Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций установлен на тер­ритории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.

В 2003 г. была принята соответствующая глава На­логового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.

В частности, в целях стимулирования развития про­изводства и подготовки к введению налога на недвижи­мость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообло­жения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.

В целях сохранения поступлений по данному нало­гу на уровне сложившихся поступлений за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшим до введения данной гла­вы Кодекса.

Налогоплательщиками по налогу являются практи­чески все российские организации, включая финанси­руемые из бюджетов всех уровней. К числу плательщиков налога относятся также ино­странные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представи­тельства.

Иностранные организации, не осуществляю­щие деятельности в России через постоянные предста­вительства, но имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зо­не РФ, тоже являются плательщиками налога. Таким образом, платить налог на имущество обяза­ны компании, фирмы, любые другие организации (вклю­чая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, между­народные организации и объединения, а также их обо­собленные подразделения, имеющие недвижимое иму­щество на российской территории.

Объектом налогообложения для российских организаций определено учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во времен­ное владение, пользование, распоряжение или довери­тельное управление, внесенное в совместную деятель­ность.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства, объектом налогообложения яв­ляется движимое и недвижимое имущество, относящее­ся к объектам основных средств. При этом иностран­ные организации обязаны вести учет объектов налого­обложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных орга­низаций, не осуществляющих деятельности в Российс­кой Федерации через постоянные представительства, признано находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообло­жения. При этом указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответ­ствии с установленным порядком ведения бухгалтер­ского учета, утвержденным в учетной политике конк­ретной организации.

Налоговым периодом по налогу на имущество орга­низаций установлен календарный год.

Отчетными периодами являются I квартал, полуго­дие и 9 месяцев календарного года.

налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ. При этом она не может превышать 2,2 % к налоговой базе.

Льготы:Поскольку налог на имущество является региональ­ным, федеральное законодательство установило доста­точно узкий перечень организаций, имущество кото­рых не должно облагаться налогом, обязательный на всей территории страны перечень льгот по налогу, а также объектов, не подлежащих налогообложению.

Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

По итогам каждого отчетного периода налогопла­тельщик обязан исчислить и внести в бюджет сумму авансового платежа по налогу в размере 1/4 произ­ведения соответствующей налоговой ставки и сред­ней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

При этом сумма авансового платежа по налогу в части объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного пери­ода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта не­движимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на со­ответствующую налоговую ставку.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налого­вого периода, т. е. календарного года, и суммами аван­совых платежей по налогу, исчисленных и внесенных в бюджет в течение года.

[1, с. 625]

Транспортный налог

Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 г. взамен действовавших до того време­ни налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Федеральным законом "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налога на водно-воздуш­ные транспортные средства, регулируемого Законом "О налогах на имущество физических лиц".

Он установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории.

При этом Кодекс предоставил право законодатель­ным (представительным) органам власти субъектов Федерации определять только следующие характерис­тики данного налога: ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Кроме того, при установлении налога в законах субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и соответствующие основания для их примене­ния налогоплательщиками.

Плательщиками налогаявляются физические лица и организации, на которых в соответствии с россий­ским законодательством зарегистрированы транспорт­ные средства, признанные объектом налогообложения.

Объектом налогообложения согласно НК РФ являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, авто­бусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, верто­леты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снего­ходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамо­ходные (буксируемые) суда и другие водные и воздуш­ные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.

Налоговая база по налогу установлена в зависимо­сти от категории объекта налогообложения. В частно­сти, по транспортным средствам, имеющим двигатели, налоговой базой является мощность двигателя транс­портного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки по налогу устанавливаются законами субъектов Федерации в за­висимости от установленной налоговой базы и на основе установленных НК РФ сред­них ставок налогообложения. [1, с.644]

Местные налоги

Земельный налог

Федеральным законом от 11.10.91 "О плате за зем­лю" установлено, что использование земли в России является платным.

Цель введения в России платы за землю — стимули­рование рационального использования, охраны и осво­ения земель и повышения плодородия почв, выравни­вание социально-экономических условий хозяйствова­ния на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также фор­мирование специальных фондов финансирования ука­занных мероприятий.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или же на праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а так же городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен данный налог.

Налоговая база по земельному налогу определяется как установленная российским законодательством кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектом налогообложения. Эта стоимость рассчитывается в отношении каждого земельного участка по состоянию на начало года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а так же законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Ставки не могут превышать установленных НК РФ пределов.

По земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, ставка налога не может быть более 0,3%. Для прочих земельных участков ставка земельного налога не может превышать 1,5%.

Порядок исчисления и уплаты:

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, налогоплательщиками, являющимися организациями или индивидуальными предпринимателями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Наши рекомендации