Расчетные формулы
1. Дбр = Т час * АЧр – доходы брутто(см. п. V – выше);
2. НДСдох = Дбр/1,18 *0,18.
3. Дн = Дбр – НДСдох – доходы нетто.
4. Збр = åР (табл. 1).
5. НДСз = (Зм+Зэ/эн+ Звод + Зусл + Зпроч)/1,18*0,18.
где Зм – материальные затраты (табл. 1 п. 2);
Зэ/эн - п. 4.
Звод - п. 5.
Зусл - п. 8.
Зпроч - п. 10.
6. Зн = Збр - НДСз.
7. НДСпер = НДСдох - НДСз – НДСопф.
НДСопф = Стоимость ОПФ/1,18*0,18 – НДС в стоимости основных производственных фондов (автомобили, здания, сооружения)
8. Пбал = Дн – Зн.
9. Нпр = 24%*Пбал.
10. Пчист = Пбал – Нпр.
11. Вкр = 0.
12. Полученная, Пчист в соответствии с законодательством может либо расходоваться, по мере возникновения потребностей, либо распределяться на:
а) фонд накопления;
б) фонд потребления;
в) резервный фонд
Все показатели, рассчитанные в финансовом плане, должны быть занесены в колонку, соответствующую определенному году планирования (табл. 1 и 2).
8.Инвестиционный план и экономическая эффективность инвестиций
Для оценки инвестиционной деятельности предприятия чертится таблица 3.
В качестве единовременных затрат (инвестиций) принимается стоимость автомобилей. Инвестиции вкладываются на начало первого года, т.е. в нулевой год. Прибыль чистая и амортизация берутся из предыдущих расчетов (см. расчет себестоимости в 1, 2 и 3-ий годы).
Таблица 3
Экономическая эффективность инвестиций
Показатели | обозн. | 0-ой год | 1-ый год | 2-ой год | 3-ий год |
1. Единовременные затраты (инвестиции) | К= Са/мбал*Аспис | - | - | - | |
2. Прибыль чистая | Пчист | - | |||
3. Амортизация | А=Апс + Азд | - | |||
4. Чистый доход | ЧД= Пчист+А | - | |||
5. Норма дисконта | r | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 |
6. Коэффициент дисконтирования | at=(1+r)t | a0=1/(1+0,1)0=1 | a1=1/(1+0,1)1=0,909 | a2=1/(1+0,1)2 =0,846 | a3=1/(1+0,1)3 =0,769 |
7. Чистый дисконтированный доход | ЧДДt=ЧД*at | - | ЧДД1 | ЧДД2 | ЧДД3 |
8. Накапливающийся ЧДДt | åЧДДt | - | ЧДД1 | ЧДД1+ЧДД2 | ЧДД1+ЧДД2 +ЧДД3 |
9. Реальная ценность проекта РЦПt | РЦПt =-К+ åЧДДt | -К | -К+ ЧДД1 | -К+ ЧДД1+ЧДД2 | -К+ ЧДД1+ЧДД2 +ЧДД3 |
at - коэффициент дисконтирования - учитывает фактор времени в экономических расчетах. В данном случае все результаты и затраты приводятся к нулевому году.
Для понимания сути дисконтирования студентам рекомендуется познакомиться с этим вопросом в специальной литературе [2, 3, 4, 6].
Условием эффективности инвестиций или эффективности вашего инвестиционного проекта является условие ЧДД > 0, если ЧДД < 0 - инвестиции не эффективны.
10. Анализ рисков и анализ чувствительности проекта (Б-П)
Проблема риска и дохода в производственной деятельности является одной из главных. Для предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов. Современная экономическая ситуация, в которой работают предприятия, неблагоприятна. Конъюнктура рынка изменяется и поэтому предприятия постоянно сталкиваются с риском, т.к. происходят перемены в положении конкурентов изменяются условия и формы финансирования, система налогообложения и. т.д. Поэтому при разработке Б-Г1 должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации.
Студентам рекомендуется составить таблицу наиболее специфических и характерных для данного АТП рисков и способов их уменьшения.
Вид риска | Способ уменьшения риска |
1. Неудовлетворительное выпо-лнение заказчиками договорных условий 2. Изменение цен на топливо и др. ресурсы | Внимательный отбор клиентуры АТП Более тщательное прогнозирова-ние в кратко и среднесрочном плане |
……………………………………………………………………………………
Желательно, чтобы студент сам продолжил эту таблицу и если
возможно сделал количественную оценку риска.
Целью анализа чувствительности является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты Б-П. К критическим факторам относятся:
1.) Объем перевозок;
2.) Тарифы (цены) на перевозки;
3.) Расходы предприятия и д.р.
Студент должен уметь объяснять как эти факторы могут влиять на экономические показатели предприятия, как будет изменяться точка безубыточности на графике.
3.) Выводы
В разделе делается заключение о возможности реализации бизнес-плана.
Рекомендуемая литература
1. Абалонин С. М. Бизнес-план автотранспортного предприятия. - М.: Транспорт, 1998.
2. Бизнес-план инвестиционного проекта. /Под ред. Иванниковой И.А. - М.: «Экспертное бюро-М», 1997.
3. Черняк В.З. и др. Бизнес планирование, учебно-практическое пособие. - М.: изд-во РДЛ, 2002.
4. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки 25 реальных образцов бизнес-плана - М.: «Ось-89», 2000.
5. Шлиппе И.И., Кочетова Г.Г. Рекомендации по составлению бизнес-плана предприятия (учебное пособие). – М.: УКЦ АСМАП, 2005.
6. Пелих А.С. Бизнес-план. - М.: «Ось-89», 1996.
7. Виленский П.А., Лившиц В.II. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Изд-во «Дело», 1998.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. - М. ЮНИТИ, 1999.
9. Забелин П.В. Предпринимательский менеджмент. - М.; «Издательство ПРИОР», 1999.
10. Экономика предприятий. Учебник / Под ред. О.И. Волкова - М.: ИНФРА-М, 2001.
Автор – доц. Кочетова Галина Георгиевна.