Принципы управления предприятием

Принцип -- это основное правило, требование, идея управления, основа.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно, только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.

Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

В руководстве персоналом необходим не только "технократический" административный подход (понятие "экономический человек"), но и социально- этический подход, учитывающий социальный - человеческий фактор, который ставится на одно из первых мест в японской системе управления.

Вот, например, философские принципы управления японских компаний:

1. Постановка крупной цели, понятной всем, плоть до рабочих.

2. Патернализм - воспитание у людей чувства, что они члены одной семьи.

3. Пожизненный наем служащих, когда им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.

4. Уважение к старшему по возрасту и по должности, беспрекословное подчинение ему.

5. Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.

6. Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого. Хасбулатов, Р.И. «Мировая экономика» / Р.И. Хасбулатов -- М.: ИНСАН, 2005. - 314с.

На основе проведённых теоретических изысканий и обобщения опыта функционирования наиболее успешных производственных предприятий, а также прогноза и анализа тенденций развития рынка России, мы сформулировали следующие принципы управления коммерческими процессами в производственной организации:

· принцип ориентации на рынок;

· принцип федерализма;

· принцип межфункциональной интеграции;

· принцип организационной гибкости;

· принцип профессионализации коммерческой деятельности;

· принципы эффективного организационного сжатия;

· принципы сокращения логистического сжатия;

· принцип обеспечения аккумулирования коммерческого опыта и потенциала;

· принцип укрепления стратегических партнёрских связей;

· принцип обеспечения информационной прозрачности внешней и внутренней среды.

Раскроем содержание каждого из перечисленных принципов.

Принцип ориентации на рынок предполагает, что в структуре коммерческой подсистемы приоритетное место должна занимать работа по мониторингу и исследованию внешней среды. Ориентация коммерческой деятельности на рынок, кроме того, означает, что критерием принятия тех или иных решений по продвижению и продажам должно быть чёткое представление о потенциальных покупателях и модели их покупательского поведения. Ориентация на рынок должна касаться не только рынка покупателя, она должна относиться и к рынку поставщика. Работа по изучению и воздействию на покупателей и поставщиков должна быть увязана в единую маркетинговую систему.

Принцип федерализма. Федерализм в управлении коммерческой деятельностью производственного предприятия включает следующие моменты.

Согласно принципу федерализма верхушка управленческой иерархии приобретает вид центра. Такой центр уже не пытается контролировать всё и вся, отдавать бесчисленные распоряжения. Управленческая значимость центра проявляется в том, что он является эксклюзивным обладателем информационных, технологических и других ресурсов. Бывшие исполнительские позиции управленческой иерархии наделяются значительной свободой в принятии решений; при этом их деятельность во многом начинает предпринимательский характер. Другими словами, коммерческие работники начинают разбиваться на мелкие предпринимательские бригады, для которых центр становится жизненной необходимостью в качестве информационной, исследовательской базы, в качестве методического, технологического и даже финансового обеспечения. Поэтому центр оказывается в состоянии косвенно воздействовать на периферийные звенья своей структуры, но уже не имеет возможности прямого административного вмешательства.

В федеративной структуре коммерческой службы каждое периферийное отвечает за какой-либо рыночный регион, сегмент или направление и деятельность организована так, чтобы точно можно было вычислить вклад того или иного звена, определить прибыль, которую оно принесло. Отношения между центром и периферийном звеном начинают приобретать форму хозяйственного расчёта. Однако такой хозяйственный расчёт может иметь не гражданско-правовую основу, а основываться на внутрифирменных расчётах.

В федеративной структуре информация оперативного и тактического характера больше не идёт наверх, чтобы потом спуститься в виде тактического решения, оперативной инструкции. Инструкции теперь носят консультативный характер и даются в основном по запросу периферийного звена. Центр сосредотачивается на мониторинге и исследованиях рынка и разработке стратегических решений в области снабжения, продаж, распределения, ценообразования, продвижения. Центр также имеет право заниматься аудитом деятельности периферийных звеньев и требовать от них предоставления любой информации.

Реализация принципа федерализма в управлении коммерческой деятельности позволяет значительно повысить оперативность принятия коммерческих решений, повысить ответственность исполнителей за результат, дать возможность исполнителям проявлять большее творчество, необходимое в коммерции. Кроме того, упрощаются вопросы иерархической координации.

Согласно принципу межфункциональной интеграции носители одних функций в определённых случаях могут и должны быть включены в реализацию других функций, состоящих в особой зависимости с теми, первыми. Интеграция во многом происходит через исполнителей, включённых в разные функциональные зоны. Именно таким образом во многом преодолевается межфункциональная разобщённость и неприятие, а также упрощается передача информации из одной функциональной зоны в другую.

Кроме того, реализация данного принципа - это также создание временных или действующих на периодической основе межфункциональных групп, комитетов, советов и т. п. Следование принципу межфункциональной интеграции начинается с признания условности разделения какой-либо деятельности на функции и вследствие чего распределения чего распределения должностных обязанностей и установление связей между должностями на основе анализа бизнес-процессов, определения последовательности конкретных бизнес-операций и взаимозависимости между ними.

Актуальность принципа организационной гибкости вызвана динамизмом условий функционирования бизнес-организации. Гибкая организация коммерческая деятельности состоит в обретении предприятием способности быстро и безболезненно (с малыми затратами) перестраиваться с продажи одних продуктов деятельности на другие, с закупок одних материалов на иные, с работы на одних рынках на работу на других.

Такая гибкость обретается с помощью создания системы прогнозирования различных вариантов развития событий на рынке, составление альтернативных программ действия. При этом важно достижение договорённости о потенциальных связях с поставщиками, покупателями, другими сторонними организациями на случай необходимости реализации той или иной альтернативной программы. Кроме того, подобная политика необходима в отношении и потенциальных работников, чьи опыт, знания, навыки пока не востребованы, но в случае организационной перестройки под новые условия будут крайне полезны.

Согласно принципу профессионализации коммерческой деятельности, для того чтобы работать на рынке с контрагентами, мало быть отличным производителем, досконально знать продукт и особенности его производства.

На практике часто встречается противоречие этому принципу, когда, например, отделы маркетинга и сбыта комплектуются бывшими производственными работниками, не прошедшими никакой дополнительной подготовки.

Кроме того, профессионализация коммерческой деятельности означает изменение отношения к этому виду деятельности со стороны остальных функциональных подразделений предприятия. Коммерческая деятельность, особенно в области продаж, не должна рассматриваться как отягощающее необходимое дополнение к производственным функциям. Коммерческая активность должна осознаваться как базовая, порождающая смысл любой производственной деятельности.

Наиболее действенными инструментами реализации принципа эффективногоорганизационного сжатия являются аутсорсинг и франчайзинг.

Термин "outsourcing" происходит из английского языка, что означает использование внешних источников. Аутсорсинг можно определить как мероприятие, основанное на выделении из организационной структуры материнского предприятия каких-либо функций и передача этих функций для реализации другим хозяйствующим субъектам.

Как реструктаризационное мероприятие, аутсорсинг является, прежде всего, мероприятием стратегическим. С этой точки зрения нельзя отнести к аутсорсингу обычные, краткосрочные поручения на выполнение услуг внешним бизнес-партнерам предприятия. Аутсорсинг вызывает перестройку всей системы и создание постоянных партнёрских взаимоотношений.

Ещё одним инструментом организационного сжатия в управлении коммерческой деятельностью может успешно выступать франчайзинг.

Суть франчайзинга заключается в том, что крупное предприятия (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определённом рынке и имеющее известную потребителям торговую марку, в целях расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и реализацию строго оговорённых видов товаров, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаёт франчайзи право пользование торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований.

Принцип сокращения логистического цикла - это ориентир на минимизации времени на начало закупки материальных ресурсов до поступления их в производство, а также от выхода готовой продукции из производства до поступления её к потребителю. Причём минимизация времени должна происходить не за счёт увеличения затрат, а за счёт более эффективного планирования и организации материальных, информационных и финансовых потоков, сопровождающих выполнение покупательского заказа.

Реализация данного принципа возможна при условии создания системы оперативного распространения информации как внутри фирмы, так и между фирмой и её контрагентами. Кроме того, необходимыми условиями является установление надёжных связей с поставщиками, финансовыми учреждениями, а также грамотное сетевое планирование закупочных, транспортных, погрузочно-разгрузочных, складских мероприятий.

Реализация принципа обеспечения аккумуляции коммерческого опыта ипотенциала означает ведение целенаправленной работы по поиску сотрудников, способных обогатить коммерческую службу предприятия опытом, который востребован, но у нынешних сотрудников отсутствует. Кроме того, следует не допускать, чтобы сотрудник уходил, не оставив свои знания и опыт в организации. Аккумуляция знаний и опыта должна проходить через систематическое обучение опытными сотрудников менее опытных. Сотрудники, которые занимаются работой, уникальной в рамках данного предприятия, и пользуются особенными, неизвестными другим методиками, должны быть заинтересованы оставлять свои знания в отчуждённой форме в виде отчетов и методических пособий, а также обучать других сотрудников.

Содержание и формы планирования в системе рыночной экономики

Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы
экономических отношений.
Роль плана в экономическом и социальном развитии государства, регионов и
предприятий.
План и рынок.
Перспективы планирования национальной экономики (надо восстанавливать
адекватное рынку централизованное планирование, государственное
прогнозирование, государственный заказ и предельный уровень отношения цен в
базовых отраслях, а также систему социальных гарантий работникам и населению
страны в целом).
Тема 2 - Теоретические и методологические основы
стратегического планирования
Вопросы:
1. Концептуальная модель стратегического планирования;
2. Анализ состояния и коэффициенты развития
стратегического планирования;
3. Выбор стратегии развития;
4. Методология стратегического планирования;
5. Этапы планирования;
6. Принципы стратегического планирования;
7. Виды стратегического планирования;
8. Планирование ресурсов;
9. Методы стратегического планирования.
1. Концептуальная модель стратегического планирования
Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они
разделяются на рыночные и не рыночные.
В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не
коммерческие организации (государственные предприятия и объекты
инфраструктуры).
Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих
организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.
Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и
обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и
стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и
измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки
работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации,
то деятельность фирмы может зайти в тупик.
Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство
фирмы должно учитывать множественность и иерархичность целей объективно
существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и
программах.
Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.
Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы
достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия
должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому
контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка
организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего
направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не
является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,
которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления
непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых
в дальнейшем составляется стратегический план действий.
Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.

Понятие, содержание плана производства

В по­ня­тие «пла­ни­ро­ва­ние» вхо­дит оп­ре­де­ле­ние це­лей и пу­тей их дос­ти­же­ния. Пла­ни­ро­ва­ние дея­тель­но­сти включает в себя: сбыт, фи­нан­сы, про­из­вод­ст­во и за­куп­ки.

Сам про­цесс пла­ни­ро­ва­ния про­хо­дит в 4 эта­па:

- раз­ра­бот­ка об­щих це­лей;

- оп­ре­де­ле­ние кон­крет­ных, де­та­ли­зи­ро­ван­ных це­лей на за­дан­ный, срав­ни­тель­но ко­рот­кий пе­ри­од вре­ме­ни (2, 5, 10 лет);

- оп­ре­де­ле­ние пу­тей и средств их дос­ти­же­ния;

- анализ стратегических проблем;

- вы­бор оп­ти­маль­но­го ва­ри­ан­та раз­ви­тия;

- кон­троль за дос­ти­же­ни­ем по­став­лен­ных це­лей пу­тем со­пос­тав­ле­ния пла­но­вых по­ка­за­те­лей с фак­ти­че­ски­ми.

Пла­ни­ро­ва­ние все­гда ори­ен­ти­ру­ет­ся на дан­ные про­шлых лет и стре­мит­ся оп­ре­де­лить и кон­тро­ли­ро­вать раз­ви­тие пред­при­ятия в пер­спек­ти­ве, по­это­му на­деж­ность пла­ни­ро­ва­ния за­ви­сит от точ­но­сти фак­ти­че­ских по­ка­за­те­лей предыдущих лет. Связь между краткосрочным и долгосрочным планированием показана на рис.1.

Принципы управления предприятием - student2.ru Рис.1 Взаи­мо­связь крат­ко­сроч­но­го и дол­го­сроч­но­го пла­ни­ро­ва­ния

Рис.1 «Связь краткосрочного и долгосрочного планирования»

При­ве­ден­ные вы­ше ви­ды пла­ни­ро­ва­ния да­ют наи­луч­ший эф­фект, ес­ли их ис­поль­зо­вать пра­виль­но. Лю­бое предприятие долж­но при­ме­нять как дол­го­сроч­ное, так и крат­ко­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние. На­при­мер, при пла­ни­ро­ва­нии про­из­вод­ст­ва про­дук­та как од­но­го из важ­ней­ших эле­мен­тов ры­ноч­ной стра­те­гии це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять дол­го­сроч­ное и опе­ра­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние в со­во­куп­но­сти, так как пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ст­ва про­дук­та име­ет свои спе­ци­фи­че­ские чер­ты и оп­ре­де­ля­ет­ся по­став­лен­ной це­лью, сро­ка­ми ее дос­ти­же­ния, ви­дом то­ва­ра и так да­лее.

Содержание плана производства продукции

Пе­ред ли­цом по­сто­ян­но воз­рас­таю­щей кон­ку­рен­ции рен­та­бель­ное уве­ли­че­ние объ­е­ма про­даж ста­но­вит­ся глав­ным же­ла­ни­ем вся­ко­го про­из­во­ди­те­ля. От­сю­да воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость в изы­ска­нии дру­гих средств эф­фек­тив­но­го и бы­ст­ро­го про­дви­же­ния то­ва­ра на пла­но­вой ос­но­ве.

План производства со­дер­жит стра­те­гию дея­тель­но­сти предприятия по производству и сбы­ту то­ва­ра и рас­пре­де­ле­ние за­трат на рек­ла­му, сти­му­ли­ро­ва­ние про­даж и реа­ли­за­цию.

План производства продукции является центральным разделом годового плана предприятия и определяет направление и профиль деятельности предприятия, уровень его социально-экономического развития. Разрабатывается данный план на основе прогнозов сбыта продукции и на основе анализа текущей и перспективной потребности рынка.

Уз­ким ме­стом в дея­тель­но­сти многих пред­при­ятий яв­ля­ет­ся обыч­но сфе­ра про­даж, по­это­му в ос­но­ву пла­ни­ро­ва­ния кла­дет­ся идея о раз­ви­тии рын­ка. В рам­ках лю­бо­го пла­на пред­став­ле­на как об­щая кар­ти­на дея­тель­но­сти пред­при­ятия, так и воз­мож­но­сти, по­зво­ляю­щие реа­ги­ро­вать на из­ме­не­ние си­туа­ции на рын­ке.

Про­це­ду­ра раз­ра­бот­ки пла­на вклю­ча­ет в се­бя сле­дую­щие опе­ра­ции (рис.2).

Принципы управления предприятием - student2.ru Рис.2 Этапы разработки плана производства

Пер­вым ша­гом для со­став­ле­ния пла­на яв­ля­ет­ся сбор ис­ход­ной ин­фор­ма­ции (вплоть до дан­ных об ин­ди­ви­ду­аль­ных ак­тах про­да­жи), ко­то­рая да­ет наи­бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние о по­ло­же­нии на рын­ке.

Для пла­ни­ро­ва­ния сбы­та и про­из­вод­ст­ва про­дук­ции не­об­хо­ди­мо со­би­рать и об­ра­ба­ты­вать так на­зы­вае­мую вто­рич­ную ин­фор­ма­цию.

Вто­рич­ная ин­фор­ма­цияпред­став­ля­ет со­бой дан­ные, со­б­ран­ные ра­нее для це­лей, от­лич­ных от свя­зан­ных с ре­ше­ни­ем ис­сле­дуе­мой про­бле­мы. Не­за­ви­си­мо от то­го, дос­та­точ­на ли она для ре­ше­ния, ее низ­кая це­на и от­но­си­тель­но бы­ст­рая дос­туп­ность тре­бу­ет, что­бы пер­вич­ные дан­ные не со­би­ра­лись до за­вер­ше­ния тща­тель­но­го по­ис­ка вто­рич­ной ин­фор­ма­ции. Что­бы оце­нить ее об­щую цен­ность, ис­сле­до­ва­тель дол­жен со­пос­та­вить ее дос­то­ин­ст­ва и не­дос­тат­ки.

Вто­рич­ная ин­фор­ма­ция име­ет сле­дую­щие об­щие дос­то­ин­ст­ва:

- мно­гие ви­ды не­до­ро­ги, по­сколь­ку не ну­жен сбор но­вых дан­ных (это от­но­сить­ся, в ча­ст­но­сти, к ма­те­риа­лам фирм, от­рас­ле­вым пуб­ли­ка­ци­ям, пра­ви­тель­ст­вен­ным из­да­ни­ям, пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти и так да­лее);

- ин­фор­ма­ция обыч­но со­би­ра­ет­ся бы­ст­ро;

- час­то име­ет­ся не­сколь­ко ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции;

- ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции (на­при­мер, пра­ви­тель­ст­вен­ные) мо­гут со­дер­жать дан­ные, ко­то­рые фир­ма не мо­жет са­ма по­лу­чить;

- ин­фор­ма­ция, со­б­ран­ная из дос­то­вер­ных ис­точ­ни­ков, как пра­ви­ло, весь­ма дос­то­вер­на;

- она по­мо­га­ет в си­туа­ци­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся пред­ва­ри­тель­ных ана­лиз.

До то­го как на­чать искать внеш­нюю вто­рич­ную ин­фор­ма­цию или сбор пер­вич­ных дан­ных, ис­сле­до­ва­тель дол­жен изу­чить ин­фор­ма­цию, имею­щую­ся внут­ри ком­па­нии: бюд­же­ты, дан­ные о сбы­те, дан­ные о при­бы­ли и убыт­ках, сче­та кли­ен­тов, дан­ные о за­па­сах, ре­зуль­та­ты пре­ды­ду­щих ис­сле­до­ва­ний и на­пи­сан­ные со­об­ще­ния.

В на­ча­ле го­да боль­шин­ст­во предприятий раз­ра­ба­ты­ва­ют бюд­же­ты на сле­дую­щий год, ос­но­ван­ные на про­гно­зах сбы­та. В них оп­ре­де­ля­ют­ся пла­но­вые рас­хо­ды на ка­ж­дый то­вар или ус­лу­гу в те­че­ние го­да. Бюд­жет и дос­ти­же­ние фир­мой бюд­жет­ных це­лей (со­от­вет­ст­вие раз­ра­бо­тан­но­му пла­ну рас­хо­дов) яв­ля­ют­ся хо­ро­ши­ми ис­точ­ни­ка­ми вто­рич­ной ин­фор­ма­ции.

Дан­ные сбы­та час­то ис­поль­зу­ют как по­ка­за­те­ли ус­пе­ха. Ана­ли­зи­руя про­да­жи по от­де­ле­ни­ям, ас­сор­ти­мент­ным груп­пам, от­дель­ным про­дук­там, гео­гра­фи­че­ским ре­гио­нам, дням не­де­ли и дру­гим фак­тор и со­пос­тав­ляя эти про­да­жи с пре­ды­ду­щи­ми пе­рио­да­ми вре­ме­ни, мар­ке­то­лог мо­жет из­ме­рить ре­зуль­та­тив­ность.

Ес­ли рас­смат­ри­вать толь­ко дан­ные сбы­та, мож­но оши­бить­ся, по­сколь­ку уве­ли­че­ние про­даж не все­гда от­ра­жа­ет бо­лее вы­со­кие при­бы­ли. Эти дан­ные долж­ны ис­поль­зо­вать­ся в увяз­ке со ста­ти­сти­кой при­бы­ли и убыт­ков.

Дан­ные о при­бы­ли и убыт­ках со­дер­жат боль­шой объ­ем ин­фор­ма­ции. По то­му, дос­тиг­ну­та ли за­пла­ни­ро­ван­ная при­быль, мож­но оце­нить ре­аль­ные ре­зуль­та­ты. Есть воз­мож­ность вы­явить вре­мен­ные тен­ден­ции в ус­пе­хе ком­па­нии; ана­ли­зи­ро­вать при­быль по от­дель­ным под­раз­де­ле­ни­ям, про­дав­цам и то­ва­рам; вы­явить силь­ные и сла­бые сто­ро­ны в мар­ке­тин­го­вой про­грам­ме фир­мы на ос­но­ве де­таль­ной раз­бив­ки при­бы­ли и убыт­ков и при­вес­ти к улуч­ше­ни­ям.

Сче­та кли­ен­тов ин­фор­ми­ру­ют о дви­же­нии за­па­сов, про­даж по ре­гио­нам, мак­си­маль­ных пе­рио­дах сбы­та, объ­е­мах сбы­та и про­даж по ка­те­го­ри­ям по­тре­би­те­лей. На­при­мер, кли­ен­тов, при­об­ре­таю­щих то­ва­ры в кре­дит, мож­но про­ана­ли­зи­ро­вать по гео­гра­фи­че­ским рай­онам, имею­щим­ся обя­за­тель­ст­вам, пе­рио­дам по­га­ше­ния, по­ку­пае­мым то­ва­рам, по­лу, воз­рас­ту или дру­гим де­мо­гра­фи­че­ским по­ка­за­те­лям.

Дан­ные о за­па­сах по­ка­зы­ва­ют объ­ем при­об­ре­тен­ной про­дук­ции, про­из­вод­ст­ва, за­па­сов, от­гру­зок и про­даж на про­тя­же­нии го­да. Пла­ни­ро­ва­ние за­па­сов улуч­ша­ет­ся, ко­гда из­вес­тен срок вы­пол­не­ния за­ка­зов (из­лиш­ний объ­ем хра­ня­щей­ся про­дук­ции для пре­дот­вра­ще­ния ее не­хват­ки).

6. Основные показатели плана производства

Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.

В теории и практике планирования применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции.

В процессе разработки плана производства продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции. Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.

Важными рыночными индикаторами при составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров.

В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, и поэтому требуется периодическое обновление номенклатуры или ассортимента товаров и услуг. Коэффициент обновляемости – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.

Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение от одного года до трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих предприятиях задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж. Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам.

Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства, обновление номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей и в первую очередь оценочных или экономических.

В планах крупных промышленных предприятий действует система базовых и оперативных показателей. К базовым показателям (или контуру долгосрочных планов) относятся:

1) объемы продаж;

2) темпы роста;

3) размер прибыли;

4) доход на акцию;

5) доля на рынке;

6) дивиденды;

7) цена акций;

8) компенсации работникам;

9) уровень качества продукции;

10) стратегия роста;

11) политика устойчивости;

12) социальная ответственность и др.

К оперативным показателям (или планам) отнесены показатели:

1) добавленной стоимости;

2) инвестиции на одного работающего;

3) показатели роста производительности труда;

4) коэффициент оборачиваемости капитала;

5) политика в области снижения издержек.

Текущие планы производства содержат следующие показатели:

1) номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях;

2) объемы реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении;

3) численность промышленно-производственного персонала предприятия;

4) фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала;

5) запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции;

6) объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;

7) основные финансовые показатели – себестоимость, прибыль, рентабельность и др.

Наши рекомендации