Экономическая теориявыполняетметодологическую, практическую, познавательную, прогностическую, воспитательную и идеологическую функции
Методологическая функция экономической теории позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
Выражением практическойфункции экономической теории является разработка экономической политики государства. В целом практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.
Познавательная функция экономической теории состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука».
Прогностическаяфункция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.
Воспитательная функция экономической теории проявляется в формировании экономического образа мышления.
Также выделяют идеологическую функцию экономической теории, однако надо учитывать, что чрезмерная идеологизация может воспрепятствовать установлению объективных законов экономического развития
4 Этапы развития экономической теории:
· меркантилизм – (от итал. mercante – торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Меркантилисты проповедовали политику активного протекционизма в целях обеспечения превышения вывоза товаров из страны над ввозом.
· физиократия (hysis – природа, kratos – власть). Известнейшие представители — Ф.Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
· классическая экономическая школа – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.
· марксизм – развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.
· вульгарная политическая экономия – создала теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.
Можно выделить также австрийскую школу, заложившую основы теории предельной полезности (ценность благ определяется не затратами общественно необходимого труда, а субъективными оценками покупателя и продавца), математическую школу (Вальрас, Парето и т.д.), отводившую решающую роль в изучении экономических явлений математическим методам.
Современный этап развития экономической теории:
· неоклассическое направление – положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.
· неокейнсианство– базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы. Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта
· институционально– социологическое направление – рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов.
Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)
3 Выделяют общие мировоззренческие, общие научные, а также частные методы исследования.
Общим мировоззренческим методом является метод материалистической диалектики – единый для всех наук метод.
Общенаучные методы включают:
· метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного,случайного. В процессе абстрагирования формируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны предметов, процессов, явлений.
· анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет или явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, противоречия и т.д.
· индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. Данный процесс характерен для обработки наукой эмпирического материала. Результатом использования данного метода является формулирование категорий и законов. Дедукция – это движение от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.
· единство исторического и логического подходов. Экономическая теория рассматривает явления в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.
· количественная и качественная оценки. Качественная сторона выражает сущность явления. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.
Частные методы исследования включают:
· графические
· статистические
· математические
· моделирование
· сравнительный анализ
· экономический эксперимент и т.д.
5 Под экономической системой подразумевают совокупность определённых экономических элементов, которые вместе образуют определённую целостность, являются экономической структурой общества, создают единство отношений, которое сказывается относительно производства, распределения, а также обмена на других благах и их употреблении. Существуют такие основные типы экономических систем:
1. Традиционный.
2. Рыночный.
3. Командно-административный.
4. Смешаный.