Методы экономической науки
ЭКОНОМИКА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. А. Минакова
Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях АПК»
МОСКВА «КолосС» 2003
Авторы: И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов, О. В. Соколов, Э. А. Кли-ментова, И. Л. Ермаков, А. А. Дубовицкий, А. В. Пушкин, Р. А. Смыков, В. А. Курь-янов, Т. В. Коновалова, С. И. Хорошков, Г. И. Лушников, В. А. Мартынов, Б. И. Сма-гин, М. А. Попова, Э. А. Полевщикова, Н. И. Воронова
Редактор В. И. Письменный
Рецензент К. С. Терновых, доктор экономических наук, профессор (Воронежский государственный аграрный университет)
Экономика сельскохозяйственного предприятия/ И. А. Ми-
Э40 наков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др.; Под ред. И. А. Ми-накова. — М.: КолосС, 2003 — 528 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
5-9532-0032-3.
Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой курса «Экономика предприятия». Изложены основные экономические категории и понятия, теоретические и практические вопросы функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях формирования рыночных отношений. Рассмотрены организационно-правовые формы и производственные ресурсы предприятий, организация производства, управления и планирования, инвестиционная, инновационная и природоохранная деятельность сельскохозяйственного предприятия.
Для студентов сельскохозяйственных вузов экономических специальностей.
УДК 658:631.15(075.8) ББК 65.321я73
15ВК 5-9532-0032-3
Издательство «КолосС», 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная аграрная реформа призвана решить назревшие проблемы развития АПК и улучшить социальные условия в сельской местности на основе совершенствования сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности. В дореформенный период в аграрном секторе России функционировали сельскохозяйственные предприятия в форме колхозов и совхозов, которые производили 75 % валовой продукции сельского хозяйства. Проведенные в 90-е годы аграрные преобразования привели к формированию многоукладной аграрной экономики, созданию предприятий различных форм собственности и хозяйствования (товарищества, общества, кооперативы и др.).
Сельскохозяйственные предприятия по сравнению с другими категориями хозяйств (например, личными подсобными хозяйствами) являются высокотоварными и решение продовольственной проблемы в нашей стране во многом будет зависеть от успешного их развития. В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения в производственных отношениях, административные методы хозяйствования заменяются преимущественно экономическими, рыночными, повышается самостоятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вопросы эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развития рыночных отношений и разрабатывает наука «Экономика предприятия».
Реформа в России осуществляется в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны высокая инфляция, диспаритет цен между сельским хозяйством и другими отраслями, резкое сокращение государственной поддержки аграрного сектора. В связи с этим значительно возрастают требования к уровню экономической подготовки руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий. Для успешной работы им необходимо глубокое понимание основных вопросов, входящих в курс «Экономика сельскохозяйственного предприятия».
Цель данного учебника — дать студентам теоретические знания и практические навыки в области экономики сельскохозяйственного предприятия; они требуются также для дальнейшего изучения специальных дисциплин.
Основные задачи курса:
получить представление об экономике предприятия;
приобрести знания в области функционирования сельскохозяйственного предприятия в рыночной среде;
овладеть навыками выбора оптимальной структуры производства и рационального сочетания ресурсов; ознакомиться с методикой разработки и принятия управленческих решений, необходимых для создания конкурентоспособного предприятия.
В ходе изучения дисциплины «Экономика сельскохозяйственного предприятия» студенты знакомятся с теоретическими основами и закономерностями функционирования предприятия, основными экономическими концепциями развития сельского хозяйства, правовыми аспектами деятельности предприятия, отечественным и зарубежным опытом работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, осваивают методы расчета экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления предприятием.
Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой курса «Экономика предприятия», утвержденной учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента. В нем рассмотрены закономерности функционирования предприятия в рыночной системе хозяйствования, его производственные ресурсы (земельные, материальные и трудовые), организация технологических процессов в сельском хозяйстве, управление предприятием, экономическая и природоохранная деятельности хозяйства, факторы его развития и эффективность сельскохозяйственного производства.
Большое внимание уделяется организационно-правовым формам предприятий, их реорганизации, специализации и оптимальным размерам хозяйства, ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию, маркетингу в аграрной сфере, финансам предприятия. Затронуты также вопросы учета и отчетности, анализа, внешнеэкономической деятельности.
В книге широко используются материалы научных исследований сотрудников кафедры экономики АПК Мичуринского государственного аграрного университета, отечественные и зарубежные литературные источники, официальные материалы, данные Госкомстата России. Учебник подготовлен коллективом кафедры с участием сотрудников других кафедр МГАУ. Отдельные главы написали: д-р экон. наук, проф. И. А. Минаков — предисловие, гл. 1, 2 (кроме § 4), 3, 4 (совместно с канд. экон. наук Н. И. Вороновой); гл. 5 § 1, 3 (совместно с д-ром экон. наук, доц. Н. И. Куликовым); гл. 6 § 1, 2, 4; гл. 7; гл. 8 § 1, 2, 3, 4, 6; гл. 9; гл. 10 § 1, 2, 3, 4, 5; гл. 15—16; гл. 18 § 1, 2, 4, 5 (совместно с канд. экон. наук, доц. Н. И. Куликовым); гл. 20; гл. 21 § 1, 2, 3 (совместно с канд. экон. наук, доц. И. Л. Ермаковым); гл. 21 § 4, 5; канд. экон. наук, проф. Л. А. Сабетова — гл. 11, 14; гл. 18 § 3; канд. экон. наук, доц. Г. И. Луш-ников — гл. 12; канд. экон. наук А. В. Пушкин и Р. А. Смыков — гл. 13; канд. экон. наук, проф. Т. В. Коновалова — гл. 17, гл. 2 §4; канд. экон. наук, доц. С. И. Хорошков — гл. 19; канд. экон. наук, доц. В. А. Курья-нов — гл. 22; канд. экон. наук, доц. Э. А. Климентова, А. А. Дубовиц-кий — гл. 23; канд. экон. наук, доц. О. В. Соколов — гл. 24; канд. экон. наук, доц. Э. А. Полевщикова — гл. 5 § 2; канд. экон. наук, доц. Б. И. Сма-гин — гл. 6 § 3; канд. экон. наук, доц. В. А. Мартынов — гл. 8 § 5; канд. экон. наук, доц. М. А. Попова — гл. 10 § 6.
Глава I
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ НАУКИ
«ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ
Слово «экономика» происходит от греческих слов («сикоз» — дом, домашнее хозяйство и «потов» — закон). Таким образом, «экономика» означает законы хозяйствования, искусство ведения хозяйства.
Экономика — очень широкое понятие и имеет различные аспекты. Прежде всего, под экономикой понимается совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающая общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами; это главная сфера деятельности человека. Народное хозяйство включает отрасли как материального производства, так и непроизводственной сферы.
В экономике России выделяют более 300 отраслей; группы отраслей, имеющих тесные технологические связи, объединяют в комплексы; топливно-энергетический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный и др.
Кроме того, под экономикой понимают совокупность общественных отношений между людьми (индивидуумами, группами, коллективами, классами), возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ — так называемые производственные отношения. Они регулируются экономическими законами; последние представляют собой сложившиеся, устойчивые причинно-следственные связи, имеющие объективный характер. Развитие общества в целом, а также его экономических субъектов определяет система таких законов: закон стоимости, накопления, экономии времени, пропорционального развития, спроса и предложения и др.
Адекватные производственные отношения способствуют эффективному использованию производительных сил; к ним относятся средства производства и люди, приводящие их в действие в процессе труда.
Наконец, экономика является научной дисциплиной, которая в зависимости от объекта исследования подразделяется на следующие основные части: макроэкономику, микроэкономику, экономику предприятия и экономику отдельных отраслей (промышленности, транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства и др.).
Макро- и микроэкономика позволяют получить цельное представление об экономической жизни общества. Макроэкономика изучает общие экономические процессы на уровне общества в целом: экономический рост, валовой национальный продукт, национальный доход, инфляцию, занятость и безработицу, государственный бюджет и т. д.
Микроэкономика изучает экономические процессы, связанные с деятельностью экономических субъектов (предприятий, фирм, предпринимателей), их рыночное поведение, отношения, возникающие между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления, а также отношения между производителями, предпринимателями и государством.
Экономика предприятия рассматривает механизм функционирования самого предприятия как коммерческой организации, его ресурсы (оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования, формы организации производства, планирование, финансы предприятия.
Отраслевые экономические науки исследуют особые формы проявления общих законов в разных отраслях народного хозяйства, производительные силы той или иной отрасли во взаимодействии с производственными отношениями, методы наиболее эффективного хозяйствования.
Любая экономическая система призвана решать следующие жизненно важные проблемы:
что следует производить, какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности общества;
сколько следует производить, какие ресурсы и в каком количестве целесообразно при этом использовать;
как организовать производство;
для кого производить (для личного потребления или для получения дохода) и как распределять произведенную продукцию.
Наиболее успешно эти проблемы решаются в условиях рыночной экономики, когда обеспечен свободный обмен товарами и услугами между производителями и потребителями. Такая экономика базируется на множественности форм собственности и свободной конкуренции, благодаря чему решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рыночная экономика, однако, всегда включает государственный сектор и в той или иной мере регулируется государством. Именно мера регулирования определяет в современных условиях характер экономики.
В зависимости от изучаемого объекта аграрную экономику можно подразделить на две части: экономика сельского хозяйства и экономика сельскохозяйственного предприятия; их предметом соответственно являются сельское хозяйство как отрасль и сельскохозяйственные предприятия. Эти составные части аграрной
экономики тесно связаны между собой, так как решают во многом сходные задачи, хотя и на различных уровнях управления.
Экономические реформы, осуществляемые в России, затронули в значительной степени и сельское хозяйство. Получили развитие различные формы собственности и хозяйствования, идет процесс формирования многоукладной аграрной экономики. Изменились и производственные отношения в отрасли. Экономика сельскохозяйственного предприятия как отраслевая наука призвана раскрыть во всей полноте систему экономических отношений как внутри предприятия, так и между ними с учетом формирования рыночной среды. Соответственно, предметом науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия» является исследование экономических отношений между людьми и трудовыми коллективами в процессе производства продукции и между предприятиями по поводу ее распределения, обмена и потребления, а также механизма действия экономических законов и форм их проявления с учетом специфики сельского хозяйства.
Важнейшая задача сельского хозяйства — обеспечение страны продовольствием. В условиях формирования рыночной экономики эта задача может быть решена только на основе повышения экономической эффективности отрасли. Именно уровень эффективности производства на предприятиях во многом предопределяет степень обеспечения населения продовольственными товарами. Вместе с тем первостепенной задачей сельскохозяйственного предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли от хозяйственной деятельности.
Можно сказать, что целью науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия» является разработка экономических основ эффективной хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет ему производить конкурентоспособную продукцию. Основное содержание этой деятельности показано на рис. 1.
Управленческие решения на предприятии принимают с учетом конкретных задач и на основе анализа его работы. Затем разрабатывают план, содержащий обоснование предполагаемых экономических результатов.
После этого осуществляется инвестиционная, производственная, маркетинговая, природоохранная и иная деятельность. Хозяйственные операции регистрируются в системе учета, по данным которого за определенные периоды времени (месяц, квартал, год) составляется отчетность. На базе отчетов проводят анализ хозяйственной деятельности предприятия (в том числе путем сравнения фактически полученных результатов деятельности с плановыми). Отклонения от ожидаемых (заложенных в плане) показателей тщательно изучают с целью выяснения приведших к этому причин. Тем самым закладывается основа для принятия новых управленческих решений, чем и обусловлена замкнутость схемы, описывающей рассматриваемый процесс.
Поскольку хозяйственная Деятельность предприятия весьма многопланова, задачи, стоящие перед наукой «Экономика сельскохозяйственного предприятия» также очень разнообразны. В частности, она занимается разработкой и экономическим обоснованием:
организационно-правовых форм хозяйствования с учетом природных, экономических и демографических условий;
оптимальной производственно-отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия с учетом конъюнктуры рынка;
методов эффективного использования земельных, материальных и трудовых ресурсов;
оптимальных соотношений между составными частями производства;
эффективных форм организации и оплаты труда; оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий с учетом природно-экономических условий;
системы ведения сельского хозяйства на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования;
рациональных форм интеграции и кооперации сельскохозяйственных предприятий с предприятиями других отраслей АПК;
приоритетных направлений капитальных вложений в сельское хозяйство;
эффективной системы управления предприятием; экономического механизма функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночных отношений.
Экономика сельскохозяйственного предприятия имеет также обширные междисциплинарные связи. Для ее изучения необходимо знание экономической теории, технологии производства сельскохозяйственной продукции, статистики, бухгалтерского учета. В свою очередь, она служит теоретической и методологической базой для специальных дисциплин, таких, как планирование и организация сельскохозяйственного производства, анализ хозяйственной деятельности предприятия, предпринимательство, маркетинг и др.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Экономическое исследование — сложный процесс, который включает обоснование темы, цели и задач, выдвижение гипотез, выбор объектов, составление программы, накопление фактов и их анализ, теоретическое обобщение, формулировку выводов и разработку мер по их использованию на практике.
В основе любого исследования лежит методология — учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Как правило, оно также опирается на труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономической науки.
Методология базируется на конкретных методах, определяющих содержание и последовательность действий исследователя, порядок изложения результатов и способы их использования; при этом различают общенаучные и специфические методы исследования. Первые имеют более широкое применение. К ним относятся методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа, экспериментальный и некоторые другие. К специфическим методам исследования науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия» относятся статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.
Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений. Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, но оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существенное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических законов, понятий, категорий. Например, К. Маркс при рассмотрении процесса воспроизводства предполагал, что, во-первых, хозяйство ведется капиталистически и общество состоит только из капиталистов и рабочих; во-вторых, пренебрег отклонением цен от стоимости и принял цены товаров равными их стоимости; в-третьих, не учитывал влияние внешнего рынка.
Метод индукции предполагает формулировку общего вывода на основе единичных фактов, то есть рассуждение ведется от частного к общему, от фактов к теории. Метод дедукции, напротив, основан на переходе от общего к частному и единичному. Взятые вместе, эти методы дают возможность выдвигать научные гипотезы — предположения, необходимые для объяснения какого-либо явления, требующие проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Любой предприниматель обязан сопоставлять свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать аль-
тернативные варианты своей деятельности. Хорошо известный прием исследования «затраты — результаты» также, по существу, основан на методе сравнительного анализа.
Эксперимент, являющийся основным методом в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явлений. Он позволяет выявить влияние различных факторов на изучаемое явление, закономерности его развития, проверить истинность гипотез. В практике сельскохозяйственных предприятий, в частности, проводились эксперименты по оплате труда, хозяйственному расчету, арендному подряду, организации агропромышленных формирований (агрокомбинатов, агрофирм и т.д.).
Статистико-экономический метод — это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики общественных явлений посредством обработки массовых цифровых данных. Основные из них — группировка, расчет средних и относительных величин, графическое изображение экономических показателей, индексный анализ.
Группировка предусматривает расчленение изучаемой совокупности предприятий или иных объектов на группы по существенным признакам с целью изучения характерных типов предприятий, наметившихся структурных сдвигов, закономерностей их развития. Анализ средних величин позволяет определить типичные значения варьирующих признаков и измерить степень их колеблемости вокруг среднего уровня. Относительные величины нужны для анализа структуры и динамики развития изучаемых явлений, сопоставления показателей однотипных объектов и т. д. Графическое представление экономических закономерностей позволяет в наглядной форме отразить их наиболее существенные аспекты.
Монографический метод предусматривает тщательное изучение отдельных объектов, которые достаточно типичны для данной совокупности предприятий или отличаются высокими хозяйственными результатами. Это позволяет выявить передовые методы работы, применяемые в них, и разработать рекомендации для всех остальных.
Расчетно-конструктивный метод позволяет разработать научно обоснованные решения той или иной проблемы на перспективу. Он обосновывает наиболее рациональное и реально возможное решение вопроса.
Балансовый метод используется для координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого явления или процесса. Он нужен, в частности, при разработке планов, чтобы обеспечить их сбалансированность по различным параметрам.
Экономико-математические методы весьма разнообразны и делятся -на две большие группы — статистические (включая регрессионный анализ) и методы математического моделирования. Современные компьютеры существенно облегчают их применение.
Математическое моделирование широко используется для оптимизации структуры сельскохозяйственного производства, выбора оптимальных вариантов развития. Обработка статистических данных с помощью регрессионного анализа позволяет выявить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на конечные результаты, и выразить это влияние в математическом виде. Для этого используют уравнения вида у = Ь + аххх + ... + а„хп, где х,- — значение фактора, Л/ — коэффициент регрессии. Коэффициент регрессии характеризует уровень влияния данного фактора (в среднем по совокупности). Тем самым, обрабатывая массивы накопленных статистических данных, можно получать уравнения взаимосвязи, отражающие закономерности, присущие данной совокупности объектов.
Контрольные вопросы и задания
1. В каких значениях используется термин «экономика»?
2. Назовите предмет и задачи науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия».
3. Как связана экономика предприятия с другими экономическими науками?
4. Какие методы используются в экономических исследованиях?
5. Опишите основные методы, используемые наукой «Экономика сельскохозяйственного предприятия».
Глава II