Методы экономической науки

ЭКОНОМИКА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. А. Минакова

Допущено Министерством сельского хозяйства Россий­ской Федерации в качестве учебника для студентов выс­ших сельскохозяйственных учебных заведений по спе­циальности 060800 «Экономика и управление на пред­приятиях АПК»

МОСКВА «КолосС» 2003

Авторы: И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов, О. В. Соколов, Э. А. Кли-ментова, И. Л. Ермаков, А. А. Дубовицкий, А. В. Пушкин, Р. А. Смыков, В. А. Курь-янов, Т. В. Коновалова, С. И. Хорошков, Г. И. Лушников, В. А. Мартынов, Б. И. Сма-гин, М. А. Попова, Э. А. Полевщикова, Н. И. Воронова

Редактор В. И. Письменный

Рецензент К. С. Терновых, доктор экономических наук, профессор (Воронеж­ский государственный аграрный университет)

Экономика сельскохозяйственного предприятия/ И. А. Ми-

Э40 наков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др.; Под ред. И. А. Ми-накова. — М.: КолосС, 2003 — 528 с. (Учебники и учеб. по­собия для студентов высш. учеб. заведений).

5-9532-0032-3.

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образователь­ным стандартом высшего профессионального образования и программой курса «Экономика предприятия». Изложены основные экономические ка­тегории и понятия, теоретические и практические вопросы функциониро­вания сельскохозяйственных предприятий в условиях формирования ры­ночных отношений. Рассмотрены организационно-правовые формы и про­изводственные ресурсы предприятий, организация производства, управле­ния и планирования, инвестиционная, инновационная и природоохранная деятельность сельскохозяйственного предприятия.

Для студентов сельскохозяйственных вузов экономических специаль­ностей.

УДК 658:631.15(075.8) ББК 65.321я73

15ВК 5-9532-0032-3

Издательство «КолосС», 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная аграрная реформа призвана решить назревшие пробле­мы развития АПК и улучшить социальные условия в сельской местности на основе совершенствования сельскохозяйственного производства и по­вышения его эффективности. В дореформенный период в аграрном сек­торе России функционировали сельскохозяйственные предприятия в форме колхозов и совхозов, которые производили 75 % валовой продук­ции сельского хозяйства. Проведенные в 90-е годы аграрные преобразо­вания привели к формированию многоукладной аграрной экономики, созданию предприятий различных форм собственности и хозяйствования (товарищества, общества, кооперативы и др.).

Сельскохозяйственные предприятия по сравнению с другими катего­риями хозяйств (например, личными подсобными хозяйствами) являют­ся высокотоварными и решение продовольственной проблемы в нашей стране во многом будет зависеть от успешного их развития. В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения в производ­ственных отношениях, административные методы хозяйствования заме­няются преимущественно экономическими, рыночными, повышается са­мостоятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вопросы эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развития рыночных отношений и разрабатывает наука «Эконо­мика предприятия».

Реформа в России осуществляется в сложной социально-экономи­ческой ситуации, для которой характерны высокая инфляция, диспа­ритет цен между сельским хозяйством и другими отраслями, резкое сокращение государственной поддержки аграрного сектора. В связи с этим значительно возрастают требования к уровню экономической подготовки руководителей и специалистов сельскохозяйственных пред­приятий. Для успешной работы им необходимо глубокое понимание основных вопросов, входящих в курс «Экономика сельскохозяйствен­ного предприятия».

Цель данного учебника — дать студентам теоретические знания и практические навыки в области экономики сельскохозяйственного пред­приятия; они требуются также для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

Основные задачи курса:

получить представление об экономике предприятия;

приобрести знания в области функционирования сельскохозяйствен­ного предприятия в рыночной среде;

овладеть навыками выбора оптимальной структуры производства и рационального сочетания ресурсов; ознакомиться с методикой разработки и принятия управленчес­ких решений, необходимых для создания конкурентоспособного пред­приятия.

В ходе изучения дисциплины «Экономика сельскохозяйственного предприятия» студенты знакомятся с теоретическими основами и законо­мерностями функционирования предприятия, основными экономически­ми концепциями развития сельского хозяйства, правовыми аспектами де­ятельности предприятия, отечественным и зарубежным опытом работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, осваивают методы расчета экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совер­шенствованию организации и управления предприятием.

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образователь­ным стандартом высшего профессионального образования и программой курса «Экономика предприятия», утвержденной учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмен­та. В нем рассмотрены закономерности функционирования предприя­тия в рыночной системе хозяйствования, его производственные ресур­сы (земельные, материальные и трудовые), организация технологических процессов в сельском хозяйстве, управление предприятием, экономичес­кая и природоохранная деятельности хозяйства, факторы его развития и эффективность сельскохозяйственного производства.

Большое внимание уделяется организационно-правовым формам пред­приятий, их реорганизации, специализации и оптимальным размерам хо­зяйства, ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию, марке­тингу в аграрной сфере, финансам предприятия. Затронуты также вопросы учета и отчетности, анализа, внешнеэкономической деятельности.

В книге широко используются материалы научных исследований сотрудников кафедры экономики АПК Мичуринского государствен­ного аграрного университета, отечественные и зарубежные литератур­ные источники, официальные материалы, данные Госкомстата России. Учебник подготовлен коллективом кафедры с участием сотрудников других кафедр МГАУ. Отдельные главы написали: д-р экон. наук, проф. И. А. Минаков — предисловие, гл. 1, 2 (кроме § 4), 3, 4 (совместно с канд. экон. наук Н. И. Вороновой); гл. 5 § 1, 3 (совместно с д-ром экон. наук, доц. Н. И. Куликовым); гл. 6 § 1, 2, 4; гл. 7; гл. 8 § 1, 2, 3, 4, 6; гл. 9; гл. 10 § 1, 2, 3, 4, 5; гл. 15—16; гл. 18 § 1, 2, 4, 5 (совместно с канд. экон. наук, доц. Н. И. Куликовым); гл. 20; гл. 21 § 1, 2, 3 (совместно с канд. экон. наук, доц. И. Л. Ермаковым); гл. 21 § 4, 5; канд. экон. наук, проф. Л. А. Сабетова — гл. 11, 14; гл. 18 § 3; канд. экон. наук, доц. Г. И. Луш-ников — гл. 12; канд. экон. наук А. В. Пушкин и Р. А. Смыков — гл. 13; канд. экон. наук, проф. Т. В. Коновалова — гл. 17, гл. 2 §4; канд. экон. наук, доц. С. И. Хорошков — гл. 19; канд. экон. наук, доц. В. А. Курья-нов — гл. 22; канд. экон. наук, доц. Э. А. Климентова, А. А. Дубовиц-кий — гл. 23; канд. экон. наук, доц. О. В. Соколов — гл. 24; канд. экон. наук, доц. Э. А. Полевщикова — гл. 5 § 2; канд. экон. наук, доц. Б. И. Сма-гин — гл. 6 § 3; канд. экон. наук, доц. В. А. Мартынов — гл. 8 § 5; канд. экон. наук, доц. М. А. Попова — гл. 10 § 6.

Глава I

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ НАУКИ

«ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ

Слово «экономика» происходит от греческих слов («сикоз» — дом, домашнее хозяйство и «потов» — закон). Таким образом, «экономика» означает законы хозяйствования, искусство веде­ния хозяйства.

Экономика — очень широкое понятие и имеет различные ас­пекты. Прежде всего, под экономикой понимается совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающая общество жиз­ненно необходимыми материальными благами и услугами; это главная сфера деятельности человека. Народное хозяйство вклю­чает отрасли как материального производства, так и непроизвод­ственной сферы.

В экономике России выделяют более 300 отраслей; группы от­раслей, имеющих тесные технологические связи, объединяют в комплексы; топливно-энергетический, машиностроительный, хи­мико-лесной, агропромышленный и др.

Кроме того, под экономикой понимают совокупность обще­ственных отношений между людьми (индивидуумами, группами, коллективами, классами), возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ — так называемые производственные отношения. Они регулируются эко­номическими законами; последние представляют собой сложивши­еся, устойчивые причинно-следственные связи, имеющие объек­тивный характер. Развитие общества в целом, а также его эконо­мических субъектов определяет система таких законов: закон стоимости, накопления, экономии времени, пропорционального развития, спроса и предложения и др.

Адекватные производственные отношения способствуют эф­фективному использованию производительных сил; к ним относят­ся средства производства и люди, приводящие их в действие в процессе труда.

Наконец, экономика является научной дисциплиной, которая в зависимости от объекта исследования подразделяется на следу­ющие основные части: макроэкономику, микроэкономику, эко­номику предприятия и экономику отдельных отраслей (про­мышленности, транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства и др.).

Макро- и микроэкономика позволяют получить цельное пред­ставление об экономической жизни общества. Макроэкономика изучает общие экономические процессы на уровне общества в це­лом: экономический рост, валовой национальный продукт, на­циональный доход, инфляцию, занятость и безработицу, государ­ственный бюджет и т. д.

Микроэкономика изучает экономические процессы, связанные с деятельностью экономических субъектов (предприятий, фирм, предпринимателей), их рыночное поведение, отношения, возни­кающие между ними в процессе производства, распределения, об­мена, потребления, а также отношения между производителями, предпринимателями и государством.

Экономика предприятия рассматривает механизм функциониро­вания самого предприятия как коммерческой организации, его ресурсы (оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования, формы организации производства, планирование, финансы предприятия.

Отраслевые экономические науки исследуют особые формы про­явления общих законов в разных отраслях народного хозяйства, производительные силы той или иной отрасли во взаимодействии с производственными отношениями, методы наиболее эффектив­ного хозяйствования.

Любая экономическая система призвана решать следующие жизненно важные проблемы:

что следует производить, какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности общества;

сколько следует производить, какие ресурсы и в каком количе­стве целесообразно при этом использовать;

как организовать производство;

для кого производить (для личного потребления или для получения дохода) и как распределять произведенную про­дукцию.

Наиболее успешно эти проблемы решаются в условиях рыноч­ной экономики, когда обеспечен свободный обмен товарами и ус­лугами между производителями и потребителями. Такая экономи­ка базируется на множественности форм собственности и свобод­ной конкуренции, благодаря чему решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рыночная экономика, од­нако, всегда включает государственный сектор и в той или иной мере регулируется государством. Именно мера регулирования оп­ределяет в современных условиях характер экономики.

В зависимости от изучаемого объекта аграрную экономику можно подразделить на две части: экономика сельского хозяйства и экономика сельскохозяйственного предприятия; их предметом соответственно являются сельское хозяйство как отрасль и сель­скохозяйственные предприятия. Эти составные части аграрной

экономики тесно связаны между собой, так как решают во многом сходные задачи, хотя и на различных уровнях управления.

Экономические реформы, осуществляемые в России, затрону­ли в значительной степени и сельское хозяйство. Получили разви­тие различные формы собственности и хозяйствования, идет про­цесс формирования многоукладной аграрной экономики. Изме­нились и производственные отношения в отрасли. Экономика сельскохозяйственного предприятия как отраслевая наука призва­на раскрыть во всей полноте систему экономических отношений как внутри предприятия, так и между ними с учетом формирова­ния рыночной среды. Соответственно, предметом науки «Эконо­мика сельскохозяйственного предприятия» является исследование экономических отношений между людьми и трудовыми коллекти­вами в процессе производства продукции и между предприятиями по поводу ее распределения, обмена и потребления, а также ме­ханизма действия экономических законов и форм их проявления с учетом специфики сельского хозяйства.

Важнейшая задача сельского хозяйства — обеспечение страны продовольствием. В условиях формирования рыночной экономи­ки эта задача может быть решена только на основе повышения экономической эффективности отрасли. Именно уровень эффек­тивности производства на предприятиях во многом предопреде­ляет степень обеспечения населения продовольственными товара­ми. Вместе с тем первостепенной задачей сельскохозяйственного предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли от хозяйственной деятельности.

Можно сказать, что целью науки «Экономика сельскохозяй­ственного предприятия» является разработка экономических ос­нов эффективной хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет ему производить конкурентоспособную продукцию. Основное содержание этой деятельности показано на рис. 1.

Управленческие решения на предприятии принимают с учетом конкретных задач и на основе анализа его работы. Затем разраба­тывают план, содержащий обоснование предполагаемых экономических результатов.

методы экономической науки - student2.ru

После этого осуществляется инвестиционная, производственная, маркетинговая, природоохранная и иная дея­тельность. Хозяйственные операции регистрируются в системе уче­та, по данным которого за определенные периоды времени (месяц, квартал, год) составляется отчетность. На базе отчетов проводят анализ хозяйственной деятельности предприятия (в том числе пу­тем сравнения фактически полученных результатов деятельности с плановыми). Отклонения от ожидаемых (заложенных в плане) по­казателей тщательно изучают с целью выяснения приведших к это­му причин. Тем самым закладывается основа для принятия новых управленческих решений, чем и обусловлена замкнутость схемы, описывающей рассматриваемый процесс.

Поскольку хозяйственная Деятельность предприятия весьма многопланова, задачи, стоящие перед наукой «Экономика сель­скохозяйственного предприятия» также очень разнообразны. В частности, она занимается разработкой и экономическим обоснованием:

организационно-правовых форм хозяйствования с учетом при­родных, экономических и демографических условий;

оптимальной производственно-отраслевой структуры сельско­хозяйственного предприятия с учетом конъюнктуры рынка;

методов эффективного использования земельных, материаль­ных и трудовых ресурсов;

оптимальных соотношений между составными частями про­изводства;

эффективных форм организации и оплаты труда; оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий с учетом природно-экономических условий;

системы ведения сельского хозяйства на предприятиях различ­ных форм собственности и хозяйствования;

рациональных форм интеграции и кооперации сельскохозяйст­венных предприятий с предприятиями других отраслей АПК;

приоритетных направлений капитальных вложений в сельское хозяйство;

эффективной системы управления предприятием; экономического механизма функционирования сельскохо­зяйственных товаропроизводителей в условиях рыночных от­ношений.

Экономика сельскохозяйственного предприятия имеет также обширные междисциплинарные связи. Для ее изучения необхо­димо знание экономической теории, технологии производства сельскохозяйственной продукции, статистики, бухгалтерского учета. В свою очередь, она служит теоретической и методологи­ческой базой для специальных дисциплин, таких, как плани­рование и организация сельскохозяйственного производства, анализ хозяйственной деятельности предприятия, предпринима­тельство, маркетинг и др.

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Экономическое исследование — сложный процесс, который включает обоснование темы, цели и задач, выдвижение гипотез, выбор объектов, составление программы, накопление фактов и их анализ, теоретическое обобщение, формулировку выводов и раз­работку мер по их использованию на практике.

В основе любого исследования лежит методология — учение о принципах построения, формах и способах научного позна­ния. Как правило, оно также опирается на труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономи­ческой науки.

Методология базируется на конкретных методах, определяю­щих содержание и последовательность действий исследователя, порядок изложения результатов и способы их использования; при этом различают общенаучные и специфические методы исследова­ния. Первые имеют более широкое применение. К ним относятся методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравни­тельного анализа, экспериментальный и некоторые другие. К спе­цифическим методам исследования науки «Экономика сельскохо­зяйственного предприятия» относятся статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе по­знания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений. Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, но оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существен­ное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономичес­ких законов, понятий, категорий. Например, К. Маркс при рас­смотрении процесса воспроизводства предполагал, что, во-первых, хозяйство ведется капиталистически и общество состоит только из капиталистов и рабочих; во-вторых, пренебрег отклонением цен от стоимости и принял цены товаров равными их стоимости; в-третьих, не учитывал влияние внешнего рынка.

Метод индукции предполагает формулировку общего вывода на основе единичных фактов, то есть рассуждение ведется от частно­го к общему, от фактов к теории. Метод дедукции, напротив, ос­нован на переходе от общего к частному и единичному. Взятые вместе, эти методы дают возможность выдвигать научные гипоте­зы — предположения, необходимые для объяснения какого-либо явления, требующие проверки на опыте и теоретического обосно­вания для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении част­ных и обобщающих экономических показателей с целью выявле­ния наилучших результатов. Любой предприниматель обязан со­поставлять свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать аль-

тернативные варианты своей деятельности. Хорошо известный прием исследования «затраты — результаты» также, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

Эксперимент, являющийся основным методом в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явле­ний. Он позволяет выявить влияние различных факторов на изуча­емое явление, закономерности его развития, проверить истинность гипотез. В практике сельскохозяйственных предприятий, в частно­сти, проводились эксперименты по оплате труда, хозяйственному расчету, арендному подряду, организации агропромышленных формирований (агрокомбинатов, агрофирм и т.д.).

Статистико-экономический метод — это совокупность при­емов, используемых для всесторонней характеристики обществен­ных явлений посредством обработки массовых цифровых данных. Основные из них — группировка, расчет средних и относительных величин, графическое изображение экономических показателей, индексный анализ.

Группировка предусматривает расчленение изучаемой совокуп­ности предприятий или иных объектов на группы по существен­ным признакам с целью изучения характерных типов предприятий, наметившихся структурных сдвигов, закономерностей их развития. Анализ средних величин позволяет определить типичные значения варьирующих признаков и измерить степень их колеблемости во­круг среднего уровня. Относительные величины нужны для анализа структуры и динамики развития изучаемых явлений, сопоставления показателей однотипных объектов и т. д. Графическое представле­ние экономических закономерностей позволяет в наглядной форме отразить их наиболее существенные аспекты.

Монографический метод предусматривает тщательное изучение отдельных объектов, которые достаточно типичны для данной со­вокупности предприятий или отличаются высокими хозяйствен­ными результатами. Это позволяет выявить передовые методы ра­боты, применяемые в них, и разработать рекомендации для всех остальных.

Расчетно-конструктивный метод позволяет разработать на­учно обоснованные решения той или иной проблемы на пер­спективу. Он обосновывает наиболее рациональное и реально возможное решение вопроса.

Балансовый метод используется для координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого яв­ления или процесса. Он нужен, в частности, при разработке планов, чтобы обеспечить их сбалансированность по различ­ным параметрам.

Экономико-математические методы весьма разнообразны и де­лятся -на две большие группы — статистические (включая регрес­сионный анализ) и методы математического моделирования. Со­временные компьютеры существенно облегчают их применение.

Математическое моделирование широко используется для опти­мизации структуры сельскохозяйственного производства, выбора оптимальных вариантов развития. Обработка статистических дан­ных с помощью регрессионного анализа позволяет выявить фак­торы, которые оказывают наибольшее влияние на конечные ре­зультаты, и выразить это влияние в математическом виде. Для это­го используют уравнения вида у = Ь + аххх + ... + а„хп, где х,- — зна­чение фактора, Л/ — коэффициент регрессии. Коэффициент регрес­сии характеризует уровень влияния данного фактора (в среднем по совокупности). Тем самым, обрабатывая массивы накоплен­ных статистических данных, можно получать уравнения взаимо­связи, отражающие закономерности, присущие данной совокуп­ности объектов.

Контрольные вопросы и задания

1. В каких значениях используется термин «экономика»?

2. Назовите предмет и задачи науки «Экономика сельскохозяйственного пред­приятия».

3. Как связана экономика предприятия с другими экономическими науками?

4. Какие методы используются в экономических исследованиях?

5. Опишите основные методы, используемые наукой «Экономика сельскохо­зяйственного предприятия».

Глава II

Наши рекомендации