Вторая мировая война глазами инвесторов

Александр Афанасьев

В последнее время эксперты всё чаще заявляют, что продолжающийся глобальный кризис может разрешить только построение нового мирового порядка. О чём молчат аналитики новостных мировых СМИ? По мнению экспертов Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

1. О том, что подобные глобальные перестроения бескровно в истории никогда не происходили. В настоящее время уже говорят о событиях в арабском мире, как о прологе, первом этапе грядущей мировой войны. Мол, история учит, что война – один из самых эффективных выходов из кризиса.

2. Та же история учит, что по большому счёту в войне не бывает выигравших наро­дов – только проигравшие. Победа в глобальной войне и выигрыш государства – разные вещи. Скажите, ну кто выиграл от последней Второй мировой войны, которую Курт Воннегут назвал второй неудачной попыткой цивилизации покончить с собой? По­пытка, к счастью, оказалась неудачной, но самой масштабной и впечатляющей. Война:

· длилась долгие 6 лет и зим или 2195 дней и ночей;

· втянула в свою орбиту 61 государство – 80% всего человечества, под ружьё были по­ставлены 110 млн. человек, а сами военные действия охватили 40 стран;

· до сих пор никто толком не знает, сколько тогда полегло людей, а те круглые цифры в 50, 55 миллионов, которые обсуждаются в СМИ, столь же правдоподобны, сколь и при­близительны.

Наибольшие потери, как известно, понёс советский народ – 26,6 миллионов, а в процентном отношении к населению – Польша (6 миллионов). Если же брать во вни­мание вооружённые силы, то самый большой процент армии потеряла Румыния, почти половина её полегла под Сталинградом. Причём почти половина всех жертв этого кон­фликта – гражданское население, которое прежде было избавлено от всех ужасов войны.

Для сравнения, в Первой мировой войне среди погибших мирное население составляло 5%. Из-за этого её называют солдатской войной, а Вторую мировую войну – народной. Так что, если продолжится этот кровавый тренд, случится то, от чего предостерегал аме­риканский историк Карл Сэндберг – «когда-нибудь объявят войну, и никто не придёт».

3. Но дело ведь не только в беспрецедентном количестве погибших в годы 2-й миро­вой войны. Известный социолог Питирим Сорокин давно доказал, что любая война это не просто инструмент селекции, а орудие отрицательной селекции. Тут не пройдёт заявление Наполеона о том, что одна ночь Парижа восполнит все его военные потери, можно и грубее, по-нашему: «бабы ещё нарожают» (слова, приписываемые маршалу Ге­оргию Жукову). В том-то и дело, что таких не нарожают. Войны уносят, как правило, лучших – трудоспособных, морально здоровых, с глубоким сознанием долга перед стра­ной, родиной, семьёй, честных и убеждённых, энергичных и сильных людей, которые гибнут первыми, оставляя страну на долгие годы обескровленной;

4. Война буквально истощила государственную казну воевавших стран в годы 2-й мировой войны. К примеру, стоимость одного дня войны в СССР в 1943 году составляла 324,1 миллиона рублей, в 1945 – 352 миллиона. Этот глобальный конфликт поглотил ма­териальные ценности стоимостью $4 трлн., то есть 65%(!) доходов воевавших государств. Доля военных расходов в национальном доходе США составляла 43,4%, СССР – 55%, Ве­ликобритании – 55,7%, Германии – 67,8%. Прав, конечно, Цицерон, сказавший, что дви­жущей силой любой войны являются деньги, вот только процветание она несёт горстке миллионеров, а миллионам – смерть и нищету, падение производства.

Многие европейские страны, особенно побеждённые, оказались после войны буквально в катастрофическом состоянии: объём промышленного производ­ства от довоенного уровня в Италии составлял лишь 40%, Германии и Австрии – 34%, Японии – 30%. Европа послевоенная – это нехватка буквально всего: продовольствия, сы­рья, топлива, зато царили голод, холод, нищета, руины и огромная безработица;

– финансовая дестабилизация;

– деформация структуры экономики, то есть её милитаризация. Огромные расходы были затрачены на перевод экономики на военные рельсы, эвакуацию предприятий и населе­ния;

– международная торговля резко сократилась, а мировой рынок распался на несколько самостоятельных частей;

– повреждена инфраструктура.

Другими словами, война стала крупнейшей экономиче­ской катастрофой.

5. Если от кризиса 30-х годов выиграли правые силы, то от 2-й мировой войны – од­нозначно левые. Политическая карта послевоенной Европы «порозовела», а Европа по­левела:

– была создана мировая система социализма, мир раскололся на два блока – социалисти­ческий и капиталистический, или восточный и западный;

– выросла численность коммунистических партий капиталистических стран в 2,5 раза – до 5 млн.;

– в большинстве парламентов крупных европейских стран большинство было в руках коммунистов и социалистов, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе;

– в целом ряде государств (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия и др.) произошло не­слыханное – коммунисты вошли в состав правительств. В Италии и Франции они вообще были близки к приходу к власти. Впервые в истории Франции на первое место вышла коммунистическая партия, которую называли «партией расстрелянных», её численность быстро приближалась к миллиону.

6. Коренным образом изменился баланс сил на мировой арене после 2-й мировой войны: мир перешёл от европейского концерта к биполярной системе.

В общем, в войнах – победителей не бывает, есть только пострадавшие, но всё дело в том, что одни страдают меньше, а другие – значительно больше.

Наши рекомендации