Наблюдение за поведением покупателей и потребителей рекламы;
В. А. Шаповалов
организовывает, проводит акции? Составьте схему маркетинговых коммуникаций предприятия: виды продвижения - конкретные мероприятия - исполнители (свои сотрудники и внешние организации) - целевые объекты - распределение денежных средств. Данные можно оформить по примеру таблицы 8.1.
Таблица 8.1 | ||||
Схема продвижения товаров предприятия | ||||
Вид | Мероприятия | Кто проводит | Бюджет / | |
продвижения | или | или | фактические | |
разновидности | ответственные | затратив | ||
продвижения | лица | год, т. р. | ||
Стимулирование | Продажа | Отдел | - | |
сбыта | товаров в кредит | розничной торговли | ||
Комплексное | Участие в | Отдел | ||
продвижение ........... ит. п. | отраслевой торгово-промышленной выставке | рекламы, отдел сбыта |
3. С какими организациями сотрудничает предприятие при
продвижении товаров (специализированные рекламные агент
ства, общественные организации, государственные органы)?
В чем заключается это сотрудничество? Насколько оно являет
ся эффективным с точки зрения маркетинга?
Дальнейшие вопросы связаны с отдельными видами продвижения: вопросы 4-6 - реклама, 7-9 - связь с общественностью, 10-13- стимулирование сбыта, 14-18 - личная продажа.
4. Используется ли на предприятии реклама? Какие виды и
носители рекламы применяются? Чем обусловлен выбор этих
средств? Факторами, определяющими выбор рекламных
средств, могут быть:
■ тип предприятия или организации (производственное, торговое, сервисное, специализированное или многопрофильное, коммерческое или некоммерческое);
■ характер товара (потребительский, производственного назначения, разового или длительного использования, , массовый или престижный);
■ особенности целевого рынка (характеристики покупателей, размер сегмента);
■ имеющийся бюджет рекламы (ограниченность денежных средств).
Какие цели предприятие ставит перед рекламой? Насколько они конкретны и продуманы? Кто является Целевой аудиторией рекламных мероприятий? Часто предприятия используют рекламу по традиции, «как все». При этом четко не определяются ни цели рекламы, ни целевая аудитория.
В каком состоянии осведомленности находится основная часть целевой аудитории? Известно ли это на предприятии? Покупатели, посредники и другие могут быть осведомлены о существовании фирмы, товара; надо знать характеристики товара и фирмы, благожелательно относиться к фирме, отдавать предпочтение марке предприятия; быть убежденным в необходимости покупки данного товара.
Используют ли на предприятии связь с общественностью (Public Relations) как форму продвижения?
Какие мероприятия использовались в этой сфере? Можно ли говорить об их успешности и пользе?
Какие при этом ставились цели? Целями подобных мероприятий могут быть:
■ пропаганда идей новых товаров;
■ формирование образа предприятия, его деловой репутации;
■ преодоление негативного мнения, сложившегося о фирме.
Имеется ли на предприятии комплексная программа стимулирования сбыта товаров? Регулярно ли проводятся мероприятия по стимулированию?
Какие меры и мероприятия по стимулированию использовались предприятием в анализируемом периоде? Опишите схему действия этих мер, организацию мероприятий.
Насколько эффективными оказались эти мероприятия? Как возрос объем продажи товара в результате? Появились ли повторные покупки, постоянные покупатели? Как увеличились размеры заказов, количество одновременно покупаемых товаров?
Как покупатели оценивают привлекательность и выгодность для себя подобных мероприятий? Для получения таких сведений можно провести небольшие интервью с покупателями, с торговыми работниками и другими людьми, участвовавшими в подобных акциях.
Как на предприятии используется личная продажа (устное представление товара покупателю)? Кто ею занимается?
Какие виды торговых агентов участвуют в продвижении, и какие задачи перед ними ставятся? Основными задачами могут быть добывание заказов, прием заказов, поддержка. В зависимости от основной выполняемой задачи различают и виды агентов.
Как готовится торговый персонал? Насколько высока его квалификация?
Как стимулируется работа торговых работников?
Оценивается ли на предприятии эффективность работы торговых агентов, если да - то как?
На основе проведенного анализа делаются общие выводы об эффективности работы предприятия по продвижению товаров, об эффективности его маркетинговых коммуникаций; предлагаются возможные направления улучшения.
9. АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1. Общее содержание анализа рекламы
Рекламная деятельность является частью маркетинговых коммуникаций предприятия, то есть частью продвижения товаров и марки предприятия на рынке. Рассмотрим этот вид анализа отдельно. При выполнении данного раздела необходимо проанализировать различные аспекты, касающиеся использования рекламы на предприятии, выявить недостатки и недоработки предприятия в этом направлении. Как уже говорилось выше, маркетинг - разнохарактерная деятельность, связанная с экономикой, психологией людей, с общественной жизнью. Все эти аспекты как раз можно встретить в рекламной деятельности. С одной стороны, реклама - часть рыночной работы предприятия, с другой, разработка рекламы - художественно-эстетический процесс. Поэтому анализ рекламы тоже является многосторонним. Отдельные рекламные акции, объявления и всю рекламную деятельность предприятия можно оценивать со следующих позиций:
■ экономическая эффективность, то есть результативность потраченных на рекламу средств, с точки зрения их влияния на объем продажи товаров;
■ маркетинговая согласованность, то есть соответствие рекламы целям, стратегиям и образу предприятия, особенностям целевой аудитории, другим компонентам комплекса маркетинга (товару, цене, применяемой системе сбыта товаров);
■ коммуникационная эффективность: насколько реклама
оказалась эффективной в установлении маркетинговой
связи с целевой аудиторией, то есть при информирова
нии, убеждении и напоминании людям о чем-либо;
■юридическая правомерность: насколько реклама предприятия соответствует действующим юридическим нормам. При сборе информации для анализа могут быть использованы разнообразные методы:
■сбор внутренней информации предприятия (отчетные данные о расходах на рекламу, о динамике сбыта продукции и т. п.);
наблюдение за поведением покупателей и потребителей рекламы;