Выполняется индивидуально. Форма контроля: опрос, доклад
Время выполнения: 1 час.
Форма контроля: опрос, доклад
Оценочный балл: 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРСП)
Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем (СРСП) является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем. СРСП проводится по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.
Этот вид занятий способствует углубленному изучению учебного материала за счет создания возможности повторно прослушать объяснение сложной темы и ознакомиться с документами, относящимися к изучаемой теме для закрепления учебного материала. СРСП выполняет две функции - консультативную и контролирующую.
СРСП состоит из ответов на вопросы для закрепления учебного материала, его углубленного изучения, консультаций студентам при написании контрольных работ. В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРО.
Преподавателем проводится постоянный мониторинг учета достижений студента, который фиксируется в журнале. Контролирующая функция СРСП осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового учета и оценки знаний студентов для повышения мотивации студентов к обучению.
Тема 1.Предмет и метод экономической теории.
Задание №1.Изучить основные понятия экономической теории,ее предмет и метод.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
1.Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
2.Функции и задачи экономической теории. Методы экономической науки.
Экономические законы и категории, их исторический характер.
3.Экономические отношения: сущность, виды. Экономическая политика и ее
цели. Экономическая теория и экономическая политика.
4.Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
1. Потребности и их классификация.
2.Факторы производства.
3.Характеристика производственных ресурсов. Ограниченность ресурсов.
4.Экономические блага и их классификация. Кругооборот благ и ресурсов.
5.Проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы.
Задание №1.К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:
1. Что является предметом экономической теории?
2. Какова связь экономической теории с другими науками?
3. Что вы знаете о методологии?
4. Дайте характеристику основных методов экономического исследования.
5. Что вы понимаете под экономическими законами?
6. Как характеризуются экономические категории?
7. Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?
8. Что вы понимаете под экономической и социальной средой жизнедеятельности
a.человека?
Цель самостоятельной работы:Изучить и понять предмет и методы экономической теории.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Упражнения
1. Раскройте роль и место «Экономической теории» в системе экономических наук, используя рисунок 1.1.
Конкретно-экономические науки | ||
Экономика отраслей Экономика предприятий Экономика стран и т.д. | ||
Экономика особых экономических форм и организаций | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | Информационно-аналитические науки |
Финансы Кредит Маркетинг Экономика природопользования и др. | Экономико-математические методы Статистика Анализ хозяйственной деятельности | |
Историко-экономические науки | ||
История экономической мысли История народного хозяйства |
Рисунок 1.1. Место экономической теории в системе экономических наук
2. При изучении структуры экономических отношений воспользуйтесь рисунком 1.2.
Экономические отношения | ||||||||
Социально-экономические отношения | Организационно-экономические отношения | |||||||
| разделение и кооперация труда в производстве | организация хозяйственной деятельности | управление экономикой | |||||
Рисунок 1.2. Типы и виды экономических отношений
3. Дайте характеристику структуры любого экономического отношения, используя рисунок 1.3.
Субъект | Объект | Субъект | ||||
Отношение | Отношение | |||||
Рисунок 1.3. Структура экономического отношения.
4. Для характеристики системы общественных потребностей используйте рисунок 1.4.
Потребность в саморазвитии |
Потребность в уважении |
Потребность в социальных контактах |
Потребность в безопасности |
Физиологические потребности |
Рисунок 1.4. Пирамида потребностей человека
5. Раскройте содержание функции «Экономической теории», соотношение «Экономической теории» и «Экономической политики», используя рисунок 1.5.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | |||||||||||||||
ПРЕДМЕТ - Экономическое поведение людей - закономерности общественного воспроизводства, - факторы экономического роста | ФУНКЦИИ - познавательная - практическая - идеологическая - планово-прогностическая | ИНСТРУМЕНТАРИЙ - категориальный аппарат - математический аппарат - кибернетика - реформирование | МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ - позитивный и нормативный - анализ и синтез - индукция и дедукция - научная абстракция | ||||||||||||
ПОЗНАЕТ | |||||||||||||||
УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ | ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПОРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | |||||||||||||
ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||||||||||||
ПРОИЗВОДСТВО - материальное - нематериальное | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ресурсов - товаров и услуг - рабочей силы | ОБМЕН - деятельностью - продуктами труда - информацией | ПОТРЕБЛЕНИЕ - производственное - личное | ||||||||||||
ФОРМИРУЕТ | |||||||||||||||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: меркантилисты, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, неоклассическое направле-ние, институционализм, неокейнсианское направление и др. | ПРИКЛАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: менеджмент, маркетинг, финансы, банковское дело, бухгалтерский учет, коммерческая логистика и др. | ||||||||||||||
ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ | |||||||||||||||
Рисунок 1.5. Экономическая теория и ее значение
6. Раскройте взаимосвязь потребностей и экономических интересов, используя рисунок 1.6.
Потреб-ности | Инте-ресы | Заинте- Ресованность | Деятель-ность | Результат деятель-ности | Удовлет-ворение перво-начальной потребности | Новая потреб-ность | |||||||||
7. При характеристике типов экономических законов воспользуйтесь рисунком 1.7. Приведите примеры этих законов.
Экономические законы | |||||||||||||
Объективные | Субъективно- психологические | ||||||||||||
Законы, тенденции | Абсолютные законы | Специфические | Особенные | Общие | |||||||||
Рисунок 1.7. Типы экономических законов
8. Рассмотрите следующие зависимости:
а) доход и образование;
б) низкий доход и многодетность;
в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;
г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.
Что является причиной и что - следствием? Могут ли они меняться местами?
8. Изучение экономической теории должно способствовать выработке научного мышления. Используя рисунок 1.8., дайте характеристику научного мышления:
Типы экономического мышления | ||||
Обыденное: - субъективные взгляды на экономику; - отрывочные и односторонние сведения; - поверхностные представления о событиях. | Научное: - объективные сведения о действительности; - всесторонний, целостный взгляд на экономику; - выявление сущности явлений. | |||
Рисунок 1.8. Типы экономического мышления
Форма контроля: Опрос, выполнение упражнений, задач
Оценочный балл: 4
Список рекомендуемой литературы:
1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994, гл.2, с.24-44.
2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 1993, гл.1, с.12-33.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993, гл.1, с.1-37.
4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 1995, гл.1, с.5-57.
5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 1999, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.