Процесс коммуникации в бизнес-структурах
Выполните задания:
Задание 1. Защита презентации группы № 3 по теме.
Задание 2.
2.1. Прочитайте слова, словосочетания и фразы, приведенные в графе "метавыражения" и определите, какие чувства и эмоции они могут выдавать.
Упражнение "Метаязык, или как читать между строк"
"Метавыражение" | "Перевод" |
"Между прочим" "Кстати, пока не забыл" "Я вот тут случайно подумал" | |
"Вы же понимаете" "Ну..." "э-э-э..." | |
"Действительно", "несомненно" | |
"Всего лишь", "только" | |
"Я попытаюсь" "Сделаю все, что смогу" | |
"Мы приложим все усилия" "Посмотрим, что можно будет сделать" "Попробуем" | |
"Поверьте мне" "Не стану же я врать" | |
"Конечно", "разумеется" | |
"Не так ли?" "Вы ведь согласны?" "Чувствуете?" | |
"Вы не поверите, но..." "Только никому об этом не говорите..." "Это, конечно, не мое дело" | |
"Я мог бы кое-что добавить" | |
"Не поймите меня неправильно" | |
"По моему скромному мнению..." "Это слишком смело с моей стороны, но..." "Если вы спросите у меня..." | |
"Может быть, вам будет интересно узнать..." | |
"Я не считаю, что вы должны этим заниматься, но..." | "Вам придется сделать это!" |
"Вы должны как-нибудь зайти к нам на обед" | Не вздумайте приходить, пока вас не пригласили |
"Надеюсь, ты любишь итальянскую кухню" | У меня дома ничего нет, кроме замороженной пиццы |
Вам было трудно отыскать наш офис? | Что это вы так опоздали? |
Надеюсь, я вам не помешал... | Я знаю, что помешал, но в любом случае намерен поговорить немедленно |
Как вам новый начальник отдела? - честно говоря, я его совсем не знаю; - он неплохо справляется с работой - стильно выглядит, правда? - ничего против него не имею - дамы от него без ума | Он редкая сволочь |
Что скажешь о моей квартирке? - у нее обжитой вид - веселенькие обои - тебе, похоже, нравится - здесь хорошо расслабиться | Ну и дыра! |
Я кажется сказал что-то не так? - все в прядке, забудьте - вы же не могли знать деталей - похоже, никто особо не обиделся - не думайте об этом | Вы просто хам! |
Как прошли выборы для вашей партии? - мы выступили лучше, чем на прошлых выборах - нас поддержали во многих регионах - мы получили больше голосов женщин - по крайней мере, мы боролись честно | Мы не набрали и 5% голосов |
Задание 2. 2. Упражнение "Формулировка вопросов".
Переформулируйте закрытые вопросы – в открытые; директивные – в недирективные.
Закрытые вопросы | Открытые вопросы |
Вы знаете о нашей компании? | Что вы знаете о нашей компании? |
Легко ли вы входите в новый коллектив? | |
Вам нравится ваша специальность? | |
Вы знакомы с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на эту должность? | |
Директивные вопросы | Недирективные вопросы |
Как вас зовут? | Представьтесь, пожалуйста. |
Что вы считаете своими профессиональными достижениями? | |
В каких проектах вам приходилось участвовать? | |
Какими признаками, на ваш взгляд, должна обладать идеальная фирма? | |
Что такое хороший подчиненный? |
Задание 3. «Принципы деловых отношений»
Составьте таблицу «Принципы деловых отношений моей организации» в соответствии с предлагаемым образцом:
Принципы делового общения | Основное содержание | Мои действия | Форма практической реализации |
1. Убежденность в полезности своего труда для общества | Моя работа и деятельность организации должны быть связаны не только с экономическими, но и социальными показателям, и приносить пользу другим людям | Изучить возможности осуществления социальной политики организации | - Разработка социального пакета для персонала организации - Создание социально-благотворительных программ, направленных на решение современных проблем (забота об окружающей среде, памятниках культуры, создание учебных, спортивных, художественных центров и т. д.) |
2. |
В таблице должны быть указаны все основные принципы деловых отношений. Объем задания 1-2 стр. формата А 4.
Задание 4. «Выносить сор из избы?»
Прочитайте следующую ситуацию и проанализируйте, насколько этически оправдано поведение сотрудников организации.
Двое сотрудников финансовой организации «Империал» проработали в ней более 7 лет, успешно выполняя задачи руководства и осуществляя собственную служебную карьеру. Им становится известно о серьезных финансовых махинациях, которые совершаются людьми, входящими в руководство организации. Свои подозрения они подкрепляют фактическим материалом, собранным ими в процессе собственных наблюдений. Не ставя в известность других коллег и руководителя своей организации, добытые документы сотрудники отправляют в ведущие средства массовой информации. Опубликованный материал становится причиной возникновения крупного скандала в финансовой сфере, получившего общественный резонанс, а по авторитету уважаемой ранее организации нанесен серьезный удар. Ее акции на финансовом рынке упали, ущерб составил пять миллионов рублей.
1. Как вы думаете, насколько справедлив с точки зрения этики деловых отношений, подобный поступок сотрудников?
2. Как поступит руководство «Империала» с этими двумя сотрудниками после расследования утечки информации?
3. Каковы перспективы у руководства организации в части стратегии развития и работы с персоналом?
Практическое занятие № 4.
«СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ»
Выполните задания:
Задание 1. Защита презентации группы № 4 по теме.
Задание 2. Проведите анализ выступления (презентации). Отметьте, что было сделано хорошо и что требует улучшения. Анализ презентации можно проводить по следующей схеме
Критерии оценки | Что было хорошего | Что нужно улучшить |
1.Формат презентации: продолжительность по времени ясность идей эффектность открытия связь между частями качество закрытия 2.Динамизм: живость убедительность контроль эмоций вовлеченность слушателя 3.Манеры: жестикуляция владение голосом внешний вид контакт с аудиторией 4.Наглядные пособия: реакция аудитории наглядность практичность Ответы на вопросы 5.Другое |
Задание 3. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Части выступления | Приемы привлечения внимания |
I. Вступление Задачи: - Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие – максимальная лаконичность I. Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить выдвинуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам III. Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи - Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи) | - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам - Апелляция к личности оратора - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории - Афоризм - Экспрессивные обороты |
Задание 4.Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов, когда они используются и что означают?
Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к Богу молитву или клянутся или присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихими движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оныя на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение или отрицание изображают.
Задание 5.Определите, какие жесты могут быть использованы при произношении фраз:
Все это не для меня.
Стучат, стучат и вверху, и внизу.
Пришли и те и другие.
Пусть это останется между нами.
Мы-то с тобой поймем друг друга.
Пускай, пускай, оставь его.
Да что там, ну пусть.
Избавьте меня от этого, я этого не хочу.
Нет-нет, ни за что.
Так все напутано, такая неразбериха.
Никто ничего не поймет, полная сумятица.
Все это не совсем так.
Тут как-то все, знаете, эдак.
Задание 6.Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).
Задание 7. Подготовьте текст информационной речи (5 мин). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.
I. Примерные темы для информационной речи:
- События в нашей стране
- События за рубежом
- Новости науки и техники
- Новости культурной жизни города
- Спортивные новости
- Новинки литературы
II. Схема оценки информационной речи:
1. Тема и цель.
Интересны? Уместны? Актуальны?
2. Вступление.
Интересно ли?
Использован ли прием привлечения внимания?
Не слишком ли длинно?
3. Главная часть.
Продуман ли план?
Весь ли материал относится к делу?
Достаточно ли примеров?
Конкретно ли содержание?
Достигнута ли цель?
4. Заключение.
Ясно? Есть ли обобщение сказанного?
5. Произношение.
Уверен ли говорящий в себе?
Правильна ли поза? Жесты?
Удачен ли темп речи? Не монотонно ли?
Есть ли контакт с аудиторией?
Есть ли речевые ошибки?
III. Памятка по составлению информационной речи:
«Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.
В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение» (П. Сопер).
Задание 7. Выполните упражнения:
Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха)
Упр. 1
Попробуйте сформулировать, чем во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Составьте текст для аутогенной тренировки под условным названием: «Я не боюсь провала» // «В случае провала я ничего не теряю».
Упр. 2
«Психоэнергетический зонтик»
При ответе на экзамене, на семинаре, при выступлении перед любой аудиторией старайтесь представить, что за счет вашей воли и сознания над всеми присутствующими образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех, кто вас слушает. Ваша цель – уверенно и стабильно держать ручку этого «зонтика» во время всего вашего монолога.