Основные показатели розничной торговли в России

Название показателя          
Оборот розничной торговли, всего,млрд. в том числе:        
Оборот торгующих организаций          
Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках          
Из общего объема оборота розничной торговли, млрд.: продовольственные товары непродовольственные товары          
Товарные запасы в организациях розничной торговли: всего, млрд. в днях торговли   79,7 29   98,2 29   117,9 31   135,7 32  
Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли и общественного питания, тыс. чел.          

Из данных статистики можно видеть, что последние годы оборот розничной торговли в Российской Федерации увеличивается каждый год, что свидетельствует о динамичном развитии потенциала данной подсистемы на рынке потребительских товаров.

Тенденции развития современной розничной торговли неразрывно связаны с развитием услуг. Именно услуги становятся самым активным инструментом привлечения покупателей и конкурентной борьбы внутри отрасли. Совершенствование услуг требует серьезного изучения и деятельной классификации.

Классификация услуг розничной торговли установлена ГОСТ Р50304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования». Признакам классификации служат назначение услуги, источники поступления и принадлежность товаров, тип торгового предприятия. Классификация услуг розничной торговли показана на рис. .

Основные показатели розничной торговли в России - student2.ru

Рис. . Классификация услуг розничной торговли

В соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным в 1994 году, к услугам розничной торговли относятся: реализация товаров; упаковка купленных в магазине товаров; прием и оформление предварительных заказов на товары; подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже; приём и исполнение заказов на товары, реализуемые че­рез секцию посылочной торговли; погрузка и доставка тяжелых и крупно­габаритных изделий автотранспортными средствами; оценка и прием на комиссию вещей на дому комитента; перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчётный счет; оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудраго­ценных и поделочных камней; приём стеклопосуды на дому.

Нам представляется необходимым исключить из нормативных доку­ментов понятие «основные услуги в торговле», так как оно искажает сущ­ность услуг. Объективнее использовать единый термин «услуги в торгов­ле», который предоставляет товар в форме «полезного действия».

Название «дополнительные услуги» связано с тем, что они находятся как бы за пределами основной функции торговли - продажи товара - и мо­гут оказываться только в случае обращения покупателя В классификации дополнительных услуг выделяют платные и бесплатные услуги. Понятия «платные» и бесплатные» дополнительные услуги в литературе объясня­ются тем обстоятельством, что первые связаны с продолжением процесса производства - они увеличивают стоимость товара и, следовательно, должны быть платными. Связанные же с процессом обслуживания услуги влияют на стоимость товара, и потому не подлежат оплате.

Ряд «услуг» по своей природе являются не услугой, а проявлением основных функций торгового процесса при смене формы стоимости и вхо­дят в обязанности торгового персонала. К ним относятся, например, такие, как: обеспечение покупателей торговой информацией; организация кон­сультаций о правилах и порядке пользования технически сложных това­ров.

В настоящее время ассортимент товаров значительно изменился, а предложение по многим из них опережает спрос. Поэтому такие услуги, как демонстрация изделий в действии, установка бытовой техники стано­вятся неотъемлемыми операциями при осуществлении купли-продажи то­варов. К тому же они совпадают с проверкой качества и комплектности то­вара, что входит в прямую обязанность продавца. В противном случае процесс купли-продажи можно считать незавершенным (прямым наруше­нием правил торговли), что позволяет расценивать его правовыми органа­ми как нанесённый покупателю материальный и моральный ущерб.

Также следует отметить, что существует множество услуг, которые большинство потребителей таковыми не считают. Тем не менее торговля их предоставляет. К примеру, месторасположение магазина - это услуга, которая позволяет совершать покупки в удобном для клиента месте; воз­можность парковки; микроклимат и чистота в обеденных и торговых залах, влажность, температура и запахи, а также улыбки персонала и его помощь в выборе товаров и объяснение их потребительских свойств - все это явля­ется услугами.

Покупатель, приобретая товар, оплачивает все расходы торгового предприятия, связанные с продажей товаров, и в том числе услуги.

Услуги в розничной торговле правомерно классифицировать по трем признакам: характеру предоставляемых услуг, степени обязательности, срокам оказания услуг (табл. .).

Т а б л и ц а

Наши рекомендации