Организация работ по созданию системы качества
Цель: создание организационных предпосылок для разработки и внедрения СМК.
· Обоснование необходимости создания системы (требования партнеров, поставщиков, контрактов; отставание в области качества)
· подготовка и издание приказа о разработке СМК (указывается необходимость, сроки, этапы работ, ответственные лица, источники финансирования, составляется график разработки СМК)
· формирование рабочих групп по формированию системы качества (верхний уровень управления – директор и замы (руководители головных групп), средний уровень – головные группы, рабочие группы – в подразделениях предприятия)
· организация обучения в области качества (обучение по категориям персонала). Привлечение специалистов предприятия и внешних консультантов.
требование стандарта – то, что есть на предприятии – что нужно добавить
· разработка тех.задания на проектирование системы качества
2. проектирование СМК(цель: создание структуры системы качества; выявление и описание процессов, которые обеспечивают создание качественной продукции)
При проектировании в соответствии с п.4.1. стандарта ИСО следует:
a) выявить процессы, необходимые для СМК
b) определить последовательность и взаимодействие процессов
c) определить критерии и методы обеспечения результативности процессов
d) обеспечить наличие ресурсов для выполнения процессов
e) наблюдать, измерять и анализировать процессы
f) улучшение (постоянное совершенствование)
3. документирование МСК
4. внедрение СМК
5. сертификация СМК
Для СМК нужно описать и связать процессы.
Выявление процессов. Эти приближения 5W1H: кто совершает данное действие? зачем совершается данное действие? как совершается данное действие? где совершается данное действие? когда совершается данное действие? что представляет собой данное действие?
Подход М.Портера: каждый процесс должен иметь владельца. Владелец – должностное лицо, несущее ответственность за результативность, эффективность процесса, выделение ресурсов и осуществление процесса. Руководитель процесса – лицо, которое отвечает за текущий менеджмент процесса для достижения поставленных целей. Оператор процесса – выполняет конкретные работы в процессе. В ходе выполнения процесса владельцы могут менять свою роль.
каждое предприятие определяет свою систему процессов. в среднем 40-50 процессов.
Все процессы можно классифицировать по ряду признаков.
По степени интегрированности:
· суперпроцесс (интегрированная система менеджмента – вся совокупность управляющих процессов)
· гиперпроцесс (часть суперпроцесса, направленная на достижение какой-то цели)
· макропроцесс (часть гиперпроцесса, выделенная по тем или иным основаниям)
· процесс, субпроцесс и работа
По характеру:
· индивидуальные, функциональные (вертикальные), деловые(горизонтальные
По степени влияния на конечный результат: основные и вспомогательные.
Другие признаки классификации процесса.
Описание процесса
1. название процесса (соответствует стандарту ИСО 9001)
2. код процесса
3. определение процесса (из каких видов деят-сти состоит процесс)
4. цель процесса (желаемый результат)
5. задачи процесса (основные направления достижения цели)
6. входы процесса (конкретные материальные или нематериалыные процессы, подлежащие преобразованию. В их числе может быть информация, мат.ресурсы)
7. выходы процесса (продукты процесса)
8. требования к входам и выходам (характеристики, ожидания)
9. поставщики процесса (внутренние или внешние организации/подразделения, поставляют «вход процесса»)
10. потребители процесса (внутренние или внешние организации/подразделения, пользуются «выходом процесса»)
11. ресурсы процесса (финансовые, трудовые, информационные)
12. нормативы процесса (нормы, стандарты, требования)
13. владелец процесса, руководитель и оператор
14. параметры процесса (подлежат мониторингу и контролю)
15. методы измерения параметров (социологические, экспертные)
16. показатели результативности, эффективности, адаптивности и гибкости процесса
17. карта процесса (объединение характеристик)
При определении взаимосвязи процессов устанавливают границы процессов, стыки процессов.
Объединение процессов создает модель бизнес- процессов. Для ее характеристики используют сетевые графики, диаграммы Ганта, маршруты, мнемо-схемы. Документирование СМК.
-деятельность по определению структуры документации и управление ею.
цель – создание нормативно-организационной основы для создания и улучшения СМК.
задачи:
· определение и нормирование требований к работам по обеспечению качеству
· регистрация данных о качестве
· закрепление лучших традиций
· содействие разрешению споров
· обеспечение проведению аудита
· система документации
5 уровней
1. (наверху пирамиды) Политика в области качества – документированное заявление /декларация об общих намерениях и направлениях деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством организации. Включает цели, принципы, средства (направления) и обязательства руководства.
2. руководство по качеству – документ, который описывает СМК паспорт/справочник системы). Построен в точном соответствии со стандартом ИСО 9001.
3. процедуры качества –документ, который определяет способ осуществления процесса (6 обязательных процедур)
-управление документацией
- управление записями
- внутренний аудит
- управление несоответствующей продукцией
- корректирующие действия
- предупреждающие действия
4. инструкции – документ, который определяет правила выполнения данной деятельности (рабочие инструкции, контрольные, методические и организационные)
5. записи о качестве - документы, которые содержат достигнутые результаты или свидетельства выполнения деятельности (справки, отчеты, протоколы испытаний и т.д.)
Требования к документации
a) системность
b) функциональная полнота
c) адекватность
d) практическая выполнимость
e) идентифицируемость
f) адресность
g) актуальность (информация о последних изменениях)
h) доступность
i) простота и понятность
j) комплексность и санкционированность
Внедрение СМК
анализ системы со стороны руководства и внутренний аудит (проверка первой стороной)
Внутренний аудит включает сл.этапы:
1. организация проведения аудита
Назначение руководителя аудита, определение целей, области и критериев аудита.
Состав аудиторской группы. Устанавливают первоначальный контакт с проверяемым подразделением.
Область аудита - содержание и границы аудита
критерии аудита – совокупность процедур, требований, правил, которые используются в качестве стандартов, эталонов
2. Анализ документов
Документы анализируются ст.зрения наличия, полноты, актуальности. Проверяется система управления документации, оформление документов и их соответствие стандартам.
3. Подготовка к аудиту на месте
Разрабатывается план аудита, распределяются роли среди аудиторов и готовится рабочая документация (формы протоколов, дневников наблюдения, протоколов)
План аудита включает: цели, критерии, области аудита, время и продолжительность , распределение обязанностей, обеспечение аудита.
4. Проведение аудита
a) Предварительное совещание. Его цель – ознакомить с аудиторами. планом аудита, решение орг.вопросов.
b) аудит (проверка). С помощью опросов, наблюдений, работой с документами, базами данных. В ходе аудита фиксируются несоответствия установленным требованиям (существенные и несущественные)
Существенные несоответствия делают СМК неэффективной.
Уведомление – предупреждение о возможном несоответствии.
Заключительное совещание
5. Подготовка, утверждение и рассылка аутов об аудите. Акт содержит цель, область, итоги аудита и заключение.
6. завершение аудита. Аудит считается заверенным, если план аудита выполнен и отчет разослан.
7. действия по результатам аудита (факультативный этап)
корректирующие и предупреждающие действия.
Сертификация СМК
действия третьей стороны, гарантирующие, что СМК соответствует установленным требованиям. В РФ сертификацией занимаются сертификационные органы. Их примерно 1100 на всю страну. Закон о техническом регулировании 2003 год. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Сертификационный аудит проводится по тем же 6 этапам. что и внутренний:
1. организация проведения аудита (выход на сертификационный орган). Заявка о проведении сертификации
2. Анализ документов
3. Подготовка к аудиту на месте
4. Проведение аудита
5. Подготовка, утверждение и рассылка аутов об аудите (1 значительное несоответствие или 5 незначительных - сертификат не выдается до устранения)
6. Завершение аудита (выдача сертификата). Сертификат действует ограниченный срок, может быть приостановлен или отозван в сл. случаях:
ü есть претензии к качеству продукции, услуг
ü не устранены несоответствия
ü изменилась структура организации или ее деятельности
ü нарушены правила использования сертификата
ü не оплачены работы в срок
7. инспекционный контроль. проверяют 30% все элементов. при выявлении несоответствий определяются сроки их утсранения.
Самооценка СМК