Экономика и управление на предприятии
УТВЕРЖДАЮ
Ректор | ||
Минского инновационного университета | ||
Н.В. Суша | ||
«_____» | _____________ | 201__ г. |
Регистрационный № УД-___________ /уч. | ||
Интеллектуальные технологии лидерства
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальностей:
Экономика и управление на предприятии
Минск, 2016
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта ОСРБ 1-25 01 07–2008 для специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», базовой учебной программы
УД-046 Мен/баз от 23.05.2014 г. по дисциплине «Интеллектуальные технологии лидерства».
Составители:
Н.А. Соловьян, старший преподаватель кафедры менеджмента Минского |
инновационного университета, м.у.и э. |
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой[1]
Менеджмента_______________________________
(название кафедры - разработчика учебной программы)
(протокол № 10 от 22.05.2016);
Научно-методическим советом[2] Минского инновационного университета ____________________________ (название учреждения высшего образования)
(протокол № ___ от ____________)
Цель преподавания дисциплины
Целью изучения дисциплины «Интеллектуальные технологии лидерства» является изучение интеллектуальной техники управления и направлено на систематизацию работы менеджера с информацией и людьми. Такая техника означает мастерство или выгодное применение методов работы с информационными потоками и методов групповой работы в процессе принятия управленческих решений, делового общения.
Задачи изучения дисциплины
- дать научное представление о природе и основных теориях лидерства;
- познакомить с особенностями различных стилей лидерства;
- научить выбирать стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации;
- дать представление об особенностях формирования и анализа стилей лидерства;
- научить определять эффективность труда руководителя и дать навыки формирования резерва управленческого персонала.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
ЗНАТЬ:
- стили управления;
- современные подходы к изучению лидерства и управления людьми;
- механизмы возникновения и функционирования лидерства;
- факторы, способствующие развитию лидерского потенциала отдельных людей, групп и организаций;
- принципы эффективного лидерства;
- методы определения эффективности труда руководителя;
- теоретические основы современных интеллектуальных технологий лидерства и управления человеческими ресурсами;
- концептуальные основы кадрового менеджмента;
- теорию и практику стиля лидерства;
- техники принятия решений;
- принципы формирования рабочей команды, ориентированной на нововведения;
- практические методы ведения бизнес-переговоров;
- техники активных коммуникаций и групповой работы.
УМЕТЬ:
- применять best-практики лидерства в различных областях человеческой деятельности;
- владеть программами повышения лидерского потенциала персонала компаний;
- управлять собственными особенностями лидерского поведения;
- вырабатывать и использовать качества лидера для эффективного управления;
- выбирать необходимый стиль управления;
- строить взаимоотношения между формальными и неформальными лидерами;
- эффективно управлять коллективом.
- применять основные инструменты работы с информацией;
- выбирать рациональный стиль лидерства с учетом специфики хозяйственной ситуации;
- генерировать варианты решений поставленных задач;
- применять техники принятия решений;
- разрабатывать модели фирменного стиля лидерства.
Методы (технологии) обучения
Основные методы (технологии) обучения, отвечающие целям и задачам дисциплины:
- элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;
- элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических занятиях;
- работа в малых группах на практических занятиях.
Диагностика компетенций студента
Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать диагностический инструментарий:
- устный опрос;
- решение проблемных (творческих задач), предполагающих неформализованный ответ;
- критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам (темам) дисциплины.
Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами
Изучение дисциплины основано на использовании знаний, полученных студентами по следующим дисциплинам: как «Менеджмент», «Экономическая теория», «Управление персоналом», «Управление организацией», «Экономическая социология», «Экономика предприятия».
Структура дисциплины
Программа учебной дисциплины рассчитана на 168 часов учебных занятий, из них – 22 часов аудиторных, в том числе 12 часов – лекции, 10 часов – практические занятия. Дисциплина изучается в 8 и 9 семестрах. Текущей аттестацией по дисциплине является тестирование. Формой контроля по дисциплине является экзамен в 9 семестре.
Таблица – Распределение аудиторного времени по видам занятий, курсам и семестрам
Курс | Семестр | Количество аудиторных часов | ||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия | ||
Итого |
Форма получения высшего образования – заочная (полная).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Распределение часов по темам лекционных и практических занятий
Таблица 2.1
№ раздела | № темы | Наименование разделов (тем) | Объем в часах | |
Лекц. занятия | Практ. занятия | |||
менеджмент и бизнес-лидерство | ||||
1.1 | Управление социальными организациями как наука и профессиональная деятельность. | - | ||
1.2 | Понятие интеллекта и креативности. | - | ||
1.3 | Основы бизнес-лидерства. | |||
1.4 | Авторитет, власть и влияние бизнес-лидера. | - | - | |
стили лидерства | - | |||
2.1 | Концептуальные подходы в лидерстве. | - | ||
2.2 | Оценка стиля лидерства. | - | ||
лидерство и интеллект | ||||
3.1 | Основы творческого мышления. | - | - | |
3.2 | Развитие эмоционального интеллекта и лидерства. | - | ||
3.3 | Методы практического лидерства. | - | ||
3.4 | Интеллектуальная техника в системе категорий менеджмента. | - | - | |
3.5 | Управление интеллектуальной собственностью. | - | - | |
3.6 | Преобразующее бизнес-лидерство. | - | - | |
прикладные аспекты использования техники работы бизнес-лидера | ||||
4.1 | Прикладные аспекты использования техники работы бизнес-лидера. | - | ||
4.2 | Техника групповой работы. | - | ||
4.3 | Основы техники ведения бизнес-переговоров. | - | ||
4.4 | Интеллектуальные технологии принятия решений | - | ||
Итого по дисциплине: |
Наименование тем лекций и их содержание
Раздел 1 менеджмент и бизнес-лидерство
Тема 1.1 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК НАУКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Категории «управление», «руководство», «менеджмент», их сущность и содержание. Управление как вид профессиональной деятельности. Категории управленческих работников.
Эволюция управления как науки. Научные школы в управлении: школа научного менеджмента, административная школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, эмпирическая школа.
Объект, предмет науки об управлении, ее основные функции. Методологические подходы к управлению: процессный, системный, количественный, ситуационный. Основные управленческие культуры, их краткая характеристика.
Значения термина «организация». Организация как упорядоченное состояние элементов целого.
Социальная организация как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель. Виды организаций. Признаки организации как объекта управления. Системная модель организации.
Феномены, обуславливающие возникновения организации. Принципы функционирования организации.
Структура организации, характеристика ее основных элементов. Структуры организационных отношений. Основные черты формальной подструктуры организации.
Основные тенденции организационной динамики. Структура групповой (организационной) мотивации.
Этапы (стадии) развития организации. Типы коммуникативного поведения людей. Распределение социальных ролей в организации.
Тема 1.2 ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ.
Классические области интеллекта. Коэффициент интеллекта (IQ). Относительность интеллекта. Классификация интеллекта. Новые области интеллекта. Линейное и сетевое мышление. Понятие креативности, креативного менеджмента.
Тема 1.3 ОСНОВЫ БИЗНЕС-ЛИДЕРСТВА.
Сущность, основные понятия и термины в бизнес-лидерстве. Типы и роли лидеров. Сравнительная характеристика лидера и менеджера. Отличительные особенности современного бизнес-лидера. Особенности управленческого труда.
ТЕМА 1.4 АВТОРИТЕТ, ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ БИЗНЕС-ЛИДЕРА.
Авторитет бизнес-лидера. Псевдоавторитет руководителя Власть и ее формы. Способы влияние на работников. Типология акцентуированных личностей К. Леовгарда. Взаимосвязь темперамента и оптимизации труда. Делегирование полномочий: сущность и способы повышения эффективности делегирования.
Раздел 2 стили лидерства
Тема 2.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ЛИДЕРСТВЕ.
Подход с позиции личных качеств (теория К. Левина). Поведенческий подход к лидерству (концепция Мичиганского университет, концепция штата Огайо, управленческая сетка Блэйка и Моутона, базовые системы стилей лидерства Лайкерта, теория «заменителей лидерства» С. Керра и Дж. Джермейера). Ситуационный подход к лидерству (теория жизненного цикла Херси и Бланшара, подход «nуть-цель» Митчелла и Хауса, ситуационная модель Фидлера, ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона Яго). Новые подходы в лидерстве (концепция атрибутивного лидерства, концепция харизматического лидерства).
ТЕМА 2.2 ОЦЕНКА СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА.
Характеристика основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный). Методы оценки стилей лидерства. Способы анализа стилей: однофакторный, двухфакторный, четырехфакторный, многофакторный анализ. Опыт как стилеобразующий фактор. Авторитет как стилеобразующий фактор. Алгоритм выбора стиля. Модель Врума-Йеттона и ее назначение.
Раздел 3 лидерство и интеллект
ТЕМА 3.1 ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Емкость мозга. Левосторонние и правосторонние мозговые процессы. Понятие творческих процессов. Эффективная память. Барьеры творчества. Карты сетевого мышления. Правила составления и примеры карт мышления для решения проблем управления временем, управления будущим, для творчества и приобретения навыков межличностного общения.
ТЕМА 3.2 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИДЕРСТВА.
Структура интеллектуального потенциала лидерства. Особенности эмоционального потенциала. Слагаемые эмоционального интеллекта. Инструменты эмоционального развития менеджера: невербальные коммуникации, умение слушать, эмоциональная устойчивость. Развитие эмоционального потенциала лидерства. Самоуправляемое обучение лидерству. Характеристика эффективного лидерства. Эффективные лидеры цифровой эпохи.
ТЕМА 3.3 МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЛИдЕРСТВА.
Определение ценностных ориентаций. Формирование видения будущего. Эксперимент и риски в лидерстве. Развитие уверенности в лидерстве. Развитие лидерского потенциала. Лидерство как тиражирование будущего.
ТЕМА 3.4. ИнТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА.
Сущность деятельности бизнес-лидера. Управленческая деятельность бизнес-лидера. Особенности креативного менеджмента. Понятие техники работы менеджера. Взаимосвязь техники с методами и стилем управления, управленческими решениями, целями, задачами и функциями управления. Классификация техник работы менеджера. Интернет. Рекламный креатив.
ТЕМА 3.5 УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТью.
Объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы) товарные знаки, нераскрытая информация, ноу-хау, коммерческая тайна). Интеллектуальная собственность в обеспечении конкурентоспособности и создании конкурентных преимуществ.
ТЕМА 3.6 ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ БИЗНЕС-ЛИДЕРСТВО.
Сущность и необходимость управления изменениями. Условия и тенденции успешных изменений. Особенности преобразующего лидерства. Механизмы изменений. Анализ внешних причин изменений. Причины сопротивления изменениям. Метод М. Уорда для оценки возможности успеха изменений. Подходы к преодолению сопротивления преобразованиям. Выбор стратегии изменения Д. Коттера и Л. Шлезенгера. Этапы осуществления изменений. Управление будущим.
Раздел 4 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ использования техники РАБОТЫ БИЗНЕС-ЛИДЕРА
ТЕМА 4.1 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ РАБОТЫ БИЗНЕС-ЛИДЕРА.
Техника индивидуального планирования карьеры менеджера. Техники кадрового регулирования. Профиль-метод. Системность работы с информацией. Совместимость техник анализа. Техника управленческой социологии. Техника аналитических оценок труда. Основные тенденции развития техники работы менеджера. Диалог. Беседа. Семинар. Дуальный менеджмент-тренинг.
ТЕМА 4.2 ТЕХНИКА ГРУппОВОЙ РАБОТЫ.
Понятие группы. Характеристики групповых процессов. Групповое развитие. Модерация. Организационная техника работы менеджера. Техника принятия групповых решений. Партиципативный стиль лидерства.
ТЕМА 4.3 ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ПЕРЕГОВОРОВ.
Понятие управления переговорами. Прямые переговоры. Медиация. Фасилитация как техника решения проблем в процессе совещаний. Подготовка переговоров: последовательность информационно-аналитических действий, формирование команды, составление планарегламента. Стратегии переговорного процесса: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. Переговорные функции. Последовательность переговоров. Когнитивная техника переговоров. Техники активного слушания. Полемика и аргументация.
ТЕМА 4.4 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЬIЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
Исходные принципы принятия решений. Основные положения теории решений. Анализ управленческих решений методом Кепнера-Трего. Табличная техника решений. Логика и виды таблицы решений. Построение таблицы решений. Распознание проблемы. Информационная интуиция. Интуитивные решения. Креативные решения.