Экономическое развитие и инновационная экономика;
Общая характеристика региона. Социально-экономическое развитие.
Ивановская область – это административно-территориальная единица в европейской части России, субъект Российской Федерации, который входит в состав Центрального федерального округа. Площадь региона составляет 21 437 км². Что касается численности населения, то по данным на 1 января 2015 года данный показатель в Ивановской области составил примерно равно 1 млн человек. Областным центром области является город Иваново.
Также в состав Ивановской области входят 21 муниципальный район, 6 городских округов.
Экономическое развитие региона в настоящий момент проходит в сложных макроэкономических условиях, которые характеризуются введением санкционного режима в отношении Российской Федерации, а также ослаблением курса рубля, оттоком капитала и ужесточением доступа к кредитным ресурсам. Как следствие это отразилось на внешнем и внутреннем состоянии регионов, в том числе Ивановской области.
Сложившаяся ситуация в целом привела к снижению объемов промышленного производства на 2,8%. За прошедший 2014 год динамика промышленного производства находилась в отрицательной плоскости, индекс промышленного производства составил 97,2%. Более того, среди негативных тенденций также можно отметить снижение производства сельскохозяйственной продукции на 3,9% и снижение объема инвестиций в основной капитал на 17%.
Однако можно отметить и положительные тенденции за прошедшие года, касающиеся социально-экономического развития региона:
1. ввод жилых домов вырос на 8,9%;
2. объём работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырос на 1,2%;
3. объём платных услуг, оказанных населению области – на 5,5%.
4. оборот розничной торговли – на 3,7%;
5. оборот общественного питания – на 1,1%;
6. среднемесячная номинальная заработная плата выросла на 8,5%;
7. уровень безработицы снизился до 1% к экономически активному населению.
Также на 1 квартал 2016 года Правительством области планируется проведение различных мероприятий по социальному обеспечению граждан. Мероприятия будут проводиться по различным актуальным направлениям развития социально-экономического состояния области для общего улучшения показателей.
Что касается стратегических целей социально-экономического обеспечения Ивановской области, то все они четко описаны в постановлении Правительства данного региона от 2013 до 2018 года об утверждении государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области». В данном постановлении затронуты вопросы развития базовый отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, анализа научных исследований и формирования благоприятной инвестиционной среды.
Доходы и расходы.
Данные о расходах и доходах консолидированного бюджета Ивановской области анализируются мной в период с 2010 года по 2014 год.
Собственные доходы | |||||
млн рублей |
Таблица 2.
Касаемо доходов региона можно отметить положительную тенденцию. То есть с каждый годом объем доходов консолидированного бюджета Ивановской области увеличивается. В каждый период времени основную долю доходов бюджета региона составляет налог на доходы физических лиц. Также большой удельный вес занимают государственные поступления в бюджет региона.
При анализе доходов каждого периода по отдельности можно сказать следующее:
· По состоянию на 1 января 2011 бюджет исполнен по доходам в сумме 29,2 млрд. рублей, что выше соответствующего периода прошлого года на 2,6%, и выполнен на 101,2% к годовым бюджетным назначениям. В структуре доходов консолидированного бюджета собственные доходы составили – 58,5%, безвозмездные поступления из федерального бюджета – 41,5% (за 2009 год соответственно – 51% и 49%).
· По состоянию на 1 января 2012 года по доходам в сумме 31,9 млрд. рублей, что выше соответствующего периода прошлого года на 9,3% и выполнен на 102,8% к годовым бюджетным назначениям. В структуре доходов консолидированного бюджета собственные доходы составили – 57,1%, безвозмездные поступления из федерального бюджета – 42,9% (за 2010 год соответственно – 58,5% и 41,5%).
· По состоянию на 1 января 2013 года бюджет исполнен по доходам в сумме 34860,4 млн. рублей, что выше соответствующего периода прошлого года на 9,3%, и выполнен на 107,4% к годовым бюджетным назначениям. В структуре доходов консолидированного бюджета собственные доходы составили – 59,1%, безвозмездные поступления – 40,9% (за январь - декабрь 2011 года соответственно – 57,1% и 42,9%)
· За 2013 год бюджет исполнен в сумме 36554 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2012 годом на 4,9%. Структура доходов консолидированного бюджета на 01.01.2014 в сравнении с 2012 годом существенных изменений не претерпела и сложилась следующим образом: налоговые и неналоговые доходы составили 61,5%, безвозмездные поступления – 38,5%.
· За 2014 год доход исполнен в сумме 37339,1 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2013 годом на 2,1%. Структура доходов консолидированного бюджета на 01.01.2015 по сравнению с 2013 годом существенных изменений не претерпела и сложилась следующим образом: налоговые и неналоговые доходы составили 61,1%, безвозмездные поступления – 38,9%
Делая общий вывод можно сказать, что в течение предыдущих лет доходы бюджета Ивановской области существенно не менялись, существовали лишь некоторые изменения.[1]
Расходы бюджета | |||||
млн руб |
Таблица 3.
По расходам бюджета области также можно наблюдать рост, в большинстве случаев он связан с развитием национальной экономики региона, с расходами на охрану окружающей среды, с обслуживанием государственного и муниципального долга. В целом каждый год расходы в среднем увеличиваются на 3-4 %.
Рассматривая расходы бюджета по отдельным сферам, можно заметить, что в большая доля расходов приходится на образование и социальную политику области. Ниже я приведу процентное соотношения данных показателей к общему объему расходов.
Образование | 23,9% | 24,1% | 26,7% | 28,2% | 29,2% |
Соц. политика | 21,3% | 19,1% | 18,5% | 17,8% | 17,3% |
Анализ показывает, что с каждым годом расходы на образование увеличиваются, такая тенденция говорит о том, что область старается повысить квалификацию кадров и общий уровень образования населения даже в условиях политических и экономических проблем в Российской Федерации[2].
Инвестиции.
Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, объем инвестиций в основной капитал по Ивановской области так и не вышел на высокий уровень 2009 года, а в 2012 году сократился на 27,6% к уровню 2011 года. Инерционный сценарий развития ситуации предполагает дальнейшее снижение или стагнацию инвестиционной активности. Главной причиной низкого уровня инвестиционной активности в регионе является низкий уровень инвестиционной привлекательности Ивановской области.
В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2012 - 2013 годы, проведенным рейтинговым агентством "Эксперт РА", Ивановская область отнесена к типу 3B1 - пониженный потенциал и умеренный риск. По уровню инвестиционного потенциала Ивановская область занимает 57 место, по уровню инвестиционного риска - 47 место среди российских регионов.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере инвестиционной активности, приведены в таблице 4[3].
Таблица 4.
Социальные программы.
В Ивановской области активно проводятся разного рода социальные программы, направленные на повышение условий жизни населения, а также повышения образовательного, культурного и делового уровня граждан. Ниже можно увидеть направления государственный программ по социальному развитию региона.
Экономическое развитие и инновационная экономика;