Поведение монопольной фирмы
Несовершенная конкуренцияхарактеризуется чаще всего именно входными барьерами. В качестве таких «барьеров», препятствующих для проникновения новых фирм на данный рынок являются:
а) исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли). Возможны и другие юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);
б) экономические преимущества крупного производства. Иными словами, издержки в данной отрасли существенно снижаются с увеличением масштаба производства (или малое производство попросту невозможно). В этом случае требуются большие капитальные затраты. Не так-то просто организовать совершенную конкуренцию среди производителей тракторов или самолетов (представьте себе конкуренцию производителей космических кораблей);
в) производство данного товара защищено патентом (возможна фальсификация, и она обязательно будет в той или иной мере, но все же это далеко не совершенная конкуренция);
г) закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке (в этом случае возможны покупки по спекулятивным ценам, но такие сделки ставят производителей в разное положение с точки зрения издержек производства);
д) Реклама, которая является препятствием к однородности товара, однако зачастую издержки на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасли (например, табачная промышленность и шоу — бизнес в США).
Вступлению в отрасль могут препятствовать как экономические, так и правовые преграды. При начальной стадии развития рыночных отношений существуют и нелегальные (криминальные) методы борьбы (убийство, поджог конкурента или его фирмы, взрывы и т.п.).
Cлово «монополия» происходит от греческого «monos роlеin»-«единственный продавец». Мы будем рассматривать монополию как ситуацию, когда отдельная фирма является единственным производителем товара, не имеющего заменителя, и контролирует выпуск всей отрасли; такая фирма называетсямонополистом .
Поскольку фирма-монополист является единственным производителем товара, ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Тем самым, в отличие от условий совершенной конкуренции, где каждая фирма не могла в рамках выпускаемого ею объема воздействовать на цену товара, и ее кривая спроса была горизонтальна, кривая спроса фирмы-монополиста имеет падающий характер и любые изменения объема выпускаемой продукции будут оказывать влияние на цену товара.
Падающий характер кривой спроса фирмы-монополиста существенно видоизменяет вид кривых среднего и предельного дохода. Если фирма сама устанавливает одну цену для всех единиц товара (что и делает монополия), то величина среднего дохода и будет являться ценой товара. В этом случае кривые спроса и среднего дохода будут совпадать. Линия предельного дохода (МR) снижается быстрее, чем линия спроса. В условиях несовершенной конкуренции МR<Р. Для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции несовершенный конкурент снижает цену. Это положение дает ему выигрыш, но одновременно приносит и потери. Если он продаст товары по убывающим ценам, то он как бы обесценивает и все предыдущие продажи.
МR – это увеличение валового дохода в результате прироста объема выпуска на 1 единицу. Геометрически МR – это тангенс угла наклона касательной к линии ТR в какой либо точке. Если линия спроса –D – прямая, то и МR – прямая, выходящая из той же точки. Монополист имеет власть над ценой. Поэтому здесь выполняется следующее условие:
МR= ∆TR/∆Q → МR= dTR/dQ=d(P·Q)/dQ= P + Q(dP/dQ) где dP/dQ < 0 – нисходящая кривая.
Максимизирующий свою прибыль монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, чтобы предельные издержки были равны предельной выручке и прекращать производство, когда средние издержки выше средней выручки при любом объеме выпуска. То есть монополист будет расширять производство и понижать цену до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. Если МС>MR, то монополист будет сокращать объем производства и повышать цену.
Рис. 3-5. Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии.
На представленном графике монополист установит цену на уровне Р1, то есть там, где выполняется условие МR=МС, но с учетом линии спроса (D). Объем будет производиться меньше, чем при совершенной конкуренции на уровне Q1. Суммарная прибыль монополиста соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Если бы монополист при определении объема производства руководствовался правилом, применяемым предприятием в условиях совершенной конкуренции (МС=Р), то выбрал бы объем производства Q2 при цене Р2. таким образом, стремясь к максимуму прибыли, монополист выбирает меньший объем производства, чем тот, который был бы в условиях совершенной конкуренции, и назначает более высокую цену. Оптимальный с общественной точки зрения является объем Q1, а чистый ущерб, наносимый обществу монополией, равен площади фигуры ЕЕ1Е2. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть ренты потребителей.
Общее условие максимизации прибыли для монополии:
МС = МR = P + Q · (dP/dQ) = Р·[1 + (Q/Р)·(dP/dQ)]. Сравним второе слагаемое в квадратных скобках с формулой эластичности по цене: E = (d Q/ dР) · (Р/Q). Сделаем теперь преобразования в предыдущей формуле и получим: МR = Р·[1 + (Q/Р)·(dP/dQ)] = Р(1+1/Е). Из этого равенства следует, что МR>0, если |E|>1, МR=0, если |E|=1, MR<0, если |E|<1. То есть разница между МR и Р сокращается с ростом значения эластичности по модулю; МR приближается к значению Р по мере приближения |E| к бесконечности. С учетом проделанных преобразований можно записать: Р(1+1/Е) = МС, а следовательно выполняется
Р=МС/(1+Е-1), то есть чем выше эластичность спроса, тем ближе уровень цены монополиста к цене при совершенной конкуренции. При неэластичном спросе у монополии появляется возможность поднять цену и получить монопольную сверхприбыль.
Для измерения степени монопольной власти английский экономист А. Лернер в 30-х годах ХХ века предложил использовать индекс (индекс Лернера) :
L = ( P - MC ) / P = -1/ e .
Этот индекс показывает, что чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти.
При совершенной конкуренции Р=МС, а значит L = 0. Тем самым изменения индекса допускаются в диапазоне от 0 до 1.
В условиях различной эластичности спроса монополист для максимизации прибыли и увеличения объема продаж проводит ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация – это практика установления различных цен на один и тот же товар при неизменных издержках производства.
Необходимыми условиями такой практики является: существенное различие в эластичности спроса и невозможность вторичной перепродажи товара. При этом фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы, семейному положению, и реализует свои товары согласно этой градации. Чаще фирмы прибегают к ценовой дискриминации по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливают скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтения первым покупателям товара и т.п. Графически ценовая дискриминация может быть представлена следующим образом:
Рис. 3-6
На данном графике, проведя ценовую дискриминацию на двух рынка (богатых и бедных покупателей с разной эластичностью спроса кривые D1 и D2), монополист получил совокупную выручку в виде двух заштрихованных прямоугольников. Если бы он установил достаточно высокую цену Р2, то смог бы продать только объем Q2. При постоянных предельных издержках МС его совокупный объем продаж составит Q1 + Q2 при условии максимизации прибыли на каждом рынке (МС= МR1 и МС=МR2).