Эконом-ая сущность, состав и струк-а оптового товарооборота
Под оптов. т/о понимается стои-ть тов-в несобст-го произ-ва и без видоизменений юр. лицам, их обособ. подразд-ям, индивид. потр-ям, с целью дальнейшей перепро-и или профес-го испол-ия.
Т/о оптов. огр-ии ( валовой т/о) предс-ет собой общий об-м реал-ии тов-в всех видов и форм.
Сос-в и стр-ра т/о опт. орг-ий отраж-ся в статист-ом отч-те ф. №1-опт., в факт-их отпуск. ценах, на момент отгруз-и тов-в и опред-ся как сумма оборотов от всех видов деят-ти.
В об-м опт. т/о включ-ся стоимость тов-в, реал-ых со складов, в том ч. из маг.-складов:
- для дальней-ей переп-жи или профес-го испол. на внутр. рынке и на экспорт;
- юр лицам, судам речного флота и авиации, произв-ым предп-ям;
- исправительно-трудовым учрежд. по безналичному расчету;
- по бартеру и товарообменным операциям.
В об-м опт. т/о не включ-ся стоимость:
- тов-в, отпущ-ых для перераб-и на собственном произ-ве;
- тов-в, отпущ-ых орган-ей в собст-ю рознич. сеть;
- тов-в для закладки в гос. резерв;
- проданной с тов. тары, на к-ую установлены залоговые цены.
Структура т/о опт. орг-ии – разделение т/о на различные части:
- по видам деятельности ( т/о оптов., роз. тор-ли, общ. питания, торг. посред-ва, прочих видов деят.);
- по видам товарных групп;
- по формам товародвижения (складс-ой, транз-ый).
37. Особенности анализа объёма и структуры оптового товарооборота
Цель анализа оптового товарооборота – определение полноты выполняемых опт орг фун-ций по обеспечению бесперебойного завоза тов-в покупателям и эф-ти системы товародвижения.
Задачи анализа:
1. Определение степени выполнения плана по общему объёму и видам
2. Оценка равномерности развития тов-та в течении года
3. Выявление тенденций изменения тов-та в динамике по объёму, стр-ре, составу, доле опт организаций на рынке и в районе её деят-ти
4. Изучить звенность товародвижения
5. Провести факторный анализ
6. Выявить и оценить упущенные возможности роста
7. Разработать мероприятия по вовлечению в тов-т неиспользованных резервов роста.
Источники:
- статистическая отчётность (1 ТОРГ (опт) Отчёт о деят-ти орган опт торговли)
- форма №2 отчёт о прибылях и убытках «Доходы и расходы орган»
- отчёт о тов-те и запасах Форма 12 ТОРГ (тов-т)
- форма 1 ТОРГ (розница) отчёт о розничной торговле
- результат экон анализа развития опт и розничного тов-та зоны обслужив по сопоставимому кругу реализации тов-в опт покупателям и о поступлении в опт организации
- информ о покупательском спросе
- информ о наличии и использовании потенциальных опт организаций
Анализ опт товарооборота проводится так же, как и розничного. Однако существуют особенности:
1. Оценку развития опт товарооборота производят в связи с развитием розничного
2. Анализ структуры проводят по направлениям:
- по видам деятельности (тов-т опт, розн торговли, общепита, торгового поредничества, прочих видов деят-ти)
- по товарным группам
- по формам товародвижения (складская, транзитная, посредническая)
- по группам опт покупателей (рознич торговые организ, производственные орг, иные)
- по формам организации коммерческих связей (поставка по выделенным квотам, сверх квот)
- по территориальному признаку (местные покупатели, из других областей и регионов, экспорт)
- по формам оплаты (предоплата, немедленная, последующая, в кредит)
Кроме показателей аналогичных розничному, также рассчитывают ряд специальных показателей:
1. Коэффициент звенности товародвижения (количество звеньев, кот проходит товар. При наличии излишней звенности повышается стоимость и срок доставки товаров, что влияет на качество и увеличивает риск потери)
2. Индекс сезонности (тов-т средний/тов-т средний за год). Позволяет учесть сезонную волну.
38. Прогнозирование и планирование оптового товарооборота: исходные предпосылки, методы, балансовая увязка показателей оптового товарооборота
Сначала определяют прогнозное значение, затем логически оценив результаты, определяют план.
Предпосылки:
1. Прогноз развит розн тов-та
2. Накопление инфор о потенц партнёрах, товарах, их св-вах, ценах, усл поставки, биржевых котировок
3. Сведения о конъюнктуре рынка, покуп спросе, самих покупателях
4. Заявки и заказы
5. Прогнозные расчёты тов ресурсов по источникам поступления
6. Заказы на поставку гос нужд
7. Перспективы развития тов производства
8. Ориентация на обеспечение необходимой прибыли
9. Результаты анализа
Методы:
1. Определяют потребность опт покупателей зоны обсл в товарах данной группы и возможности покрытия минуя опт орг. Исключив транзитный, получим оптово-складской тов-т (Топт = Потр зоны обсл – Поставки из прочих ист – Т-т посреднической деят-ти)
2. Рассчит плановую реал с помощью коэф-та эластичности опт т-та к рознич. Коэф-т эласт будет характ относит увеличение или снижение опт реализ при изменении розн т-та на 1%.
3. Если узкий ассртимент, то сначала планир общий объём опт т-та, а затем по тов группам (метод скользящей средней, удвоен, уменьшенных средн величин, экстраполяции, простая регрессия, экстремум)
4 С учётом сезонности: обязателен расчёт сезонного хар-ра реализации по периодам года на основе индекса сезонности. Т-т конкр периода = Т-Т годов план * Индекс сезонности
5. Балансовый метод позволяет увязать рес-сы орг с направлениями их продаж ( З нач + П от пр-ва + П из др источников + П п = О т р + О предпр пр-ва + О прод+ О иных торг орг + Др + З конец)
39. Товарное обеспечение т-та: источники, расчёт потребности в товарах
Товарное обеспечение можно определить как процесс обеспечения поступл товаров из разных источников с целью создания тов ресурсов, предназначенных для последующей продажи конечному потребителю или профессионального использования.
Источникик: отечественные производители, оптовые организации и прочие поредники, импорт из стран ближнего и дальнего зарубежья, поступления от личных подсобных хоз и др.
Основные формы:
1. Простая – поставка товаров в розницу непосредственно от произв-ля. При закупке большинства прод тови части непрод (простого ассортимента и крупногабаритных). При этом организация розничной торговли получает возможность устанавливать максим торговую надбавку.
2. Сложная – поставка через посредников (дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты, брокеры). При закупке тов-в сложного ассортимента, требующих подсортировки, товаров импорта.
Механизм регулирования товарного обеспечения: постановка цели; определение факторов, связанных с т-том, отношениями взаимовлияния; реализация трбования сбалансированности тов рес-сов, тов-та, спроса населения.