Особенности организации деятельности организаций в условиях рынка на примере ООО
Согласно Федеральному Закону РФ от 24.07.2010 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вводится деление организаций на средние, малые предприятия и микропредприятия.
Ранее рассматривалась только одна категория – малые предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В настоящее время нормативная база, регулирующая деятельность частных предпринимателей определяется законодательством о деятельности малых и средних предприятий[1].
Для отнесения предприятия к данной категории , средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать установленные предельные значения.
Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, работников представительств, филиалов и обособленных подразделений.
Доля малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет России составляет 10%, тогда как в Европе – более 50%. Количество занятых в российском малом бизнесе оценивается в 13 миллионов человек.
К сожалению, российский сектор малого бизнеса в настоящее время находится в состоянии, близком к стагнации.
Сектор весьма статичен – прирост числа новых малых фирм незначителен, большинство новых фирм создается «старым» кругом собственников.
ООО "Детские товары", вид деятельности - розничная торговля, торговля детской одеждой от 0 до 7 лет.
Финансирование деятельности магазина «Детские товары» осуществляется за счет средств полученных в результате торговли.
Кроме того, магазин «Детские товары» руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, постановлениями, приказами, распоряжениями, правилами и инструкциями Госстандарта России, а также внутренним уставом, разработанным внутри организации.
Важнейшее значение для деятельности организации имеет бухгалтерская и налоговая отчетность, которая является основанием для расчета налоговой базы.
На предприятии «Детские товары» сложилась линейно- функциональная организационная структура.
Директор |
Отдел продаж |
Отдел маркетинга |
Бухгалтерия |
АХО |
исполнители |
исполнители |
исполнители |
исполнители |
Рисунок 4 – Действующая организационная структура предприятия «Детские товары».
Функциональная структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной структуры. Это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности.
Децентрализация управления в рамках линейно-функциональной структуры приводит к тому, что разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т. д.
Наиболее типичен такой процесс для предприятий, где устойчиво выпускается огромное количество однородных продуктов и экономия на масштабе производства значительна.
Одним из условий децентрализации структуры может служить ситуация, когда рынок представляет собой единое целое и отличается высокой степенью концентрации потребления.
ООО «Детские товары» является одной из компаний, работающей в секторе розничных продаж. Свою деятельность магазин «Детские товары» осуществляет посредством организации розничной торговли.
Магазин «Детские товары» является стационарным, форма обслуживания - самообслуживание.
ООО «Детские товары» имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Основными видами деятельности Магазин «Детские товары» являются:
• организация розничной торговли;
• проведение товарообменных операций;
• посредническая деятельность;
• закупка и продажа оптовых партий товара.
ООО «Детские товары» осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с целью своей деятельности.
Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, не являясь подразделением более крупного предприятия или объединения. Форма собственности - частная, учредителям является физическое лицо, которое несет ответственность по обязательствам. Магазин «Детские товары» - коммерческая фирма, главной целью деятельности которой является получение прибыли.
Как экономический субъект, данное предприятие является производителем определенных товаров и услуг, необходимых на рынке, т.е. удовлетворяет платежеспособный спрос на эти товары и услуги.
Также предприятие, привлекая для выполнения своих хозяйственных и иных обязательств наемную рабочую силу, т.е. сотрудников способствует решению проблемы занятости населения.
Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими развитие малого бизнеса, по данным социологических исследований и опросов предпринимателей, являются:
1) несовершенство нормативной правовой базы, позволяющей неоднозначно трактовать и применять нормы законодательства;
2) усложнённость системы налогообложения, распространение практики предъявления необоснованных требований и принятие неправомерных решений налоговых органов о привлечении субъектов малого и среднего бизнеса к налоговой ответственности;
3) неоправданные административные барьеры, особенно при выделении производственных и торговых помещений, земельных участков, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций;
4) недостаточный уровень защиты прав собственности, нарушения антимонопольного законодательства в части административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса и неправомерного ограничения их прав;
5) низкие имущественная обеспеченность и доходность деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, что сдерживает развитие бизнеса путём самофинасирования и масштабного привлечения кредитных ресурсов банковского сектора, снижает конкурентоспособность субъектов малого и среднего бизнеса на рынке труда, оборудования и недвижимости;
6) недостаточная ресурсная обеспеченность разработанных и применяемых государственных инструментов поддержки начинающих предпринимателей, малого и среднего бизнеса инновационного и производственного профиля;
7) коррупция в сфере контроля и регламентации малого бизнеса, порождающая необходимость увода субъектами малого и среднего бизнеса части своей деятельности «в тень».
Многие факторы, тормозящие развитие малого бизнеса, формируются внешней средой. Предприниматели при преодолении административных барьеров несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки. Отстают от требований развивающейся практики научная разработка проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Не завершено формирование системы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.
Поскольку свыше половины субъектов малого и среднего бизнеса заняты обслуживанием населения, то развитие малого бизнеса сдерживается недостаточными темпами роста платежеспособности населения.
4 Исследование особенностей некоммерческих организации на примере ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО»
Товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений многоквартирного дома. ТСЖ создается для совместного управления имуществом дома и для организации его эксплуатации.
Собственники жилья, объединенные в товарищество, лучше, чем кто-либо другой позаботятся о своем имуществе. Они заинтересованы в выгодном использовании подвалов и чердаков, придомовых территорий, в том, чтобы все собственники выполняли правила пользования помещениями и местами общего пользования.
Товарищество собственников жилья «СОДРУЖЕСТВО» создано на основании решения собственников жилых помещений (Протокол №1 внеочередного заочного общего собрания собственников от 06.05.2013 г.). Зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо 05.06.2013 г. (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 55 №003744862). В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом (далее МКД) . Площадь помещений членов ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО» по состоянию на 01.01.2014. составило 8 850 м2 , что 55,1 % от общей площади жилых помещений собственников МКД. Деятельность ТСЖ легитимна. В соответствии со ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое принимает решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
ТСЖ является некоммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность. ТСЖ применяет УСН в отношении деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
В соответствии с уставом ТСЖ обязано выступать заказчиком на коммунальные услуги и заключать договоры с соответствующими организациями на оказание услуг, производить их полную оплату.
ТСЖ не имеет в своей собственности имущества, необходимого для оказания услуг (в том числе объектов инженерной инфраструктуры, магистралей и трубопроводов, необходимых для оказания услуг по оказанию коммунальных услуг), так как такие услуги оказываются самими поставщиками энергоресурсов с использованием ими своего оборудования и сетей. ТСЖ, приобретая коммунальные услуги у третьих лиц или осуществляя содержание общего имущества собственными силами, не реализует работы и не оказывает услуги. Таким образом, квартплату, поступающую от членов ТСЖ, нельзя считать выручкой (доходом) ТСЖ.
В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО» признается товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) как некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Средства ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО» состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Таким образом, ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО», применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
В ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО» при заключении агентских договоров при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
Затратная часть сметы определяется теми направлениями расходования, которые запланированы на соответствующий год.
Основную часть из них формируют расходы на:
· управление многоквартирным домом (в частности, заработная плата членов правления ТСЖ, "зарплатные" налоги, канцелярские расходы, услуги связи, информационные и юридические услуги, оп-лата госпошлин, вознаграждение банка за прием платежей жильцов, банковское обслуживание счета, аренда помещения для общих собраний);
· содержание и текущий ремонт общего имущества (обслуживание лифта, страхование общего имущества, уборка лестничных площадок и маршей, уборка придомового участка, работы по озеленению, охрана общего имущества, обслуживание домофона, устройств автоматизированной противопожарной защиты, дератизация и дезинфекция, очистка мусоропровода, вывоз ТБО, аварийно-диспетчерское обслуживание, покраска фасада, косметический ремонт подъездов, ремонт электрооборудования, под-готовка оборудования к сезонной эксплуатации, утепление оконных проемов в подъездах и др.);
· капитальный ремонт общего имущества (ремонт подвала, кровли, утепление фасада, укрепление фундамента, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, замена лифтового оборудования и др.)
Согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят из:
· обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
· доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;
· субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
· прочих поступлений.
Под обязательными платежами в п. 5 ст. 155 ЖК РФ понимаются платежи, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг.
Кроме оплаты коммунальных услуг, порядок расчета которой известен из нормативных актов, все остальные платежи (связанные с содержанием общего имущества) пропорциональны площади помещений в многоквартирном доме. Поэтому площадь помещения каждого собственника и суммарная площадь помещений в доме - ключевые показатели, необходимые для определения размера обязательных платежей и взносов.
Среди поступлений ТСЖ названы доходы от хозяйственной деятельности. Согласно п. 2 ст. 152 ЖК РФ ТСЖ вправе заниматься:
· обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме;
· строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
· сдачей в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
Важно помнить, что ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, вправе осуществлять хозяйственную (предпринимательскую деятельность), только если это служит достижению целей, предусмотренных уставом (п. 1 ст. 152 ЖК РФ). Соответственно, доходы от такой деятельности направляются на достижение этих целей, например, для оплаты общих расходов или в специальные фонды (п. 3 ст. 152 ЖК РФ). Определение направлений использования средств относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ (пп. 7 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Для формирования специальных фондов, например резервного, необходимо принять решение о сборе целевых взносов. Некоторые эксперты рекомендуют при составлении сметы доходов и расходов разбить ее на несколько разделов (в соответствии с направлениями расходования) и определить (уже без учета доходов от хозяйственной деятельности ТСЖ) размер обязательных платежей собственников по видам затрат. Так будет обеспечено соответствие вида поступления определенному направлению расходования (например, по коммунальным услугам, содержанию и ремонту общего имущества, управлению домом, формированию фондов). Это позволит отследить и подтвердить целевое расходование поступлений.
Услуги, связанные с управлением многоквартирным домом,
организуемые ТСЖ «СОДРУЖЕСТВО»
1. В рамках коммунальных услуг:
· подготовка документации, заключение и ведение договоров от имени ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение);
· организация обеспечения контроля за качеством предоставляемых коммунальных услуг;
· ведение расчетов с поставщиками коммунальных услуг.
2. В рамках услуг по надлежащему содержанию и эксплуатации общего имущества собственников:
Подготовка документации, заключение и ведение договоров от имени ТСЖ с подрядными организациями и организациями, предоставляющими прочие услуги:
· обслуживание систем безопасности: пожарная сигнализация, системы автоматического пожаротушения, системы видеонаблюдения, тревожная кнопка, домофон;
· обслуживание лифтовой диспетчерской связи и сигнализации (ЛДСС);
· техническое и сервисное обслуживание узла учета тепловой энергии и ГВС;
· вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) и КГМ;
· дератизационная обработка (борьба с грызунами и насекомыми);
· техническое освидетельствование лифтов; регистрация опасных производственных объектов (лифты), страхование гражданской ответственности страхователя перед третьими лицами за причинение вреда;
· охрана подъезда;
· диспетчер (консьерж);
· организация обеспечения контроля за качеством предоставляемых услуг;
· ведение расчетов с поставщиками услуг;
· ведение и сохранность технической и иной документации, относящейся к общему имуществу собственников;
· мониторинг технического состояния конструктивных элементов, инженерного оборудования и иного имущества, относящегося к общему имуществу собственников;
· планирование работ текущего и капитального характера с учетом технического состояния общего имущества собственников и возможного объема финансовых средств;
· заключение договоров от имени ТСЖ с подрядными организациями;
· организация оплаты услуг и работ, выполненных подрядными организациями;
· организация круглосуточной работы диспетчерских служб;
· ведение бухгалтерского учета, хозяйственных операций ТСЖ, ведение налогового учета, осуществление начислений за содержание и эксплуатацию помещений, коммунальные и иные услуги, расчеты с поставщиками, ведение расчетов, обеспечивающих предоставление социальной поддержки отдельным категориям потребителей (собственников);
· взыскание задолженности с собственников и пользователей по оплате за услуги по содержанию и ремонту помещений дома, коммунальные услуги;
· ведение делопроизводства.
3. В рамках взаимоотношений с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме:
· организационная и консультационная помощь в проведении общих собраний собственников помещений дома, общих собраний членов ТСЖ;
· начисление, сбор и учет платежей за содержание и ремонт помещений дома, коммунальные услуги, предоставленные собственникам и пользователям помещений в доме, формирование и выдача расчетно-платежных документов, проведение сверок расчетов;
· представление интересов собственников в органах контроля, власти и управления.