Рынки факторов производства (ресурсов)

Рынок: понятие, функции и механизм.

рынок– это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;

 рынок– это система отношений между спросом и предложением;

 рынок– это совокупность отношений товарного обмена;

 рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих.

Функции рынка.

1. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

2. 1. Информационная функция.Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует все общество о состоянии экономики.

3. 2. Посредническая функция.Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.

4. 3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

5. 4. Ценообразующая функция.Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.

6. 5. Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. 6. Созидательно-разрушительная функция.Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.

8. 7. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

9. 8. Дифференцирующая функция.Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

МЕХАНИЗМ

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Под конкуренциейподразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена.Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктуройрынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спросаи предложения.

Спрос— это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спросаутверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина дохо­дов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожи­даемые изменения цен в будущем.

Предложение— это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене. Закон предложенияутверждает, что при других равных услови­ях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким об­разом, предложение напрямую зависит от цены.

На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: це­ны на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.

Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность.Спрос называется эластич­ным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спро­се в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластично­стью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в результате изменения конкурентной цены.

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитоми была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров(перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называе­мой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием.Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной.Это состояние является оптимальным.

Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При­быльюназывается доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками пони­мают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.

Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Рынки факторов производства (ресурсов)

Во многом рынки факторов производства (ресурсов) похожи на рынки товаров, но на рынке ресурсов покупателями являются производители (фирмы), а продавцами - домохозяйства. Покупая фактор производства, например, рабочую силу, фирма покупает услуги, которые работник может оказать (хотя часть факторов производства можно купить в прямом смысле).

Следовательно, рынок факторов производства - это рынок услуг, которые они оказывают в процессе использования.

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд (зар. плата)– это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля (рента) – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал(% средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность (прибыль)– свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Каждый из факторов, выступая как элемент производственного процесса, оказывает определенные услуги. Величина цены этих услуг обусловливает доходы собственников факторов производства.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (W) — цена услуг труда, доход наемных работников.
ПРИБЫЛЬ (П) — цена услуг особого вида труда — предпринимательской деятельности, доход предпринимателей.
РЕНТА (R) — цена услуг земли, доход собственников земли.
ПРОЦЕНТ (i) — цена услуг капитала, доход собственников капитала.

ОСОБЕННОСТИ

Особенности рынков факторов производства проявляются в специфике действия законов спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ. Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Таким образом, спрос фирм на факторы и ресурсы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. Спрос на факторы производства может возрастать или снижаться прежде всего в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяются ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства.

В отличие от потребительского спроса, имеющего практически всеобъемлющий, но «розничный» характер, спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа деловых людей — предпринимателей, способных организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг потребительского назначения. Изучая потребительский спрос, предприниматели стремятся найти направления для улучшения продукции, ее
потребительских свойств, создания новых типов товаров. Одновременно они изучают рынки факторов производства с целью выявить перспек- ппшые, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего им пуска, а также определить разницу между существующими ценами ресурсов и будущими ценами еще только планируемой к выпуску новой н I перспективной продукции. Разница этих цен и есть будущая ожидаемая прибыль, потенциальная возможность получения дохода, не замеченная конкурентами. В этом смысле рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках существующих товаров, уровне издержек производства на их пмпуск, объемах предложения отдельных фирм и т.п.

Специфика спроса на факторы производства проявляется и в характеристиках эластичности. Так, спрос более эластичен на те факторы, которые имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимное замещение, вытеснять дорогостоящие ресурсы, снижать издержки производства. I высокие или растущие рыночные цены вызывают «переключение» спроса на альтернативные ресурсы, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от следующих обстоятельств:
1) уровня доходов фирм и спроса на выпускаемую ими продукцию;
2) возможностей взаимного замещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;
3) наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам.

Подобно предложению на рынках обычных потребительских благ, на рынках факторов производства предложение порождается спросом. Но, как уже отмечалось, рынки и собственно предложение во многом зависят от специфики каждого поступающего в обращение фактора, включаемого фирмами в их производственную деятельность с целью получения доходов и предпринимательской прибыли. В связи с этим постоянно существует необходимость в отслеживании количества пригодных к использованию земель, их цены и получаемой собственниками ренты; регулировании собственности на недвижимое имущество для установления его цены и уровня арендной платы. Предложение на рынках трудовых ресурсов ограничено их общей численностью, возможностями занятости в разных секторах экономики и соответственно уровнем оплаты различных квалификационных групп работников. На состояние рынков труда существенное влияние оказывают общая экономическая ситуация (роста или стагнации), естественный и фактический уровни безработицы. Предложение на рынках капитала также имеет общие и специфические особенности, вытекающие из ограниченности этих ресурсов, возможностей предложения добываемого сырья из ископаемых ресурсов и их цен; уровня развития технологий, влияющих на качество предлагаемых машин, оборудования, технических приспособлений, автоматики и цен их предложения на рынках. На основании перечисленных факторов отслеживаются экономические тенденции, составляются деловые прогнозы, меняется структура производства, возникают новые и новейшие отрасли, обслуживаемые электронно-компьютерными технологиями и системами, такими как Интернет, которые сами становятся относительно самостоятельными рынками информационной деятельности и получения соответствующих доходов.

Под влиянием обычных механизмов рынка предложение ресурсов itыявляет характеристики эластичности, различающиеся в зависимости от специфики конкретного ресурса, фактора производства. Так, например, предложение земли всегда неэластично вследствие ее естественной территориальной ограниченности. В то же время альтернативного, заменя- н нцего землю ресурса практически не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое и особо ценное экономическое благо. Практически невозобновляемы и невосполнимы большинство ископаемых сырьевых ресурсов и факторов производства. Их предложение более ^частично, что достигается регулированием объемов добычи (квотированием) и поставок на рынки по соответствующим ценам. На эластичность предложения этой группы ресурсов влияет и возможность изыскания альтернативных, взаимозаменяемых, в том числе и искусственных, видов сырья и материалов. Эластичность предложения труда на рынках также < >бусловлена их ограниченным, фиксированным количеством. Этот естест- неиный ресурс изменяется довольно медленно (смена поколений — это период, равный 25 годам). В то же время он достаточно продолжителен с точки зрения периодов смены современных экономических и технологических процессов. Например, состояние экономики способно измениться и течение от трех до шести месяцев под воздействием таких инструментов, как процентная ставка по кредиту: в зависимости от оживления или сдерживания кредитно-инвестиционного процесса меняется уровень ставок заработной платы, а соответственно и предложение труда, состояние занятости трудовых ресурсов в целом. Или другой пример: изменение налогов, акцизов, сборов вызывает адекватную реакцию инфляционных (гжиданий, способных изменить масштабы производства, а следовательно, и предложение на рынках труда, уровень занятости трудовых ресурсов и уровень безработицы.

Наши рекомендации