Организация работ по созданию системы качества

Цель: создание организационных предпосылок для разработки и внедрения СМК.

· Обоснование необходимости создания системы (требования партнеров, поставщиков, контрактов; отставание в области качества)

· подготовка и издание приказа о разработке СМК (указывается необходимость, сроки, этапы работ, ответственные лица, источники финансирования, составляется график разработки СМК)

· формирование рабочих групп по формированию системы качества (верхний уровень управления – директор и замы (руководители головных групп), средний уровень – головные группы, рабочие группы – в подразделениях предприятия)

· организация обучения в области качества (обучение по категориям персонала). Привлечение специалистов предприятия и внешних консультантов.

требование стандарта – то, что есть на предприятии – что нужно добавить

· разработка тех.задания на проектирование системы качества

2. проектирование СМК(цель: создание структуры системы качества; выявление и описание процессов, которые обеспечивают создание качественной продукции)

При проектировании в соответствии с п.4.1. стандарта ИСО следует:

a) выявить процессы, необходимые для СМК

b) определить последовательность и взаимодействие процессов

c) определить критерии и методы обеспечения результативности процессов

d) обеспечить наличие ресурсов для выполнения процессов

e) наблюдать, измерять и анализировать процессы

f) улучшение (постоянное совершенствование)

3. документирование МСК

4. внедрение СМК

5. сертификация СМК

Для СМК нужно описать и связать процессы.

Выявление процессов. Эти приближения 5W1H: кто совершает данное действие? зачем совершается данное действие? как совершается данное действие? где совершается данное действие? когда совершается данное действие? что представляет собой данное действие?

Подход М.Портера: каждый процесс должен иметь владельца. Владелец – должностное лицо, несущее ответственность за результативность, эффективность процесса, выделение ресурсов и осуществление процесса. Руководитель процесса – лицо, которое отвечает за текущий менеджмент процесса для достижения поставленных целей. Оператор процесса – выполняет конкретные работы в процессе. В ходе выполнения процесса владельцы могут менять свою роль.

каждое предприятие определяет свою систему процессов. в среднем 40-50 процессов.

Все процессы можно классифицировать по ряду признаков.

По степени интегрированности:

· суперпроцесс (интегрированная система менеджмента – вся совокупность управляющих процессов)

· гиперпроцесс (часть суперпроцесса, направленная на достижение какой-то цели)

· макропроцесс (часть гиперпроцесса, выделенная по тем или иным основаниям)

· процесс, субпроцесс и работа

По характеру:

· индивидуальные, функциональные (вертикальные), деловые(горизонтальные

По степени влияния на конечный результат: основные и вспомогательные.

Другие признаки классификации процесса.

Описание процесса

1. название процесса (соответствует стандарту ИСО 9001)

2. код процесса

3. определение процесса (из каких видов деят-сти состоит процесс)

4. цель процесса (желаемый результат)

5. задачи процесса (основные направления достижения цели)

6. входы процесса (конкретные материальные или нематериалыные процессы, подлежащие преобразованию. В их числе может быть информация, мат.ресурсы)

7. выходы процесса (продукты процесса)

8. требования к входам и выходам (характеристики, ожидания)

9. поставщики процесса (внутренние или внешние организации/подразделения, поставляют «вход процесса»)

10. потребители процесса (внутренние или внешние организации/подразделения, пользуются «выходом процесса»)

11. ресурсы процесса (финансовые, трудовые, информационные)

12. нормативы процесса (нормы, стандарты, требования)

13. владелец процесса, руководитель и оператор

14. параметры процесса (подлежат мониторингу и контролю)

15. методы измерения параметров (социологические, экспертные)

16. показатели результативности, эффективности, адаптивности и гибкости процесса

17. карта процесса (объединение характеристик)

При определении взаимосвязи процессов устанавливают границы процессов, стыки процессов.

Объединение процессов создает модель бизнес- процессов. Для ее характеристики используют сетевые графики, диаграммы Ганта, маршруты, мнемо-схемы. Документирование СМК.

-деятельность по определению структуры документации и управление ею.

цель – создание нормативно-организационной основы для создания и улучшения СМК.

задачи:

· определение и нормирование требований к работам по обеспечению качеству

· регистрация данных о качестве

· закрепление лучших традиций

· содействие разрешению споров

· обеспечение проведению аудита

· система документации

5 уровней

1. (наверху пирамиды) Политика в области качества – документированное заявление /декларация об общих намерениях и направлениях деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством организации. Включает цели, принципы, средства (направления) и обязательства руководства.

2. руководство по качеству – документ, который описывает СМК паспорт/справочник системы). Построен в точном соответствии со стандартом ИСО 9001.

3. процедуры качества –документ, который определяет способ осуществления процесса (6 обязательных процедур)

-управление документацией

- управление записями

- внутренний аудит

- управление несоответствующей продукцией

- корректирующие действия

- предупреждающие действия

4. инструкции – документ, который определяет правила выполнения данной деятельности (рабочие инструкции, контрольные, методические и организационные)

5. записи о качестве - документы, которые содержат достигнутые результаты или свидетельства выполнения деятельности (справки, отчеты, протоколы испытаний и т.д.)

Требования к документации

a) системность

b) функциональная полнота

c) адекватность

d) практическая выполнимость

e) идентифицируемость

f) адресность

g) актуальность (информация о последних изменениях)

h) доступность

i) простота и понятность

j) комплексность и санкционированность

Внедрение СМК

анализ системы со стороны руководства и внутренний аудит (проверка первой стороной)

Внутренний аудит включает сл.этапы:

1. организация проведения аудита

Назначение руководителя аудита, определение целей, области и критериев аудита.

Состав аудиторской группы. Устанавливают первоначальный контакт с проверяемым подразделением.

Область аудита - содержание и границы аудита

критерии аудита – совокупность процедур, требований, правил, которые используются в качестве стандартов, эталонов

2. Анализ документов

Документы анализируются ст.зрения наличия, полноты, актуальности. Проверяется система управления документации, оформление документов и их соответствие стандартам.

3. Подготовка к аудиту на месте

Разрабатывается план аудита, распределяются роли среди аудиторов и готовится рабочая документация (формы протоколов, дневников наблюдения, протоколов)

План аудита включает: цели, критерии, области аудита, время и продолжительность , распределение обязанностей, обеспечение аудита.

4. Проведение аудита

a) Предварительное совещание. Его цель – ознакомить с аудиторами. планом аудита, решение орг.вопросов.

b) аудит (проверка). С помощью опросов, наблюдений, работой с документами, базами данных. В ходе аудита фиксируются несоответствия установленным требованиям (существенные и несущественные)

Существенные несоответствия делают СМК неэффективной.

Уведомление – предупреждение о возможном несоответствии.

Заключительное совещание

5. Подготовка, утверждение и рассылка аутов об аудите. Акт содержит цель, область, итоги аудита и заключение.

6. завершение аудита. Аудит считается заверенным, если план аудита выполнен и отчет разослан.

7. действия по результатам аудита (факультативный этап)

корректирующие и предупреждающие действия.

Сертификация СМК

действия третьей стороны, гарантирующие, что СМК соответствует установленным требованиям. В РФ сертификацией занимаются сертификационные органы. Их примерно 1100 на всю страну. Закон о техническом регулировании 2003 год. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Сертификационный аудит проводится по тем же 6 этапам. что и внутренний:

1. организация проведения аудита (выход на сертификационный орган). Заявка о проведении сертификации

2. Анализ документов

3. Подготовка к аудиту на месте

4. Проведение аудита

5. Подготовка, утверждение и рассылка аутов об аудите (1 значительное несоответствие или 5 незначительных - сертификат не выдается до устранения)

6. Завершение аудита (выдача сертификата). Сертификат действует ограниченный срок, может быть приостановлен или отозван в сл. случаях:

ü есть претензии к качеству продукции, услуг

ü не устранены несоответствия

ü изменилась структура организации или ее деятельности

ü нарушены правила использования сертификата

ü не оплачены работы в срок

7. инспекционный контроль. проверяют 30% все элементов. при выявлении несоответствий определяются сроки их утсранения.

Самооценка СМК

Наши рекомендации