Влияние эластичности спроса на выручку от продажи товара
Изменение цены | Эластичный спрос | Неэластичный спрос |
Рост Снижение | Доход снижается Доход растет | Доход растет Доход снижается |
Таким образом, можно сформулировать два свойства эластичности спроса:
1. Изменение цены товара Р на каком-либо отрезке кривой спроса не оказывает влияние на сбыт этого товара только в том случае, когда эластичность спроса на всем протяжении этого отрезка равна единице.
2. Если эластичность кривой спроса меньше единицы, т.е. кривая неэластична, то рост цены товара приводит к снижению расходов потребителей, и наоборот. Если эластичность кривой спроса больше единицы, т.е. кривая эластична, то снижение цены приводит к увеличению расходов потребителей, и наоборот.
Из всего вышесказанного сформируем основные правила эластичности спроса.
1. Чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяемые и замещающие товары позволяет всегда сделать выбор в пользу более дешевых.
2. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спросана этот товар. Так спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги прачечной.
3. Чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса. Например, повышение цен на зубную пасту, которая приобретает в относительно небольших количествах и затраты на нее невелики, не вызовет изменения спроса. В то же время повышения цен на основные продукты питания, расходы на которые в бюджете потребителей достаточно высоки, приведет к резкому снижению спроса.
4. Чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Это ситуация дефицита. Поэтому фирмы - монополисты заинтересованы в создании дефицита на свой товар, т.к. это дает возможность повышать цену.
5. Чем выше степень насыщения потребностей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при сильном снижении цены.
6.Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется тем, что потребителю нужно время, чтобы отказаться от привычной ему продукции и перейти на новую.
Теперь рассмотримэластичность предложения по цене. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1%. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Еs):
процентное изменение количества предложенного товара (в %)
Еs = ------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены (в %)
или
D Q D P DQ P
Еs = -------- : -------- = -------- х ----
Q P DР Q
где Р - цена предложенного товара;
DР - изменение цены товара;
Q - количество предложенного товара;
DQ - изменение количества предложенного товара.
Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: величина предложения обычно повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предложения по цене выражается положительными величинами.
Предложение (по цене) бываетэластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности:
Еs = 10% : 5% = 2
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении и снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно по сравнению со спросом. Ведь довольно трудно переключить производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.
В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:
1. если Еs > 1 , предложение эластично;
2. если Еs < 1 , предложение неэластично;
3. если Еs = 1 , эластичность единичная ;
4. если Еs = 0 , совершенно неэластичное предложение;
5. если Еs = ¥ , совершенно эластичное предложение.
Графики предложений с разной эластичностью представлены на рис. 8,9.
Рис8. Виды эластичности предложения Рис.9. Абсолютно эластичное и
Неэластичное предложение
Исследование этих графиков показывает, что с повышением цены товара доход предпринимателя возрастает при любых значениях эластичности предложения. Отличие состоит в том, что если Еs < 1, доход с повышением цены растет быстрее, чем в случае с неэластичным предложением.
Следует иметь в виду, что эластичность предложения зависит от нескольких факторов.
1. Способность к длительному хранению и стоимости хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой.
2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным.
3. Временной фактор. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, т.к. требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.
Таким образом, нам стала известна прямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Имеется два варианта такого регулирования.
Первый вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с ругой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).
Однако нетрудно догадаться, что существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот, при уменьшении спроса снижается цена. Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наконец, с сокращением объема предложения цена увеличивается.