Семыкина И. Их слишком мало // Эксперт Сибирь, №1 (316), 2011 год. Так, рост объемов в 2005 году произошел за счет привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Омской области (свыше 75% от инвестиций по всем регионам
Так, рост объемов в 2005 году произошел за счет привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Омской области (свыше 75% от инвестиций по всем регионам СФО за тот год). Деньги шли в обрабатывающие производства: химию и нефтехимию, выпуск резиновых и пластмассовых изделий. В первую очередь был начат совместный проект Tecnimont S.p.A. (Италия) и омской ГК «Титан» по строительству завода по производству полипропилена, а также шла модернизация производства совместного российско-словацкого предприятия «Матадор-Омскшина» (с сентября 2011 года ЗАО «Кордиант-Восток»).
Стоит оговориться: если до 2008 года иностранные инвестиции направлялись в основном в Красноярский край или Омскую область, то в последние годы их объем распределяется более равномерно между теми же лидерами, а также Кемеровской и Новосибирской областями. А в 2010 году было зафиксировано значительное поступление инвестиций в производство алюминия в Хакасии. Очевидно, впрочем, что это были инвестиции РУСАЛа, поступающие из расположенных за пределами территории России филиалов. Об этом уже говорилось выше — на примере РУСАЛа просто лучше всего видно, что иностранные инвестиции у нас — понятие формальное.
Интересно посмотреть на китайские вложения. Их немного: доля китайских инвестиций составляет от 1 до 11% общего объема — от 47,1 млн долларов в 2007-м до 296,5 млн долларов в 2009 году. Идут они в основном в Туву и Забайкалье, а также в Новосибирскую, в меньшей степени в Томскую и Иркутскую области. Китайская компания «Лунсин», осваивающая Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд в Туве, вкладывает в строительство горно-обогатительной фабрики. Включены в программу приграничного сотрудничества с Китаем крупные инвестиционные проекты по освоению Березовского железорудного и Нойон-Тологойского полиметаллического месторождений в Забайкальском крае. В Новосибирске уже запущена первая очередь завода по выпуску литий-ионных аккумуляторов компании «Лиотех» (совместный проект госкорпорации «Роснано» и китайской компании Thunder Sky Group). Понятно, во что инвестируют китайцы в Томской области: российско-китайское ООО «Хенда-Сибирь» создает в Асиновском районе этого региона комплекс лесозаготовительных и деревоперерабатывающих заводов. Компания ООО «Косстоун» ведет освоение Захаровского месторождения в Рубцовском районе Алтайского края... Тем не менее, несмотря на закрепленные «Планом российско-китайского инвестиционного сотрудничества» направления для привлечения китайских инвестиций в Россию, связанные с производством продукции высокой степени переработки, прагматичный сосед вкладывается в основном в горнорудную и лесную промышленности.
Но давайте подумаем вот над каким вопросом: а зачем иностранцам вкладывать свои средства в экономику Сибири? Какие отрасли могут быть привлекательными для них? Если говорить не о крупных инвестиционных проектах, то в регионах Сибири, где существует достаточно емкий рынок, который к тому же пока не так насыщен, как в европейской части России, есть определенный потенциал для привлечения зарубежных денег в рынки услуг, FMCG, строительство жилой и коммерческой недвижимости. В крупных городах Сибири такие инвесторы уже проявились — достаточно упомянуть шведские IKEA и Tele2, французские Auchan и LeroyMerlin или немецкую Metro. Однако эти направления сложно отнести к приоритетным и значимым с точки зрения качественного развития регионов Сибири. Да и масштабы явно не сопоставимы с вложениями в реальный сектор экономики.
Очевидно, что Сибири нужны зарубежные инвестиции в нефтегазовый сектор, металлургию, энергетику, возможно, в лесную и пищевую отрасли. Но, к сожалению, зачастую в сферы, которые действительно интересны иностранным инвесторам, им вход закрыт. Думается, давно пора пересмотреть закон об иностранных инвестициях в отраслях, имеющих стратегическое значение. Согласно документу геологическое изучение недр или разведка и добыча полезных ископаемых на участках федерального значения относятся к видам деятельности, где владение иностранным инвестором акциями общества, у которого есть лицензия на пользование такими участками, ограничено 10%. Закон в его сегодняшней редакции нельзя охарактеризовать как способствующий притоку зарубежных вложений в эти отрасли. Поэтому планируемое увеличение порогового значения контрольного владения иностранным инвестором акциями с 10 до 25% представляется достаточно важным и оправданным шагом.
Короче говоря, пора уже всерьез задуматься о том, как действительно увеличить поток зарубежных вложений в экономику Сибири. Наивно надеяться в этой сфере на проведение различных выставок и многочисленных форумов. Или на высокие позиции в инвестиционных рейтингах. Для того чтобы иностранный инвестор захотел вкладывать свой капитал в определенный регион, он должен видеть преимущества территории и свою потенциальную выгоду. Помимо объективных преимуществ (недра и географическое положение), есть и масса инструментов, напрямую зависящих от деятельности региональных властей: налоговые льготы, субсидии, софинансирование, снятие административных барьеров. Основу для активизации инвестиционного потенциала могут создавать только чиновники на местах.
Приложение 5.