Принцип | Характеристика |
Социальной справедливости | Воплощает в себе два начала - уравнительное и распределительное. Обеспечение определённого государственного социального минимума, который выражается в правах и обязанностях человека, закреплённых в Конституции |
Индивидуальной социальной ответственности | Требует от индивида, семьи и других социальных групп приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения |
Социальной солидарности | Современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от сильных к слабым, от здоровых к больным, от молодых к пожилым, от взрослых к детям и т.п. |
Социального партнерства | Сбалансированность противоречивых интересов различных социальных слоев и групп и государства, создание неразрушительные технологий разрешения конфликтов, кризисов и обеспечение поддержания социального развития |
Социальной компенсации | Призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания и социальной защиты |
Социальных гарантий | Предусматривает предоставление государством населению основных социальных гарантий (гарантированного государством минимума социальных услуг) в области трудовых отношений и оплаты труда; условий и охраны труда; занятости; пенсионного и других видов социального обеспечения; пособий по государственному социальному страхованию; пособий семьям с детьми и другим категориям населения; стипендии; основные компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; другие социальные пособия и выплаты |
Субсидарности | Предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики |
7.
Факторы, влияющие на социальную политику |
8.
Субъекты социальной политики |
– это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации, структуры и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере: - Государственные ведомства и учреждения;
- Органы местного самоуправления;
- Внебюджетные фонды;
- Общественные, религиозные, благотворительные и иныенегосударственные объединения;
- Коммерческие структуры и бизнес;
- Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;
- Граждане страны (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.)
Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику |
9.
Объекты социальной политики |
- Отдельные граждане, население страны
- Социальные группы, социальные общности определенного уровня
- Объединенные конкретные социально-экономические связи и отношения
|
10.
Подходы к реализации социальной политики |
Социальный подход Государство должно гарантировать каждому члену общества доходы, позволяющие удовлетворить общественно значимые потребности | | Рыночный подход Государство обязано только создавать условия каждому члену общества для проявления экономической активности и получения дохода, чтобы не позволить ему опуститься ниже черты бедности |
11.
Социальная защита |
– это политика, совокупность мероприятий государства, совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, направленных на социальную поддержку, помощь определенных групп людей – социально-уязвимых слоев населения, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным, возрастным, социальным и др.), в целях консолидации и стабильности общества на основе государственного правого регулирования. Социальная защита проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных, престарелых, многодетных семей, заботы о детях |
12.
Социальная справедливость |
– многогранное, диалектическое понятие, рассматриваемое как соразмерность, соответствие между правами и обязанностями личности, социальной группы в жизни общества, их социальным статусом; рассматриваемое как соразмерность между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами и их признанием обществом. Всякое несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость; – социально-психологическое восприятие принципов и форм организации общества как отвечающих интересам людей и социальных групп; – это право каждого свободно конкурировать своим умением и капиталом с умением и капиталом другого лица или группы лиц (А СМИТ) |
13.
Юридическая и социальная ответственность бизнеса |
Юридической ответственностью –это следование организации конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не может делать организация. По каждому вопросу деятельности организации существуют сотни и тысячи законов и нормативов. Например, сколько токсических веществ может содержаться в промышленных стоках, что считается дискриминацией при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать детям и др. Организация, подчиняющаяся всем законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако она не обязательно будет считаться и социально ответственной. Социальная ответственность организации, бизнеса– подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы членов общества со стороны организации, т.е. отклик по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. В более широкой трактовке социальная ответственность бизнеса включает не только заботу о работниках предприятия, но и реализацию социальных программ на уровне территории или государства в целом – это благотворительная помощь различным НКО и отдельным гражданам. |
Две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в обществе, чтобы считаться социально ответственными: 1. Организация социально ответственна, если максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования, не прибегая к мошенничеству и обману, т.е. организация должна преследовать только экономические цели (Милтона Фридмана и других). 2. Организация дополнительно к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, общество, вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем и увеличение уровня благосостояния общества в целом (Э. Карнеги, Джон Д. Рокфеллера; фирм: «Леви Страус», «Procter & Gamble», «IBM», «Эпл Компьютер» и др.) |
14.
Аргументы в пользу социальной ответственности | Аргументы против социальной ответственности |
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы в обществе более благополучном с социальной точки зрения и у предприятия с привлекательным образом | 1. Нарушение принципа максимизации прибыли из-за направления ее части на социальные нужды |
2. Изменились социальные потребности, ожидания и необходимость в социальных преобразованиях в обществе | 2. Расходы организации на социальные нужды – издержки, ослабляют ее в конкуренции и переносятся через повышение цен на потребителя |
3. Бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами для решения социальных проблем | 3. Отсутствие четких показателей социальной ответственности предприятий, в отличии от экономических |
4. Моральное обязательство предприятия как члена общества вести себя социально ответственно и способствовать укреплению моральных основ общества | 4. Недостаток умения персонала предприятия разрешать социальные проблемы. Этим должны заниматься специалисты государственных учреждений и благотворительных организаций |
15.
Наши рекомендации