Особенности ценообразования на различных типах рынков

Условия и факторы рыночного ценообразования

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:

· экономическая самостоятельность предприятий (субъектов хозяйствования) и свобода выбора поведения на рынке;

· коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров, в частности, в виде устных соглашений, договоров, контрактов купли-продажи;

· содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров, гарантирующих возмещение потерь, убытков и упущенной выгоды;

· наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов хозяйствования, агентов рынка;

· равновесие рынка – соотношение спроса и предложения, которое уравновешивается посредством равновесной цены.

К основным факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, относятся:

1) Факторы спроса, определяющие цену, за которую покупатель готов приобрести товар:

· платежеспособный спрос – количество денег, которое может выделить покупатель на данный товар;

· уровень сбережений, которые может сделать покупатель, если откажется от приобретения товара;

· объем спроса – количество товара, которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены;

· потребительские свойства товара, его качественные характеристики;

· полезность товара – способность товара удовлетворить потребности потребителя.

2)Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность товара предприятия:

· структура потребностей и покупателей товара и конкурентных с ним товаров;

· замещаемость товара конкурентными товарами;

· возможность сопоставления товара предприятия с замещающими его товарами и с дополняющими его товарами.

3) Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует предприятие-производитель: количество товара, которое будет предложено на рынке; цены на средства производства и рабочую силу; издержки обращения; налоги, акцизы и другие платежи, отчисления в государственные и общественные фонды и др.

Все факторы ценообразования можно разделить на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые (внутренние) факторы – это факторы, которые управляются высшим руководством предприятия, его функциональными службами.

Неконтролируемые (внешние) факторы – это факторы, которые не зависят от предприятия и учитывают изменение экономических пропорций и условия в стране и за ее пределами.

Особенности ценообразования на различных типах рынков

Процесс ценообразования зависит от типа рынка, на котором будет осуществлять свою деятельность предприятие.

В зависимости от степени свободы конкуренции и обоснования цен различают четыре основных типа рынка: рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок чистой монополии.

Рынок свободной конкуренции имеет следующие особенности:

1) наличие значительного количества предприятий, каждому из которых принадлежит небольшая доля рынка;

2) ни одно из предприятий не оказывает большого влияния на формирование цен, т.к. цены формируются под воздействием спроса и предложения.

3) товары, предлагаемые предприятиями, являются однородными и взаимозаменяемыми;

4) спрос является полностью эластичным, изменение цен непосредственно сказывается на спросе и предложении и, наоборот, изменение спроса или предложения ведет к изменению цен;

5) имеется свободный вход и выход, как на рынке производителей (продавцов), так и на рынке потребителей (покупателей).

К предприятиям, работающим на рынке свободной конкуренции, можно отнести рынки зерна, леса, руд цветных металлов, а также предприятия розничной торговли, не имеющие своего фирменного знака и торгующие однородным массовым товаром.

Рынок монополистической конкуренции имеет следующие особенности:

1) наличие относительно большого числа продавцов, работающих на определенном сегменте. Доля предприятия здесь составляет 1-10% объема продаж в год;

2) условия вхождения и выхода в отрасль, на рынок относительно легкие;

3) товар, предлагаемый конкретным предприятиям, дифференцирован и обладает специфическими особенностями (качество, внешний вид, товарный знак), входит в группу заменителей;

4) спрос отличается довольно высокой эластичностью при любых ценах;

5) предприятие имеет некоторую монополию при установлении на свой фирменный товар цены, ограниченной наличием конкурентных заменителей товара других предприятий, представленных на рынке;

6) каждое предприятие может повлиять на цену своего товара, изменяя объем продаж;

Предприятия самостоятельно устанавливают цены исходя из существующей структуры спроса, цен конкурентов и собственных затрат и стараются убедить покупателей, что их товары и услуги являются специфическими и уникальными.

Олигополистический рынок:

1) состоит из небольшого числа продавцов (7-10), чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, которые обеспечивают товарами весь рынок или его подавляющую часть;

2) некоторые предприятия занимают на рынке большой удельный вес - более 20%, так что они способны влиять на рыночную цену товара;

3) вхождение на рынок данного товара обычно затруднено. Это может быть связано с эффектом масштаба, защитой технологии и продукции патентами, лицензиями и т.д.

Олигополистическая структура рынка является преобладающей для развитых стран. К рынку олигополистической конкуренции относится рынок телевизоров, кондитерских изделий, безалкогольных напитков.

Рынок чистой монополии состоит из одного продавца, диктующего свои условия покупателю. Предприятие может считаться монополистом только в том случае, если выпускаемая им продукция не имеет на рынке близких заменителей.

Для рынка чистой монополии характерны:

1. Отсутствие на рынке заменителей.

2. Значительные барьеры для вхождения на рынок (исключительные права, предоставленные правительством, патенты и авторские права).

3. Монополист устанавливает цены самостоятельно. Цена в таком случае является монопольной ценой, а дополнительный доход - монопольной прибылью.

Среди предприятий-монополистов в Республике Беларусь около 200 хозяйствующих субъектов, например, ОАО «Горизонт», ОАО «Борисовдрев», ОАО «Мозырьсоль». Естественными монополиями являются 44 организации, среди них: Белорусская железная дорога, РУП «Белтелеком».

Наши рекомендации