Механизм процентной политики
Процентная политика центрального банка проявляется при проведении кредитных аукционов (предоставление ссуд коммерческим банкам), а также при осуществлении прямого контроля за процентными ставками кредитных учреждений. Фиксация ставки рефинансирования и регулирование процентных ставок по отдельным видам кредита или конкретным видам кредитных организаций способны оказывать косвенное воздействие на резервы коммерческих банков, поскольку в ко-
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
печном итоге определяют цену ссудных сделок (сделок кредитования). При этом изменяются общий объем кредитования, а значит, платежных средств, а также общее денежное предложение.
Снижение процентных ставок делает процесс привлечения средств предприятиями и населением более дешевым и расширяет возможности кредитования со стороны банковского сектора.
В условиях развитого рынка сокращение ликвидных ресурсов коммерческих банков имеет целью создать возможность кредитования и уменьшить денежную массу; увеличение (рост) - напротив, расширить возможности коммерческих банков и объем денежной массы в обращении.
В ряде стран центральный банк осуществляет переучет векселей, эмитентами которых являются предприятия нефинансового сектора. Векселями называют краткосрочные коммерческие обязательства, а также облигации частных фирм. Коммерческие банки, приобретающие статус учетных, учитывают векселя частных фирм и получаю! доход от разницы цен учета и переучета векселей. Точнее, его формирует разница, складывающаяся между учетной ставкой центрального банка и ставкой дисконтирования (дисконтной ставкой), по которой коммерческие банки приобретают векселя эмитентов. Эта практика отсутствует в США.
По инициативе Правительства в Российской Федерации начат эксперимент по поддержке высокотехнологичных производств, продукция которых является предметом экспорта. Обратимся к источнику.
Практика банковской деятельности: операции переучета векселей Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений Центрального банка, финансирует организацию-экспортера иод получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, н свою очередь, переучитывает (т.е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в Центральный банк под заранее установленный процент. Главное условие: в этой операции могут участвовать только первоклассные банки и первоклассные покупатели - нерезиденты по экспортному контракту. То есть те, чей кредитный рейтинг не ниже российского рейтинга (ВВВ по версии Standart & Poor's или аналогичный другого рейтингового агентства). В случае, если покупатель-нерезидент не соответствует статусу первоклассного, сделка должна быть застрахована у первоклассного страховщика (рейтинг не ниже ВВВ по версии Standart & Poor's).
Схема гарантирования контракта западным банком или страховщиком выбрана не случайно. Такие гарантии позволят, во-первых, минимизировать риск непогашения векСе-
Часть HI. Банковское посредничество: институты и организация
лей (так как западные страховщики приложат максимум усилий, чтобы обеспечить условия выполнения сделки), а во-вторых, не позволят экспортерам укрывать прибыль.
К переучету будут приниматься лишь векселя, отвечающие требованиям Женевской конвенции 1930 г., что соответствует международной практике таких операций. Единственное ограничение для векселей - российский экспортер должен быть членом Ассоциации участников вексельного рынка. Впрочем, большинство крупнейших отечественных экспортеров имеют такой статус. Для того чтобы стать учетным, банк должен обладать капиталом не менее 5 млн ЭКЮ и обязательно соблюдать норматив HI (достаточность собственных средств) и Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика), а также выполнять в полном объеме резервные отчисления.
Учетную ставку справедливо считают одним из «цивилизованных» методов поддержки реального сектора: ведь учитываются векселя, выданные производителями. В первом разделе разработчики постановления указывают, что операции по переучету векселей организуются «в целях стимулирования банковского кредитования экспортных отраслей промышленности и притока в РФ иностранной валюты». Далее указывается, что «конечная цель операции - дать экспортеру рубли, чтобы он смог рассчитаться со своими поставщиками и увеличить выпуск экспортной продукции». Таким образом, Центральный банк надеется разорвать цепочку неплатежей в одном месте и в конечном итоге решить проблему неплатежей в целом.
Источник: Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. К. Р. Тагир-бекова М.: ИНФРЛ-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92.
Если же говорить о конкретной практике по проведению Банком России мер учетной политики, то следует обратиться к регулированию ставки рефинансирования, которая претерпевала изменения в 1990-е гг. Ее понижение могло способствовать изменениям цен кредитных ресурсов коммерческих банков и удешевлению кредитов для предприятий нефинансового сектора, повышение же, напротив, решало задачи воздействия на решения инвесторов на финансовых рынках. В частности, когда под влиянием внутренних и внешних факторов развития в октябре 1997 г. разразился Азиатский финансовый кризис, выразившийся в падении курсов акций и валют Юго-Восточной Азии, это сказалось на рынках пенных бумаг всех стран. В России к ноябрю 1997 г. произошло значительное падение курсов как корпоративных, так и государственных ценных бумаг. Российские банки и компании, нерезиденты стали освобождаться от ценных бумаг и переводить рублевую выручку в иностранную валюту. Валюта активно вывозилась за границу, рост спроса на нее способствовал скачку курса доллара. Возникла реальная угроза девальвации рубля, что потребовало от Центрального банка проведения активных действий для поддержания курса российского рубля. Среди мер чрезвычайного характера отметим расходование 2 млрд долл. из валютных резервов,
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
повышение ставки рефинансирования с 28 до 43% годовых, а также повышение норматива резервных требований для поддержания курса государственных ценных бумаг. Это способствовало повышению рыночной ставки государственных облигаций до 46% и последующему обеспечению покрытия дефицита государственного бюджета.
Рефинансирование колтерческих банков
В банковской системе России основным инсгрументом пополнения ликвидности является рефинансирование коммерческих банков. В период после августовского (1998 г.) кризиса Банк России взял на себя процедуру предоставления краткосрочных кредитов коммерческим банкам. Это важно в условиях, когда межбанковский кредитный рынок не восстановлен.
Кроме учетных кредитов, в практике ряда стран распространены кредиты рефинансирования под залог ценных бумаг. Это так называемые ломбардные кредиты, ставка по которым превышает учетную на 1-3%.
Начиная с октября 2003 г. благодаря усилиям Ассоциации российских банков и банковского сообщества Банк России начал регулярно проводить ломбардные кредитные аукционы и аукционы прямого РЕПО и увеличил их сроки. Было достигнуто соглашение с Банком России о кредитовании банков под залог еврооблигаций, предусматривалась возможность принятия в качестве залога субфедеральных ценных бумаг. Это позволяло расширить структуру операций рефинансирования.
Практика банковской деятельности: ломбардное кредитование Ломбардные кредиты широко использовались в практике денежно-кредитной ноли-тики России. После событий 17 ашуста 1998 г. Совет директоров Центрального банка оперативно принял решение о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков. Исходя из критерия срочности, кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные - кредиты «овернайт», внутридневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 до 6 месяцев или до 1 года. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущений завышения банками процентных ставок оыло установлено, что начиная с 1 сентября 1998 г. банки, имевшие возможность получения кредитов «овернайт», не допускаются к участию в ломбардных кредитных аукционах. В связи с выпуском облигаций Центрального банка эти ценные бумаги стали
Часть III. Банковское посредничество: институты и организация
приниматься в обеспечение кредитов Центрального банка, предоставляемых по результатам ломбардных кредитных аукционов, внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». В целом за 1998 г. Центральный банк предоставил ломбардные кредиты 160 банкам 44 регионов.
В последние годы наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования Центрального банка России имеют краткосрочные кредиты («овернайт» и внутридневные), поскольку межбанковский кредитный рынок не восстановлен после кризиса и обеспечение краткосрочными кредитами взял на себя Центральный банк. Процедуру предоставления обеспеченных кредитов Цешрального банка - внутридневных и кредитов «овернайт» - предполагается распространить на банки ряда регионов по мере их технической готовности.
Кредитные аукционы являются широко практикуемым центральными банками способом предоставления кредитных ресурсов. При проведении кредитного аукциона потенциальные заемщики направляют в Центробанк заявки с указанием объема кредитов, которые они хотели бы получить, и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок Центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, уровень процентной ставки, а также способ проведения аукциона.
При американском способе заявки ранжируются но уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимальной предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного объема кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения -минимальной ставке, предлагаемой банками, попавшими в круг покупателей.
В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом предложенною к аукциону кредита все заявки удовлетворяются частично.
В рамках проводимой реструктуризации банковской системы России основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банкам будет рефинансирование. Уже в течение сентября - ноября 1998 г. Центральный банк с целью поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России (первоочередная задача - восстановление и укрепление региональных банков), а также отдельным социально значимым банкам на сумму около 8 млрд руб. сроком до 1 года.
Источник: Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагир-бекова М.: И ПФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 94.
Ломбардное кредитование применяется и в практике Банка России. Так, 29.06.2004 г. Банком России был проведен ломбардный кредитный аукцион (по американскому способу) со сроком кредитования 14 календарных дней; дата предоставления кредита -30.06.2004 г., дата погашения с уплатой процента - 14.07.2004 г. Ставка отсечения - 7,40% годовых, средневзвешенная процентная ставка - 7,54% годовых.
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
Действуя в соответствии со ст. 46 Федерального закона «О центральном банке РФ (Банке России)» и Положением о порядке проведения депозитных операций Центральный банк провел депозитные аукционы, в том числе с использованием системы электронных торгов ММВБ, со сроком депозита 4 недели (дата привлечения средств в депозит -1 июля 2004 г., дата возврата депозита и уплаты процента - 29 июля 2004 г. Процентная ставка установлена в размере 2,5% годовых).
Практика банковской деятельности: таргетировапие
Таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших н низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 1970-х гг. инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режима плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы стали устанавливаться в США, в 1976 г. - во Франции, в 1977 г. - в Великобритании и Японии. В настоящее время этот процесс наблюдается во многих странах, однако роль целевых ориентиров в 01"раииче-нии прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (во Франции), депозита (в США), прогнозов (в Японии).
Существует прямая связь между уст ановлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
Источник: Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. К.Р. Тагир-бекова М.: ИПФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 101.
Целевыми ориентирами в использовании регулирующих механизмов кредитно-денежной политики могут стать ситуации на международных рынках капитала. Весной 2003 г. обнаружилось проявление признаков дефляции и соответствующего снижения показателя инфляции до менее 1% в годовом исчислении в США и Европейском Союзе. В Японии и Китае дефляция стала реальностью еще в конце 1990-х гг., а в 2002 г. индекс потребительских цен снизился в Японии на 2,0%, а в
Часть III. Банковское посредничество: институты и организация
Китае - на 0,8%. Это приводит к вялости потребительского спроса, сокращает выручку компаний из-за снижения цен. На фоне снижения цен происходит рост реальных процентных ставок; в свою очередь, удорожание кредита и сжатие потребительского спроса снижают стимулы к инвестициям и сокращают инвестиционный спрос.
Реакцией стран Запада в лице их денежных властей на проявление дефляционных тенденций стало дальнейшее смягчение кредитно-денежной политики. Его инициатором стал Европейский Центральный банк, который уменьшил в начале июня 2003 г. свою ставку рефинансирования с 2,5 до 2,0%. Можно предположить, что посредством снижения процентной ставки ЕЦБ стремится не только стимулировать совокупный спрос, но и нивелировать негативные последствия происходящего с начала 2002 г. укрепления евро по отношению к доллару. Аналитики замечают, что в отличие от американских, европейские центральные банки привязывают движение процентных ставок в большей степени к динамике валютных курсов, чем к соотношению темпов экономического роста и инфляции. «Американская ФРС сделала свой ход в конце июня 2003 г., понизив учетную ставку с 1,25 до 1,0% (предыдущее снижение произошло в ноябре 2002 г.). Нынешний показатель является минимальным за последние 45 лет. ФРС заявила и о готовности бороться с дефляционным повышением реальных процентных ставок с помощью «операций па открытом рынке»: предполагалось, что возможная скупка Федеральным резервом государственных облигаций приведет к снижению их доходности, и тем самым будет нивелирован эффект удорожания кредита». Правда, меры не были приняты, поскольку ряд фондовых индексов во второй половине 2003 г. показал явную тенденцию к росту, а подъем на фондовых рынках выступает индикатором грядущего оживления. «В то же время рост доходности по государственным облигациям сигнализирует о возможном на стадии экономического подъема повышении процентных ставок в целях сдерживания инфляции»2.
В России монетарные власти ориентированы па прирост реального ВВП и недопущение нового витка инфляции. Согласно расчетам, при увеличении темпов прироста М2 в два раза (до 22% в квартал) прирост реального ВВП за год возрастает только на 2 процентных пункта (с 5,1
2 Мозиас П.М. Международные рынки капитала: в ожидании момента истины // Финансовый бизнес. 2004. № 3. С. 64-65.
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
до 7 1"/°)- Однако нежелание спровоцировать новый виток инфляции способно отвлекать денежные средства от вложений в реальный сектор экономики (сектор нефинансовых предприятий), стимулировать переток ресурсов на европейский рынок капитала, где они вкладываются в долговые ценные бумаги правительсгв ряда развитых в экономическом отношении государств.