотных средств экспортоориентированных предприятий. Здесь, в частности, целесообразно рассмотреть возможность таких действий как:
- предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;
- обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;
- страхование операций по освоению внешних рынков.
Во-вторых, путем страхования экспортных кредитов и поставок со стороны специально созданных страховых структур для защиты экспортеров-производителей от различных рисков, особенно по долгосрочным операциям. В настоящее время этот вопрос стоит крайне актуально в связи с необходимостью расширения поставок не столько на малоизвестные западные рынки, сколько на давно знакомые рынки стран СНГ, отличающиеся, к сожалению, высокой степенью коммерческих рисков для украинских экспортеров.
В числе мер финансирования экспорта имеет смысл использовать возможность прямого льготного краткосрочного кредитования экспортеров за счет средств государственного бюджета, полагая, что проценты за пользование такими кредитами могут быть установлены значительно ниже учетной ставки НБУ, а также такое кредитование может быть и дифференцировано в зависимости от значимости производимой и поставляемой на экспорт товарной номенклатуры. При этом надо учитывать, что такого рода льготное кредитование возможно лишь при соблюдении двух принципиальных условий: принадлежности экспортера к производству машинотехнической продукции и соблюдение срока, не выходящего за пределы текущего финансового года.
В качестве ещё одного пути оказания финансовой помощи украинским экспортерам следует рассматривать изучение возможностей кредитования (с участием государства) ориентированных на экспорт НИОКР, освоение наукоемкой и высокотехнологической продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); производство экспортной продукции с длительным технологическим циклом изготовления, включая закупку отсутствующих в Украине сырья, материалов и комплектующих. Механизм направления бюджетных средств для этих целей должен разрабатываться совместно с привлечением всех заинтересованных государственных органов (Министерства финансов, Министерства экономики и др.).
В качестве важного финансового рычага укрепления экспортного потенциала Украины можно рассматривать долевую (не ниже 20%) государственную поддержку эффективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, в составе которых можно выделить группы по целевому назначению и уровню государственного участия. Это поддержка проектов по производству новой экспортной продукции, не имеющей аналогов в мире, – в размере 50% их стоимости; экспорту продукции (услуг) обрабатывающей промышленности, соответствующих мировым критериям конкурентоспособности – до 40%; импортозамещающего производства – до 30% их стоимости. Очевидно, что наиболее высокая степень государственной поддержки должна быть в первых двух случаях, поскольку именно в рамках этих групп решаются задачи наращивания экспортного потенциала страны. Кроме того, сертификация и долевое участие государства в финансировании проектов значительно повышают к ним степень доверия отечественных и зарубежных инвесторов, позволяет проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов.
К общеэкономическим мерам стимулирования экспорта относят мероприятия, связанные с налогообложением экспортеров. В частности, предусмотрение ряда льгот по возмещению НДС, уплаченного на внутреннем рынке при закупке производственного сырья в случае последующего экспорта готовых товаров; привилегии в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятиям - экспортерам готовой продукции, в первую очередь, машиностроения и электроники, приборо- и судостроения ; освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу экспортных товаров; снижение уровня косвенного налогообложения экспорта услуг.
Кроме того, целесообразно изучить возможности стимулирования производства промышленного оборудования для изготовления экспортной продукции путем снижения ставки введенного налога на имущество, либо посредством его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей.
Среди мер общеэкономического характера, также имеющих большое значение для экспорта, стоит вопрос о порядке ценообразования в отраслях естественных монополий. Особую неудовлетворенность в данном случае вызывает чрезмерно высокая стоимость транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Учитывая входящие в стоимость зарубежных поставок оборудования и материалов значительные транспортные затраты, которые в Украине зачастую превышают зарубежные аналоги и автоматически приводят к снижению конкурентоспособности украинской экспортной продукции, необходимо пересмотреть в сторону совершенствования действующую систему транспортных тарифов. Повышая гибкость грузовых тарифов, необходимо учитывать два критерия: класс грузов и протяженность перевозки [5, С.102-103].
Особое внимание необходимо уделить мерам по защите интересов отечественных экспортеров на зарубежных рынках. Создание и функционирование целостной системы продвижения украинских товаров на мировой рынок и защита интересов украинских экспортеров потребуют осуществления сложного комплекса политических, экономических, финансовых и организационных мер.
Важным направлением в создании государственной торгово-политической поддержки продвижению украинских товаров и услуг на мировые рынки является подписание ряда соглашений с многосторонними региональными экономическими группировками, международными экономическими организациями, обеспечивающих полноценное и равноправное участие Украины в мировых торговых интеграционных процессах.
Должна быть усилена подготовка торгово-политических аспектов визитов и встреч на высшем уровне в целях решения таких основополагающих вопросов торговой политики, как устранения барьеров на пути украинского экспорта, привлечение инвестиций в развитие экспортной базы регионов, продвижение украинского оборудования для осуществления крупных экономических проектов за рубежом.
Для реализации этих задач необходимо значительно активизировать соответствующую деятельность ведущих политических и экономических ведомств страны, таких как МИД Украины, Минфин Украины, Минэкономики, Госкомпредпринимательство, Торгово-промышленные палаты, Союз промышленников и предпринимателей, общественные организации и др.
Специальными мерами по стимулированию экспорта Украины и её регионов могут быть:
1) предоставление информационных услуг, проведение рыночных исследований, помощь в заключении контрактов; поддержка программ рыночных исследований и прочих программ по сбору информации о возможностях развития экспорта;
2) особые программы помощи малому и среднему бизнесу;
3) поддержка и стимулирование организации торговых миссий, ярмарок, симпозиумов и работа в них;
4) планирование мер по привлечению в экспортную деятельность предприятий и выходу на экспортные рынки, включая предоставление ограниченной финансовой поддержки;
5) стимулирование создания благоприятного экспортного климата и поощрение экспортной ориентации и производств;
6) организация за рубежом постоянных представительств, занимающихся вопросами развития экспорта.
В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в стране, возможным направлением могут стать меры, направленные на укрепление инфраструктуры за рубежом по сбыту и обслуживанию поставляемого на экспорт оборудования – создание сбытовых фирм, дилеровской сети, сервисных центров.
Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер по стимулированию экспорта потребует, безусловно, определенных государственных расходов. Однако их сумма будет относительно невелика, особенно в последнем случае, поскольку организационно-оперативные мероприятия, как правило, не являются высокозатратными и могут осуществляться поэтапно, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и фирмами, а также их объединениями.
Механизм стимулирования экспортной деятельности региона представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса, а также воздействия на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии), организационных, правовых норм и правил международного, государственного и регионального уровней. Такой механизм реализует межрегиональные преимущества и интересы, создавая благоприятные условия для подъема экономики региона и страны в целом.
Успешное решение задачи совершенствования механизма стимулирования развития экспортной деятельности регионов во многом зависит от правильного представления тех изменений и закономерностей, которые происходят в организационной структуре народнохозяйственного комплекса. Либерализация внешнеэкономической деятельности осуществляется на общем фоне процесса преобразования государственных органов, его основ и законодательной базы. В сфере внутреннего законодательства относительно внешнеэкономической деятельности регионов необходимо развивать методико-правовую базу социально-экономического партнерства между хозяйствующими субъектами Украины и административно-территориальными образованиями, объединениями и организациями других государств. В рамках установленных регионам полномочий создается правовой климат инвестиционного благоприятствования.
В качестве концептуальных направлений развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств региона, нами в работе [4] выделены следующие приоритетные направления:
1. Разработка механизма государственной финансовой поддержки региональных экспортеров.
Такой механизм мог бы включать в себя следующие меры:
а) предоставление гарантий экспортерам под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами экспортные контракты предприятий и организаций;
б) льготное кредитование экспорта продукции высокой степени обработки (предоставление государственных кредитов предприятиям и организациям для финансирования высокоэффективных ориентированных на экспорт инвестиционных проектов и экспортных контрактов);
в) хеджирование экспортных кредитов для обеспечения экспортеров от коммерческих рисков;
г) финансирование организационных и специальных мер стимулирования экспорта (создание и обслуживание системы внешнеторговой информации, экспертное сопровождение экспортеров);
д) предоставление государственной финансовой поддержки на срочной и возвратной основе по высокоэффективным экспортоориентированным и импортозамещающим проектам.
2. Разработка системы мер поддержки импортозамещающих производств, которые включают:
а) разработку предложений предприятиям по выпуску определенных товаров, оказание мер поддержки (при условии их эффективного вхождения в соответствующие рынки). Предложения вырабатываются на основе маркетинговых исследований с учетом финансового состояния товаропроизводителя и возможностей региона;
б) разработку предложений по замене импортных комплектующих на конкурентоспособные отечественные с формированием замкнутых технологических цепочек;
в) налоговое стимулирование импортозамещения;
г) в рамках страны – решение вопроса о защите внутреннего рынка от импорта, установление экономически оправданных, даже в условиях участия Украины в ВТО, таможенных барьеров;
д) создание системы контроля качества ввозимой продукции, запрет ввоза, организация антирекламы некачественной и вредной продукции;
е) разработку системы мер по экономической поддержке производства собственной конкурентоспособной продукции вместо импортной. Следует учитывать, что у региональных товаропроизводителей есть экономическое преимущество, заключающееся в минимальных транспортных издержках.
3. Разработка механизма повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, которая включает в себя:
а) содействие развитию стандартизации и сертификации промышленной продукции и повышение качества систем управления производством на основе международной системы ISО;
б) содействие активизации инновационной деятельности путем:
§ повышения инновационного потенциала территории путем активизации имеющихся у них научно-технических и образовательных ресурсов;
§ создания благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий;
в) государственная поддержка лизинговой деятельности с целью освоения высокотехнологических производств.
4. Разработка механизма содействия продвижению товаров на внутреннем и внешнем рынках, которые включают следующие основные направления:
а) совершенствование системы финансирования и информационного обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности экспортоориентированных и импортозамещающих предприятий и организаций региона;
б) содействие расширению экспортных возможностей предприятий через организацию поставок по субконтрактам с зарубежными фирмами;
в) содействие транспортному обеспечению экспортных перевозок;
г) развитие взаимодействия с торговыми представительствами региона.
Реализуемость системы мер по стимулированию экспортно-импортной деятельности на региональном уровне будет непосредственно определяться темпами, результатами и направленностью проводимых в стране реформ, преодоления в стране системного кризиса, восстановлением производства и инвестиционного процесса, правильной структурной политикой, выработкой эффективной внешнеэкономической стратегии и отлаживанием механизма реализации принятых решений.