Раздел 4. Стандарты ISO серии 9000
В разделе подробно рассматривается одна из концепций управления качеством, которая в течение более двух десятков лет прошла апробацию и была одобрена международным сообществом промышленных организаций различных отраслей народного хозяйства и форм собственности. Концепция была реализована посредством принятия и утверждения комплекса международных нормативных документов (стандартов), устанавливающих общие требования к управлению предприятием и организацией применительно к обеспечению качества продукции (услуг). Главным стержнем концепции является смещение акцента от традиционного понятия качества продукции как категории, непосредственно связанной с процессом производства, в сторону понятия качества, как результата интеграции персонала предприятия (организации) управленческой структуры, процессов, документации, ресурсов и методов контроля.
Стандарты ИСО серии 9000 сегодня являются правилом хорошего тона для предприятий (организаций), которые выходят на международный рынок и которые заботятся о своем будущем. Внедрение стандартов ИСО в практику предприятий (организаций) свидетельствует о добровольном принятии ими обязательств поставлять продукцию (услуги), отвечающие установленным требованиям, и создает уверенность у потребителей в качестве покупаемой продукции (услуг).
Раздел 5. Аудиты системы менеджмента качества
Раздел подводит итоги изучения дисциплины «Управление качеством». В нем подробно рассматривается порядок планирования и осуществления деятельности по оценке соответствия системы менеджмента качества (СМК) предъявляемым требованиям, приводится классификация аудитов (проверок) СМК, изучаются требования к аудиторам. Аудиты (проверки) являются инструментом, направленным на анализ текущего состояния СМК для получения независимой, достоверной и объективной оценки ее функционирования с целью последующего принятия управленческих решений, направленных на развитие и совершенствование, как отдельных составляющих системы, так и СМК в целом.
Рост конкуренции в условиях рыночной экономики ставит перед предприятиями и организациями различных отраслей промышленности и форм собственности задачи, направленные на получение качественной продукции (услуг), имеющих устойчивый спрос у потребителей, с наименьшими потерями и затратами. Решение таких задач невозможно без объективного контроля состояния всех процессов, протекающих внутри организации, и без принятия правильных и рациональных (с точки зрения экономики затрат) действий.
Менеджеры современных компаний, предприятий и организаций должны обладать навыками и уметь применять на практике прогрессивные инструменты контроля качества, как самой продукции (услуг), так и передовые методы мониторинга, оценки соответствия и анализа функционирования системы управления предприятием.
Полученные в рамках изучаемой дисциплины теоретические основы и практические навыки помогут выпускникам Академии легче адаптироваться на предприятиях и в организациях при последующем трудоустройстве. Универсальность инструментов контроля качества и методов оценки систем управления позволят выпускникам занять свое достойное место в любой государственной или коммерческой организации, для которых качество продукции (услуг) и удовлетворенность потребителей являются приоритетными направлениями деятельности.
План и рекомендации по подготовке
Ниже рассмотрены общие планы проведения семинарских занятий с привязкой к темам изучаемой дисциплины, а также даны рекомендации по подготовке к семинарам.
Раздел 1. Качество как объект управления
Тема 1.1. Основные понятия качества
Цель:Закрепить теоретический материал по теме, изложенный в ходе лекционных занятий, и обсудить в рамках круглого стола основные термины и определения, относящиеся к качеству продукции.
Форма проведения:Круглый стол
Вопросы к теме:
1. Основные термины и определения в области качества.
2. Качество с точки зрения потребителя продукции (услуг).
3. Качество с точки зрения производителя (изготовителя) продукции (услуг).
Литература: [ ..., с. …]; [ ..., с. …]; [ ..., с. …] и т.д. .