Формирование «олигархических» групп
Затянувшийся вооруженный конфликт на Северном Кавказе подорвал популярность Президента Б.Н. Ельцина. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г.А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода. На прошедших в декабре 1995 г. выборах в Государственную Думу компартия получила больше всех голосов. Для победы на выборах Ельцину требовалось завоевывать поддержку элиты. Средством нового сплочения элиты стала приватизация.
Начался новый этап приватизации. Решено было перейти к продаже акций предприятий по их рыночной стоимости. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Однако вместо инвестиций в экономику финансово-промышленные группировки занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать государственные казначейские обязательства (ГКО) — официальные заемные бумаги под высокие проценты (до 300% в рублях), пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Одновременно для привлечения средств из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались финансово-промышленные группы и банки. В период президентства Б.Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц, всего один-два десятка человек. Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти. Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями — залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996—1997 гг.
Суть залоговых аукционов проста. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий. Идея залоговых аукционов была выдвинута руководителем ОНЭКСИМ-банка В.О. Потаниным. Фактически путем залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами.
Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. в городе Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз», заплатив 8,9 млн. долларов. Последний аукцион прошел 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтяная компания» (Б. Березовский, А. Смоленский и Р. Абрамович) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн. долларов. Всего состоялось 12 залоговых аукционов. Большинство выставленных на залоговые аукционы предприятий отошли к крупнейшим банкам, владельцы которых вскоре и стали называться олигархами.
Президентские выборы 1996 г.Все участники залоговых аукционов активно финансировали предвыборную кампанию Б.Н. Ельцина в 1996 г. В марте 1996 г., когда опросы показали, что за Ельцина готовы проголосовать не больше 4% избирателей, а победа руководителя КПРФ Зюганова казалась делом практически решенным, Президент провел встречу с семью руководителями крупнейших банковских структур России. На встрече присутствовали В. Виноградов (Инкомбанк), В. Гусинский (Мост-банк), Б. Березовский (группа компаний), М. Фридман (Альфа-банк), В. Потанин (ОНЭКСИМ банк), А. Смоленский (СБС-банк), М. Ходорковский (ЮКОС).Были достигнуты договоренности о взаимной поддержке. На предвыборную кампанию Ельцина бросили огромные ресурсы. Немедленно было привлечено большое количество политтехнологов, певцов, музыкантов, артистов, журналистов. Были задействованы радио и телевидение. В результате рейтинг Президента стремительно взлетел к победным цифрам.
Большинство избирателей, в массе своей недовольных результатами правления Ельцина, не хотели реставрации советского прошлого, а главное, не считали ее осуществимой. Поэтому Ельцин мог апеллировать и к нежеланию более чем половины избирателей вернуться в прошлое, и к неверию более чем двух третей граждан в саму возможность такого возврата. Активная избирательная кампания, проведенная с напряжением всех сил государственного аппарата и с привлечением колоссальных ресурсов созданного благодаря приватизации крупного капитала, позволила реализовать эти возможности. Довершила дело комбинация с переходом на сторону Б.Н. Ельцина получившего почти 15% голосов в первом туре выборов популярного генерала А.И. Лебедя, занявшего пост секретаря Совета безопасности. Г.А. Зюганов и руководство КПРФ отлично понимали, что оппозицию, идущую на выборы под лозунгом «Банду Ельцина — под суд!», к власти никогда не допустят. Победа такой оппозиции будет означать гражданскую войну. В марте думская фракция КПРФ получила выразительное подтверждение готовности Б.Н. Ельцина пойти на силовые меры: после принятия Государственной Думой постановления, отменяющего ратификацию Верховным Советом РСФСР Беловежских соглашений, в аппарате Президента были подготовлены указы о роспуске Думы, запрете КПРФ и переносе президентских выборов на 1998 г. Ельцин не подписал эти указы лишь потому, что министр внутренних дел А.С. Куликов заявил, что сил МВД может не хватить на проведение в жизнь этих мер, а руководитель предвыборного штаба А.Б. Чубайс заверил, что выборы будут выиграны. Этот эпизод стал известен обществу лишь 3 года спустя, когда Куликов опубликовал в прессе отрывок из своих мемуаров. Но лидеры компартии об этом знали уже в марте 1996 г. и сделали свои выводы. Так, в критический период кампании, в 16 дней между первым и вторым турами, когда Б.Н. Ельцин слег с инфарктом, а два помощника А.Б. Чубайса были задержаны на проходной Белого дома с полумиллионом долларов, Г.А. Зюганов не использовал ни одного из идущих в руки козырей в предвыборной игре. По сути, оппозиция подыграла власти, позволив Б.Н. Ельцину победить на выборах.
«Олигархический капитализм»В 1996—1997 гг. совершилась новая серия откровенно скандальных приватизационных сделок. На этот раз власти расплачивались государственным имуществом с теми, кто способствовал переизбранию Ельцина. 22 ноября 1996 г. состоялась «сделка года» (по определению журнала «Коммерсантъ — Деньги»): Столичный банк сбережений (СБС, уставный капитал 24 млрд. рублей) выиграл конкурс на санацию «Агропромбанка» (до 1995 г. «Россельхозбанк») — третьего в России банка по размеру уставного капитала (130 млрд. рублей) и вкладов населения, второго — по числу отделений (1200).
При всей скандальности приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегически важные предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами. Это была принципиальная позиция, сознательно избранная государством и персонально руководившим приватизацией А.Б. Чубайсом: при смене государства частным капиталом в роли собственника контроль над ключевыми для страны отраслями хозяйства должен быть сохранен внутри России. Запущенный в 1996 г. государством механизм заимствований через систему ГКО к 1998 г. привел к закономерному кризису. Приобретая ГКО, банки кредитовали государство. Однако объемы заимствований росли, уверенность в их возврате таяла, и потому государству приходилось соглашаться на все большие и большие проценты. Из-за внешнего долга возникла зависимость России от кредиторов, прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ), который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоятельную политику, не вполне согласующуюся с рекомендациями Запада, перед страной возникала угроза банкротства.
В 1997 г. по инициативе А.Б. Чубайса, который был тогда первым вице-премьером, был осуществлен секвестр — резкое сокращение расходных статей бюджета. Но эти меры не исправили динамику экономического развития. В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Но они оказались краткосрочными и коснулись лишь некоторых перерабатывающих и сырьевых отраслей. К 1998 г. реальный ВВП России составил 57% от уровня 1990 г. Показатели падения были больше, чем во времена Великой депрессии в США.