Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента и права
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры УПиКП
Протокол № 1 от « » сентября 2014 г.
Зав. кафедрой _______________
Пермь 2014
Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению.
Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению предназначены для студентов заочной формы обучения обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации».
Тематика контрольных работ составлена на основе программы по дисциплине «Антикризисное управление». Являясь одной из форм контроля знаний студентов заочного отделения, работа призвана способствовать закреплению теоретических знаний студентов по данной дисциплине.
Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольной работы по предложенному варианту. Оценка "зачтено" по результатам выпоненной контрольной работы является необходимым условием допуска студента к дальнейшей сдаче экзамена по предмету "Антикризисное управление".
Задания к контрольным работам составлены на основе программы по дисциплине «Антикризисное управление». При выполнении контрольной работы и подготовке к экзамену следует изучить темы данной программы в рамках предложенных к каждой теме вопросов и рекомендаций.
Работу необходимо выполнять, рассматривая деятельность определенного действующего предприятия!
Контрольная работа, являясь одной из форм контроля знаний студентов заочного отделения, ставит своей целью закрепление теоретических знаний студентов по данной дисциплине и состоит из двух вопросов, входящих в разные разделы программы курса. Методические указания содержат 64 варианта контрольных работ. Выбор варианта контрольной работы студентом обусловлен темой, которая ему знакома, близка и понятна, с которой он, возможно, сталкивался в своей практической деятельности или которая ему интересна - в этом случае студент отмечает свою Ф.И.О. возле интересующего его варианта. Возможно также распределение темы контрольной работы согласно журнального списка - в любом случае - руководство закрепления вариантов контрольных работ осуществляет староста учебной группы.
При любом варианте НЕ ДОПУСКАЕТСЯ выполнение одной и той-же темы (номера варианта КР) 2 студентами одной учебной группы или одинаковое содержание текста контрольной работы (антиплагиат). Или если таковые обнаруживает преподаватель - обоим студентам выставляется оценка "незачтено" а контрольные работы возвращаются на доработку.
Работа может быть выполнена как в рукописном, так и в печатном виде. Текст должен быть написан на одной стороне листа с интервалом между строчками 10 мм (для рукописной работы) или 1,5 интервала и шрифтом 14 (для машинописной работы). Поля: слева страницы 20 мм, справа — 15 мм, сверху и снизу — 15 мм. Бумага используется форматом А4 (210 х 297 мм).
Работа должна состоять из плана, введения, двух вопросов (согласно варианту работы), заключения и списка литературы, используемой при рассмотрении вопросов конкретного варианта.
Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 15-20 страниц машинописного текста, следовательно, на рассмотрение каждого вопроса необходимо выделять по 5-7 страниц в соответствии с рекомендациями данных методических указаний.
Нумерация страниц начинается с плана работы (Приложение № 2). Вопросы в плане нумеруются арабскими цифрами с обязательным указанием страниц работы, необходимо разделение вопросов на подпункты. Введение, заключение и список литературы не нумеруются. Номер страницы ставится внизу посередине страницы.
Введение является обязательным пунктом и отражает актуальность, цель, задачи и методологию исследования и изучения дисциплины в целом.
В тексте работы каждый вопрос обязательно начинать с нового листа и выделять заголовок вопроса. Подпункты (если таковые существуют) так же желательно выделять шрифтом или подчеркиванием. Рисунки, схемы, графики, таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер и название таблицы обозначаются вверху таблицы, номер и название рисунка — внизу. При выполнении работы обязательны практические примеры по рассматриваемым вопросам.
В заключении необходимо кратко подвести итог изученным вопросам, обязательно сделать соответствующие выводы и сформулировать практические рекомендации для действующих (рассмотренных в КР) организаций.
На использованные при выполнении работы - в обязательном порядке - литературные источники и периодические издания (Приложение № 3) необходимо делать в тексте работы ссылки, указывая их порядковые номера и номера страниц в списке литературы, который является неотъемлемой частью работы и составляется в алфавитном порядке. Ссылки необходимо делать в квадратных скобках, в соответствии с требованиями ФГОС-3. (Например: [24, с. 45]). Количество использованных литературных источников в работе должно быть указано - не менее 15-20 шт.
Титульный лист оформляется согласно образца, где указывается: Министерство, университет, институт (факультет, кафедра, название предмета, вариант работы, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, номер зачетной книжки, а также ученая степень, должность, фамилия, имя, отчество преподавателя, город и год выполнения работы (Приложение №1).
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии, причины их возникновения и типология.
2. Признаки кризиса: распознавание и преодоление. Роль кризисов в социально-экономическом развитии.
3. Классификация кризисных явлений в развитии социально-экономической системы.
4. Методический аппарат для оценки и прогноза стратегических рисков.
5. Механизм государственной власти и кризисы системы государственного управления. Причины и последствия кризисов государственного управления.
6. Преодоление кризисов государственного управления. Реформы как средство антикризисного управления.
7. Кризисы в развитии организации. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации, финансовой несостоятельности.
8. Возникновение кризисов в организации. Тенденции циклического развития организации. Опасность кризисов в циклическом развитии организации.
9. Особенности и виды экономических кризисов. Закономерности возникновения и разрешения экономических кризисов.
10. Причины экономических кризисов. Фазы цикла и их проявление.
11. Основные черты антикризисного управления.
12. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.
13. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления.
14. Понятие технологии антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления.
15. Общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации.
16. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. Параметры контроля кризисных ситуаций
17. Антикризисный менеджмент. Анализ финансового состояния предприятия.
18. Миссия и мотивация предприятия.
19. Понятие о стратегическом планировании. Сравнение стратегического и долгосрочного управления.
20. Контроль и контроллинг.
21. Реинжиниринг предприятия.
22. Обеспечение безопасности предприятия.
23. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
24. Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
25. Анализ налогового риска. Оптимизация налогообложения.
26. Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой. “Новый курс” Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей американской корпорации Крайслер.
27. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
28. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.
29. Роль и деятельность арбитражного суда в процессе банкротства предприятия.
30. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.
31. Ликвидация обанкротившихся предприятий.
32. Санация предприятий. Реорганизация и ликвидация кооператива.
33. Мировой опыт процедуры банкротства.
34. Диагностика кризисов в процессах управления. Основные параметры диагностирования. Этапы диагностики кризиса. Методы диагностики кризиса. Информация в диагностике.
35. Диагностика банкротства предприятия.
36. Анализ предпринимательских рисков.
37. Управление предпринимательскими рисками.
38. Риски в антикризисном управлении. Природа и классификация управленческих рисков.
39. Антикризисное управление риском.
40. Концепции обеспечения безопасности: устойчивого развития, приемлемого риска и оправданного риска.
41. Управление развитием социально-экономической системы на основе моделей динамики и анализа стратегических рисков.
42. Восприятие и приемлемость рисков.
43. Характеристика состояния инвестиционного процесса как базы для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении.
44. Источники инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий.
45. Методы оценки инвестиционных проектов. Методы оценки регионального инвестиционного риска.
46. Роль стратегии в антикризисном управлении. Разработка антикризисной стратегии организации. Реализация выбранной антикризисной стратегии. Организация осуществления антикризисной стратегии.
47. Стратегический менеджмент – основа антикризисного управления.
48. Стратегия маркетинга. Маркетинг в антикризисном менеджменте. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении.
49. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении.
50. Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении.
51. Социальное партнерство в антикризисном управлении. Регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления.
52. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса.
53. Потенциал инноваций. Анализ инновационных рисков в предпринимательской деятельности.
54. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении.
55. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.
56. Финансовый механизм обеспечения устойчивости предприятий.
57. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.
58. Конфликты в развитии организации. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении.
59. Процессуальные характеристики конфликта. Антикризисное управление конфликтами.
60. Антикризисное управление персоналом организации. Антикризисные характеристики управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом.
61. Антикризисная политика в управлении персоналом. Принципы антикризисного управления персоналом.
62. Менеджер по антикризисному управлению. Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении.
63. Модель менеджера антикризисного управления. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении.
64. Надежность персонала в условиях кризиса и пути ее повышения.
Тесты для самоконтроля
1. Согласно ГК РФ реорганизация предприятия (юр. лица) может быть осуществлена в форме:
а) слияния и присоединения;
б) разделения и выделения;
в) преобразования;
г) слияния и деления;
д) поглощения и отделения;
е) в, г и д;
ж) а, б и в.
2. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента (1):
а) принятия решения о реорганизации;
б) государственной регистрации вновь возникшего юр. лица;
в) после уведомления кредиторов о принятии решения о реорганизации.
3. При присоединении права и обязанности реорганизуемого юр. лица(лиц) (2):
а) остаются за юр. лицом(лицами);
б) передаются правопреемнику (юр. лицу, к которому присоединяются);
в) оба юр. лица (и реорганизуемое и к которому присоединяются) несут солидарную ответственность за все права и обязанности.
4. После принятия решения о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования предприятие обязано уведомить своих кредиторов в срок не позднее (3):
а) 60-ти дней;
б) 30-ти дней;
в) 2-х недель;
г) 6-ти месяцев.
5. После уведомления о реорганизации кредиторы в праве требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков не позднее (3):
а) 6-ти месяцев;
б) 3-х месяцев;
в) 2-х месяцев;
д) 1-го месяца.
6. При реорганизации юр. лица в форме слияния, присоединения и преобразования все права и обязанности переходят в соответствии с (4):
а) передаточным актом;
б) разделительным балансом;
в) любым из перечисленных документов.
7.Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать:
а) положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юр. лица в отношении всех его кредиторов и должников;
б) обязательства, оспариваемые должниками;
в) обязательства присоединяемого общества перед бюджетом;
г) обязательства, срок исполнения которых еще не наступил;
д) а и б;
е) б, в и г;
ж) все вышеперечисленные положения.
8. При реорганизации предприятий, учреждений или организаций трудовые отношения с работниками (5):
а) продолжаются;
б) прекращаются;
в) продолжаются с согласия работника.
9.При реорганизации предприятия работник может быть уволен (6):
а) если он отказался продолжить работу в связи с реорганизацией предприятия;
б) если при реорганизации происходит сокращение численности или штата работников;
в) если с работником заключен срочный договор;
г) все вышеперечисленные условия;
д) а и в;
е) а и б.
10.При реорганизации предприятия, учреждения, организации за высвобожденными работниками сохраняется (7):
а) средняя заработная плата на период трудоустройства;
б) заработная плата с учетом месячного выходного пособия на период трудоустройства;
в) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца;
г) средняя заработная плата и непрерывный трудовой стаж сроком на 6 месяцев.
11.При преобразовании происходит:
а) прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей их правопреемнику;
б) преобразование юр. лица из одной организационно-правовой формы в другую с передачей к вновь образованному юр. лицу всех прав и обязанностей реорганизованного;
в) создание одного или нескольких юр. лиц с передачей им части прав и обязанностей от реорганизованного.
12.В соответствии с ГК РФ (статья 88) ООО должно быть реорганизовано в форме преобразования в ОАО если:
а) число его участников превысит 50;
б) число его участников превысит 100;
в) число его участников превысит 150.
13.ООО должно быть преобразовано в ОАО в случае, если число его участников превысит установленный законом предел, в течение (8):
а) 12-ти месяцев;
б) 6-ти месяцев;
в) 24-х месяцев.
14. При реорганизации в форме выделения деятельность реорганизованного юр. лица:
а) прекращается;
б) продолжается до момента регистрации вновь образованного юр. лица(лиц);
в) не прекращается.
15. Решение о реорганизации акционерного общества относится относится к исключительной компетенции (9):
а) собрания кредиторов;
б) арбитражного суда;
в) общего собрания акционеров.
16.Реорганизованному юр. лицу (после выделения из него одного или нескольких новых юр. лиц) выдается:
а) свидетельство о государственной регистрации;
б) свидетельство о внесении изменений в учредительные документы;
в) лицензию на право продления ведения предпринимательской деятельности.
17. Основанием для проведения принудительной реорганизации в форме выделения или разделения является:
а) совершение двух или более нарушений антимонопольного законодательства;
б) когда предприятие, осуществляя предпринимательскую деятельность, занимает доминирующее положение на рынке
в) когда доля предприятия на соответствующем товарном рынке превышает 30%;
г) все вышеперечисленные условия;
д) б и в;
е) а и б.
18.При реорганизации АО в форме выделения разделительный баланс, определяющий объем передаваемых прав и обязанностей, утверждается:
а) общим собранием реорганизуемого общества;
б) арбитражным судом;
в) общим собранием выделившегося общества;
г) кредиторами;
д) общим собранием реорганизуемого и выделившегося общества.
19.При реорганизации АО в форме выделения выделяется:
а) часть уставного капитала реорганизуемого общества;
б) часть имущества реорганизуемого общества;
в) часть акций и ценных бумаг реорганизуемого общества.
20.Решение о реорганизации юр. лица в форме разделения принимается:
а) его учредителями;
б) уполномоченным государственным органом;
в) судом;
г) любым из вышеперечисленных способов.
21. Решение о реорганизации общества (АО) в форме разделения принимается (10):
а) уполномоченным государственным органом;
б) антимонопольным органом;
в) общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов.
22.Принудительная реорганизация юр. лица в форме разделения может быть осуществлена по решению (11):
а) антимонопольного органа;
б) суда;
в) уполномоченного государственного органа;
г) федерального антимонопольного органа в случае, если организация занимает доминирующее положение или совершила два или более нарушений антимонопольного законодательства;
д) все вышеперечисленные варианты;
е) б, в, г;
ж) б, г.
23.Решение антимонопольного органа о принудительной реорганизации в форме разделения может быть обжаловано в течение (12):
а) 6-ти месяцев со дня его вынесения;
б) 12-ти месяцев со дня его вынесения;
в) 3-х месяцев со дня его вынесения.
24.Некоммерческая организация может реорганизоваться в (13):
а) общественную организацию;
б) ОАО;
в) фонд;
г) ООО;
д) хозяйственное общество;
е) автономную некоммерческую организацию;
ж) все вышеперечисленные варианты;
з) а, в, д, е;
и) а, б, г.
25. Согласно ГК РФ слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование – это формы:
а) финансового оздоровления;
б) реорганизации предприятия;
в) вывода предприятия из состояния банкротства.
26.После принятия решения о реорганизации предприятия в форме слияния, присоединения или преобразования, учредители этой организации не позднее чем через 30 дней обязаны (3):
а) обратиться в арбитражный суд;
б) известить антимонопольный орган;
в) провести инвентаризацию имущества;
г) уведомить о своем решении кредиторов.
27.Права и обязанности юр. лица в соответствии с передаточным актом переходят правопреемнику при реорганизации в форме (4):
а) слияния;
б) присоединения;
в) разделения;
г) преобразования;
д) выделения;
е) б, в, д;
ж) а, б, г;
з) а, г, д.
28. После принятия решения о реорганизации предприятие обязано сообщить об этом в налоговый орган по месту учета в срок не позднее (14):
а) 7-ми дней;
б) 5-ти дней;
в) 3-х дней;
г) 14-ти дней.
29. При реорганизации юр. лица (15):
а) изменяются сроки исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником(ками);
б) не изменяются сроки исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником(ками);
в) сроки исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником(ками) переносятся до окончания процесса реорганизации.
30. При реорганизации в форме присоединения правопреемником по уплате налогов признается (16):
а) присоединившееся юр. лицо;
б) присоединившее юр. лицо;
в) обязанности по уплате налогов распределяются солидарно.
31.Сумма налога, излишне уплаченная юр. лицом до реорганизации, после реорганизации этого юр. лица подлежит (17):
а) зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником(ками) обязанностей по уплате налога;
б) зачету налоговым органом в счет исполнения реорганизуемым юр. лицом обязанностей по уплате налога;
в) перечислению в фонд государства;
г) подлежит возврату реорганизуемому юр. лицу.
32.Если организация была реорганизована до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является (18):
а) период времени от начала этого года до дня принятия решения о реорганизации;
б) период времени от начала календарного года до конца квартала;
в) период времени от начала календарного года до его календарного конца;
г) период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации.
33.При реорганизации предприятия снятие с учета налоговым органом по заявлению налогоплательщика производится в течение (19):
а) 30-ти дней со дня подачи заявления;
б) 14-ти дней со дня подачи заявления;
в) 7-ми дней со дня подачи заявления;
г) 3-х дней со дня подачи заявления.
34. Органы, осуществляющие регистрацию реорганизованных организаций, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения об этих реорганизованных юр. лицах в течение (20):
а) 10-ти дней;
б) 14-ти дней;
в) 7-ми дней;
г) 3-х дней.
35.При реорганизации предприятия повторная налоговая проверка за уже проверенный налоговый период (21):
а) запрещается;
б) проводится в обязательном порядке;
в) назначается арбитражным судом.
36.При реорганизации АО акционеры-владельцы голосующих акций, если они голосовали против принятия решения о реорганизации либо не принимали участие в голосовании по этому вопросу, в праве требовать (22):
а) выкупа обществом всех принадлежащих им акций;
б) выкупа обществом части принадлежащих им акций;
в) передачи части их акций правопреемнику(кам);
г) а или в;
д) б и в;
е) а или б.
37. После принятия решения о реорганизации в форме слияния или присоединения ООО обязано уведомить кредиторов не позднее 30-ти дней с даты принятия решения путем (23):
а) письменного уведомления и публикации сообщения в органы печати, которые публикуют данные о государственной регистрации юр. лиц;
б) публикации сообщения в органах печати, , которые публикуют данные о государственной регистрации юр. лиц, и устного уведомления (личного или по телефону);
в) через посредников в форме устного уведомления.
38.Договор о реорганизации ООО в форме слияния подписывается (24):
а) директорами реорганизуемых ООО;
б) всеми участниками общества, создаваемого в результате слияния;
в) единоличным исполнительным органом общества.
39.В случае реорганизации должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество (25):
а) правопреемника(ков) должника-организации;
б) реорганизуемую должника-организацию;
в) солидарно на должника-организацию и правопреемника(ков).
40.При реорганизации предприятия за высвобожденными работниками непрерывный трудовой стаж (7):
а) сохраняется;
б) прерывается;
в) сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев;
г) сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца.
41.В случае, если реорганизация предприятия влечет сохранение численности или штата работников, то работники, подлежащие высвобождению, должны быть уведомлены (6):
а) за 1 неделю до предстоящего увольнения;
б) за 1 месяц до предстоящего увольнения;
в) за 2 месяца до предстоящего увольнения;
г) в день получения последней заработной платы.
42.При реорганизации предприятия за высвобожденными работниками сохраняется (7):
а) средняя заработная плата на период трудоустройства;
б) заработная плата в полном объеме с учетом месячного выходного пособия;
в) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия на период трудоустройства.
43.При реорганизации в форме слияния права и обязанности перед кредиторами:
а) переходят к вновь образовавшемуся юр. лицу;
б) устанавливаются по решению суда за одним из реорганизованных юр. лиц;
в) распределяются между реорганизованными лицами солидарно.
44.Под процессом реорганизации рассматривается:
а) прекращение (возникновение) юр. лиц при соблюдении условий универсального правопреемства;
б) изменение субъектного состава юр. лица;
в) изменение в имущественном комплексе юр. лиц;
г) способ консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юр. лица на основе их интересов;
д) все вышеперечисленное;
е) а, в;
ж) б, в, г.
45.После реорганизации предприятия в форме выделения выделенное из его состава юр. лицо(а):
а) обладают полной автономией по отношению к реорганизованному юр. лицу;
б) частично зависимы от реорганизованного юр. лица;
в) полностью зависимы от реорганизованного юр. лица.
46.Решение о реорганизации АО принимается:
а) единогласно всеми акционерами-владельцами голосующих акций;
б) квалифицированным большинством в ¾ голосов акционеров-владельцев голосующих акций;
в) единогласно всеми акционерами-владельцами привилегированных акций.
47.При слиянии или присоединении АО этими обществами заключается договор, который должен содержать (26):
а) порядок и условия слияния или присоединения;
б) результаты проведения инвентаризации;
в) порядок конвертации акций каждого общества (присоединяемого общества) в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества (общества, к которому осуществляется присоединение);
г) б, в;
д) а, в.
48.В случае, если кредиторы требуют прекращения или досрочного исполнения обязательств в связи с реорганизацией юр. лица, завершение процесса реорганизации (27):
а) возможно до момента удовлетворения заявленного требования;
б) возможно до момента отклонения этого требования в судебном порядке;
в) невозможно до момента удовлетворения заявленного требования или его отклонения в судебном порядке.
49.Предметом договора о реорганизации в форме слияния или присоединения выступает:
а) имущественный комплекс реорганизуемого общества;
б) финансовый комплекс реорганизуемого общества;
в) трудовой (кадровый) комплекс реорганизуемого общества.
50.При реорганизации коммерческих организаций в форме слияния или присоединения учредители вновь созданной организации или организации, к которой было совершено присоединение, обязаны уведомить Федеральный антимонопольный орган в случае, если суммарная стоимость их активов превышает (28):
а) 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
б) 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
в) 150 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Вопросы для подготовки к экзамену, зачету
1. Понятие и роль кризисов в социально-экономическом развитии и причины их возникновения.
2. Сущность и закономерности экономических кризисов.
3. Основные научные концепции возникновения экономических кризисов:
4. Основные признаки кризиса.
5. Фазы циклов экономических кризисов.
6. Взаимодействие курса АУ с другими науками.
7. Основная функция кризиса.
8. Особенности и виды (классификация) экономических кризисов.
9. Предмет и механизм АУ.
10. Концепция АУ.
11. Кризис в развитии организации.
12. Кризисы в цикличном развитии организации.
13. Необходимость и возможность антикризисного управления.
14. Эффективность антикризисного управления.
15. Понятие технологии антикризисного управления.
16. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении.
17. Контроль, контроллинг и реинжиниринг в системе АУ.
18. Роль государства в АУ.
19. Кризис государственного управления.
20. Основные способы (направления) государственного антикризисного регулирования.
21.Принципы государственного регулирования в области АУ.
22. Виды, способы и механизмы гос. регулирования АУ.
23. Виды государственного антикризисного регулирования.
24. Государственное антикризисное регулирование экономики.
25. Государственная политика регулирования кризисных ситуаций в организации.
26. Понятие и виды банкротства.
27. Признаки несостоятельности (банкротства).
28. Роль арбитражного суда в деле о банкротстве.
29. Правовой статус арбитражного управляющего.
30. Процедуры банкротства.
31. "Наблюдение" как процедура банкротства предприятия.
32. Роль, задачи и предназначение процедуры банкротства "Финансовое оздоровление".
33. Правовые последствия для предприятия введения процедуры "Внешнее управление".
34. "Конкурсное производство" в системе АУ.
35. "Мировое соглашение": правила ее применения в процессе банкротства.
36. Особенности банкротства ИП.
37. Риск банкротства как основное проявление финансовых рисков.
38. Оценка риска на основе анализа финансового состояния
39. Финансовое равновесие. Условие ликвидности.
40. Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность) предприятия.
41. Понятие и роль стратегии в антикризисном управлении.
42. Разработка антикризисной стратегии в организации.
43. Реализация выбранной антикризисной стратегии.
44. Организация осуществления антикризисной стратегии.
45.Тактика действий в АУ. Основы маркетинга в АУ.
46. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация.
47. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении.
48. Инновационная деятельность как объект управления.
49. Понятие, содержание и структура инноваций. Свойства инноваций.
50. Причины и факторы инновационных кризисов в предприятий.
51. Инновационный менеджмент и инновационная деятельность.
52. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия.
53. Система антикризисного управления персоналом.
54. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии.
55. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.
56. Стратегия поведения антикризисного управляющего.
57. Антикризисное управление конфликтами.
58. Мировой опыт антикризисного управления; роль и значение деятельности Ли Якокки в системе антикризисного менеджмента.
59. Мировой опыт антикризисного управления; "Новый курс" Ф.Рузвельта - путь выхода американской экономики из кризиса.
60. Мировой опыт антикризисного управления; "Германское чудо" - антикризисная направленность реформ Людвига Эрхардта.
Глоссарий
АРБИТРАЖНЫЙ (ВРЕМЕННЫЙ, ВНЕШНИЙ, КОНКУРСНЫЙ) УПРАВЛЯЮЩИЙ — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, предусмотренных законом.
АРЕНДА — распоряжение и пользование каким-либо имуществом в течение определенного срока за установленную плату в соответствии с договором.
АКТИВЫ — имущество и материальные ценности предприятия в денежном выражении.
АССОЦИАЦИЯ — объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной или какой-либо иной цели.
АУКЦИОН — публичная продажа, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим наибольшую цену.
БАНКРОТСТВО — долговая несостоятельность, отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Предприятие становится банкротом после решения суда о его неспособности рассчитываться по долговым обязательствам. Судебное решение выносится или по просьбе самого предприятия (добровольная ликвидация), или но требованию его кредиторов (принудительная ликвидация).
БАНКРОТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ - полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов.
БАНКРОТСТВО ДОБРОВОЛЬНОЕ — юридическая процедура, следующая за подачей неплатежеспособным должником заявления в специальный суд; имущество банкрота переходит в руки назначенного судом попечителя для удовлетворения требований кредиторов. Банки, страховые компании, строительные и ссудные ассоциации, железные дороги и некоторые другие организации не имеют нрава на такое банкротство.
БАНКРОТСТВО ЗЛОСТНОЕ — предъявление фальшивых претензий кредиторами или должниками; мошенническая передача или утаивание имущества, подлежащего описи; получение кредитов с исключительной целью избежать выплаты долгов.
БАНКРОТСТВО УМЫШЛЕННОЕ — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах третьих лиц, преднамеренно некомпетентное ведение дел.
БАНКРОТСТВО ФИКТИВНОЕ — заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения у них отсрочки (рассрочки) платежей или скидок по долгам.
БИЗНЕС — экономическая деятельность, дающая прибыль; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.
БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ — совокупность действий, составляющих содержание одного акта бизнес-деятельности.
БИЗНЕС ОПТИМАЛЬНЫХ МАСШТАБОВ — масштаб бизнеса, определяющий эффективное управление.
БИЗНЕС-ПЛАН — внутрифирменный документ, представляющий основные аспекты разработки коммерческого мероприятия, анализ возникающих проблем, возможные препятствия и методы их преодоления, показатели-индикаторы текущего состояния дел. Служит основанием для предоставления кредита и средством анализа коммерческого проекта на реалистичность и эффективность. Разработка бизнес-плана осуществляется при личном участии руководителя фирмы или предпринимателя.
БИЗНЕС МАЛЫЙ — совокупность мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Основная часть внешнеэкономических связей приходится на малый бизнес развитых стран.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ОТЧЕТНОСТЬ) — отражение в денежной форме хозяйственных процессов, их результатов и использованных ресурсов предприятия.
ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ (СУДЕБНАЯ САНАЦИЯ) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему.
ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ — лицо, назначаемое судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий.
ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по сохранности имущества должника и иных полномочий.
ДЕНЕЖНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору или по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ.
ДОГОВОР — письменное соглашение о взаимных обязательствах двух и более лиц.
ДОЛЖНИК — гражданин или юридическое лицо, не способное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трехмесячного срока (без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов, пени и иных экономических санкций), сумма обязательств которого превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
ЗАДАТОК — сумма, уплачиваемая вперед в обеспечение выполнения обязательств.
КАПИТАЛИЗАЦИЯ — превращение периодических платежей в капитал.
КОНКУРСНЫЕ КРЕДИТОРЫ — кредиторы по денежным обязательствам (российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников)должника — юридических лиц по обязательствам, вытекающим из такого участия.
КОНКУРСНАЯ МАССА — имущество должника, имеющееся на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства (кроме имущества, изъятого из оборота, имущественных прав, связанных с личностью должника, в том числе прав, основанных на разрешении на осуществление определенных видов деятельности).
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ — лицо, назначаемое судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий.
КОНКУРЕНЦИЯ — состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую (снижение цен) и неценовую конкуренцию (совершенствование качества продукции и условий ее продажи).
КОНКУРЕНТ — лицо, группа лиц, фирма (предприятие), соперничающие при достижении идентичных целей в стремлении обладать теми же ресурсами и положением на рынке.
КОНКУРЕНЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ — конкуренция, проявляющаяся как ценовая и неценовая. Через ценовую конкуренцию продавцы товаров и услуг влияют на спрос, повышая или понижая цену. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги за счет продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.
КОНКУРЕНЦИЯ ОТКРЫТАЯ —обмен информацией о ценах между промышленными фирмами, выпускающими аналогичную продукцию.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с аналогичными товарами, услугами или субъектами.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА — способность отвечать требованиям рынка на данный вид товара.
КРЕДИТ — предоставление в долг товаров или денег на условиях возврата через установленное время с определенными процентами.
КРИЗИС — опасное состояние, перелом.
КРИЗИС АГРАРНЫЙ — перепроизводство сельскохозяйственной продукции, ведущее к росту нереализуемых запасов, падению цен, сокращению объемов производства, разорению производителей.
КРИЗИС ВАЛЮТНЫЙ — резкое обострение состояния валютной сферы, колебания валютных курсов, быстрые перемещения значительных по масштабам валютных резервов, девальвация и ревальвация валют, ухудшение международной валютной ликвидности.
КРИЗИС ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ — положение страны (или группы стран), не позволяющее выполнить свои международные обязательства, погасить предоставленный кредит и выплатить проценты.
КРИЗИС ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЙ — периодически повторяющиеся потрясения в денежно-кредитной сфере, вызываемые диспропорциями в производстве.
КРИЗИС ФИНАНСОВЫЙ — глубокое расстройство государственных финансов, возникшее в условиях общего кризиса экономики в результате войн и других чрезвычайных экономических и политических событий, а также циклических экономических кризисов перепроизводства.
КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — одна из фаз цикла производства, проявляющаяся в резком спаде объемов производства в результате перепроизводства товаров. Носит временный характер и периодически повторяется.
ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение, выдаваемое государственными органами, на право выполнения определенного вида деятельности.
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся им платежей или скидки по долгам.
МОРАТОРИЙ — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей; в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. Распространяется на старые долги предприятия, срок которых наступил до введения внешнего управления. Не допускает безакцептного списания средств со счета должника, приостанавливает ряд имущественных взысканий. Не затрагивает интересы отдельных лиц (заработная плата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь).
НАБЛЮДЕНИЕ — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом до момента назначения судом иной процедуры и целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
НЕДОИМКА — сумма налога или другого обязательного платежа в доход бюджета, не внесенная плательщиком в установленный срок и подлежащая взысканию в бесспорном порядке.
НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ — неспособность вовремя оплатить свои долги.
НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ПЕРЕКРЕСТНАЯ — оговорка в тексте договора о ссуде, предусматривающая, что неплатежеспособность заемщика по каким-либо иным займам будет рассматриваться как неплатежеспособность и по предоставляемой ссуде.
НЕПЛАТЕЖИ — отказ должника производить расчеты с кредитором, а также отказ плательщика от акцепта или оплаты векселя; непоступление взносов и отчислений в бюджет.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ — невозможность выполнения принятых на себя обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Может быть признана таковой по решению суда.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ — неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств над имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — отсутствие средств для оплаты своих обязательств. Удостоверенная судом неспособность юридического или физического лица оплатить в данный момент предъявленные ему финансовые счета.
НЕУСТОЙКА — штрафная санкция за невыполнение условий договора в целях возмещения понесенных убытков или полученного ущерба.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
ПАССИВЫ — обязательства предприятия (за исключением дотаций, собственных средств и других источников), состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДОЛЖНИКА — лицо, уполномоченное должником представлять его интересы при проведении процедур банкротства.
САНАЦИЯ — система мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения предприятий с целью предотвращения банкротства или повышения конкурентоспособности.
САНАЦИЯ ДОСУДЕБНАЯ — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества, учредителями или кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ — государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
УСТАВ — свод правил, регламентирующий деятельность предприятий и организаций; основной документ, определяющий положение в системе хозяйственных органов, а также задачи, права и круг деятельности предприятий и организаций.
УСТУПКА — скидка с назначенной цены.
Литература:
Основная
1. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" - 2-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) /2012
2. Блинов А.О., Хавин Д.В.Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления - 3-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) /ЮНИТИ-ДАНА, 2013
3. Коротков Э.М.Антикризисное управление: Учебник - 2-е изд.,доп. и перераб. - ("Высшее образование") (ГРИФ) /ИНФРА-М, 2012
Дополнительная литература
1. Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" (ГРИФ) /ЮНИТИ-ДАНА, 2013
2. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник для бакалавров - ("Бакалавр. Углубленный курс") Юрайт, 2014
3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002г., в редакции от 02.11.2013
4. Балдин К.В., Передеряев И.И., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие - 6-е изд.,испр. /Дашков и К, 2013
5. Беляев А.А., Коротков Э.М. CD-ROM: Антикризисное управление: Электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" - 2-е изд.,перераб. и доп. - ("Электронный учебник PDF")
6. Большаков А.С. Антикризисное управление на предприятии: Финансовый и системный аспекты - ("Новое в гуманитарных науках-Выпуск 44") СПбГУП, 2010
7. Балдин К.В., Передеряев И.И., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие - 6-е изд.,испр. /Дашков и К, 2013
8. Горелов Н.А. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие (ГРИФ) /Питер, 2010
9. Гражданский кодекс РФ (часть I) в редакции от 02.11.2013г.
10. Гарина Е.П., Медведева О.В., Шпилевская Е.В. Антикризисное управление: Учебник - ("Высшее образование") / Феникс, 2011
11. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Антикризисное управление: Учебное пособие - 3-е изд.,стер. - ("Бакалавриат") (ГРИФ) /КноРус, 2013
12. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: Учебник - 8-е изд.,перераб. - ("Высшая школа менеджмента") Омега-Л, 2014
13. Зуб А.Т., Панина Е.М. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие - ("Высшее образование") (ГРИФ) /ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013
14. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебник для бакалавров - 2-е изд.,перераб. и доп - ("Бакалавр. Базовый курс") /Юрайт, 2013
15. Захаров В.М., Юров Ю.И. Антикризисное управление: Терминологический словарь / ТНТ, 2013
16. Згонник Л.В. Антикризисное управление: Учебник (ГРИФ) /Дашков и К, 2014
17. Крум Э.В. Антикризисное управление предприятием: Ответы на экзаменационные вопросы - ("Ответы на экзаменационные вопросы") /ТетраСистемс, 2009
18. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебное пособие - ("Вопрос - ответ") / ИНФРА-М, 2012
19. Кузнецов С.Ю. Антикризисное управление. Курс лекций: Учебно-методическое пособие / ФиС, 2010
20. Круглова Н.Ю. Антикризисное управление: Учебное пособие - 3-е изд.,перераб. и доп. - ("Бакалавриат") (ГРИФ) /КноРус, 2013
21. Ларионов И.К. Антикризисное управление: Учебник - ("Учебные издания для магистров") Дашков и К, 2013
22. Ларионов И.К. Антикризисное управление: Учебное пособие - 6-е изд.,перераб. и доп. Дашков и К, 2010
23. Орехов В.И., Балдин К.В., Орехова Т.Р. Антикризисное управление: Учебное пособие - 2-е изд.,испр. - ("Высшее образование: Бакалавриат") (ГРИФ) / НИЦ ИНФРА-М, 2013
24. Патласов О.Ю., Сергиенко О.В. CD-ROM: Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации: Учебное пособие - ("Высшая школа", "Библиотека МВА", "Электронные учебники и учебные пособия") (ГРИФ) Книжный мир, 2009
25. Патласов О.Ю., Сергиенко О.В. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации: Учебное пособие - ("Высшая школа", "Библиотека МВА") (ГРИФ) /Книжный мир, 2009
26. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебное пособие - ("Основы наук", "Высшее образование") (ГРИФ) /Высш. обр., 2009
27. Просветов Г.И Антикризисное управление: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. Альфа-Пресс, 2009
28. Тавокин Е.П. Антикризисное управление". Иллюзия или реальность?: Лекция /РАГС, 2010
29. Тавасиев А.М., Мурычев А.В. Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит" и "Антикризисное управление" - 2-е изд. ,перераб. и доп. / ЮНИТИ-ДАНА, 2012
30. ФЗ№ 296-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) в ред. от 30.12.2008г.
31. ФЗ №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) в кредитных организациях в ред от 02.07.2013г
32. Шепеленко Г.И.Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие - 2-е изд.,доп. и перераб. - ("Учебный курс") (ГРИФ) Феникс, ИКЦ МарТ, 2010
Приложение 1