Создание территорий регионального инвестиционного развития
В целях активизации инвестиционной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры целесообразно создание территорий регионального инвестиционного развития (ТРИР), которые следует рассматривать как комплексный механизм реализации региональной политики и повышения инвестиционной и деловой активности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Под термином территория регионального инвестиционного развития следует понимать определяемую на конкурсной основе представителями регионального органа исполнительной власти часть территории субъекта Российской Федерации или входящую в его состав часть территории муниципального образования, в пределах которой созданы благоприятные условия для ускорения социально-экономического развития, осуществления предпринимательской деятельности и организации новых производств в различных сферах, за счет формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации привлечения инвестиций на этой основе.[76]
Решения по созданию территорий регионального инвестиционного развития представляют особый интерес, в связи с тем, что они реализуются субъектами Российской Федерации без поддержки федерального бюджета и без использования мер прямого федерального государственного регулирования, относящихся к полномочиям Российской Федерации. Решение о создании нескольких видов таких территорий регионального инвестиционного развития (ТРИР) уже принято на уровне субъектов Российской Федерации: к числу таких территорий, опыт создания и функционирования которых существует в регионах России, относятся зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ), центры регионального развития (ЦРР), особые экономические зоны регионального уровня (ОЭЗ РУ), а также территории опережающего развития регионального уровня (ТОР РУ) и др.
Безусловно, ключевой отличительной особенностью территорий регионального инвестиционного развития по сравнению с территориями федерального инвестиционного развития (например, с ОЭЗ федерального уровня, ТОСЭР) является более узкий набор мер государственной поддержки, более скромный перечень льгот, включающих только те преференции, которые регион может предоставить резидентам ТРИР в рамках своих полномочий. В то же время, существует несколько примеров достаточно успешных российских региональных практик создания и функционирования различных видов ТРИР, таких как Центры регионального развития (Пензенская область), Особые экономические зоны регионального уровня (Липецкая область), Территории опережающего развития регионального уровня (Чувашская Республика) и Зоны экономического благоприятствования (Кемеровская область, Республика Бурятия и др.), позволяющих организовать распространение передового управленческого опыта их создания и обеспечения эффективного функционирования в другие субъекты Российской Федерации без привлечения средств и полномочий федерального уровня государственного управления.
В целях создания ТРИР в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в законодательстве должно быть закреплено определение ее территории – как одного (или нескольких) муниципальных образований, либо части территории муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с производственной инфраструктурой, предназначенной для размещения и функционирования организаций, осуществляющих различные виды хозяйственной деятельности.
Возможно подразделение ТРИР на несколько типов по отраслевому признаку. В частности, в Кемеровской и Липецкой областях законодательно разрешено создание промышленно-производственного, агропромышленного, туристско-рекреационного и технико-внедренческого типов ТРИР. В Пензенской области никаких ограничений по видам деятельности ТРИР нет, а в Чувашской Республике законодательно разрешены ТРИР следующих типов: индустриальный парк, агропромышленный парк, логистический парк, технопарк, офисно-деловой парк и многофункциональный парк.
Инициаторами создания ТРИР в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре могут выступить: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципального образования, либо собственники земельных участков, предполагаемых для создания ТРИР.
В целях организации управления ТРИР целесообразно создание управляющей компании, однако, активное участие в управлении должны принимать и уполномоченные исполнительные органы государственной власти. Целесообразно также создание общественного наблюдательного совета.
Законодательно следует закрепить требование о том, что резидентами ТРИР могут выступать индивидуальные предприниматели или коммерческие предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, где размещается ТРИР. Целесообразно при этом не вводить ограничений по минимальным объемам инвестиционных проектов, намечаемых к реализации резидентами ТРИР, способствуя, таким образом, развитию малых форм экономической активности.
Для участников ТРИР должен быть предоставлен широкий набор преференций. Предоставляемые меры поддержки создания ТРИР и привлечения участников в ТРИР могут быть финансовые и нефинансовые.
Что касается финансовых мер поддержки, то участникам территорий регионального инвестиционного развития (резидентам и управляющим компаниям), зарегистрированным в реестре участников ТРИР, могут быть предоставлены следующие налоговые льготы:
- предоставление льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет (целесообразно использовать снижение налоговой ставки на 4-5 процентных пунктов (с 18% до 13-14 %) при общей системе налогообложения и на 10 процентных пунктов (с 15% до 5% - при упрощенной системе налогообложения));
- предоставление льготы по налогу на имущество организаций в части, зачисляемой в региональный бюджет, и по транспортному налогу (вплоть до полного освобождения от уплаты налогов);
- освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТРИР. Указанные освобождения могут предоставляться, например, сроком на пять календарных лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. В последующий период (например, в период с шестого по десятый календарный год включительно с момента возникновения права собственности на земельный участок у резидента ТРИР) налоговая ставка может быть снижена (например, составлять пятьдесят процентов от базовой ставки земельного налога).
Условием предоставления вышеуказанных льгот может выступать, например, определенная минимальная величина доли доходов, полученных участником ТРИР в результате экономической деятельности на территории ТРИР, которая должна составлять не менее 60-80 процентов за отчетный (налоговый) период.
Кроме налоговых льгот, целесообразно предоставить и другие финансовые меры государственной поддержки участникам ТРИР (резидентам и управляющим компаниям). В частности, целесообразно изменение сроков уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов (т.е. предоставление налогового кредита), а также предоставление субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным резидентом ТРИР для реализации проектов; предоставление субсидий из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на частичное возмещение затрат по разработке проектной документации и прохождению экспертизы инвестиционных проектов; содействие в создании объектов инфраструктуры ТРИР; предоставление в аренду земельных участков по льготной цене; предоставление государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на конкурсной основе.
Помимо мер финансовой поддержки в отношении участников ТРИР, целесообразно также оказывать поддержку и муниципальным образованиям автономного округа, на территории которых создается ТРИР – в виде предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию региональных инвестиционных проектов и на развитие ТРИР.
Что касается мер нефинансовой поддержки создания ТРИР, то в целях обеспечения их динамичного развития, превращения их в инструмент создания благоприятного инвестиционного климата и в точки роста предпринимательской активности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, необходимо обеспечить предоставление на соответствующих территориях беспрецедентно выгодных (по сравнению с остальной территорией автономного округа) условий для осуществления предпринимательской деятельности - в виде эксперимента[77], который впоследствии, в случае успешной апробации, может быть распространен и на другие территории автономного округа.
К таким мерам можно отнести консультационные и образовательные услуги, юридические услуги, услуги по бизнес-планированию, консультирование по подбору земельного участка, кадровые услуги, рекламные и информационные услуги и т.п.
В составе мер нефинансовой поддержки участников ТРИР наиболее целесообразными мерами, способными в совокупности создать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности в рамках ТРИР, являются:
- выявление свободных земельных участков в границах муниципальных образований автономного округа, у которых имеется потенциал использования в качестве территорий регионального инвестиционного развития, с целью обеспечения широкого выбора земельных участков для инвесторов;
- инфраструктурное обустройство выявленных свободных земельных участков в границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, у которых имеется потенциал использования в качестве территорий регионального инвестиционного развития;
- передача резидентам ТРИР в аренду целевым назначением на льготных условиях объектов недвижимости, расположенных на территории регионального инвестиционного развития и находящихся в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры или в муниципальной собственности;
- организация сопровождения инвестиционных проектов в виде оказания консультативных, правовых, организационных услуг в режиме «одного окна», в частности, организация контактов с местными властями и предприятиями, помощь в решении административных вопросов, организация и сопровождение переговоров и визитов, разработка бизнес-планов и др., обеспечение взаимодействия инициаторов проектов с финансовыми институтами и институтами развития по вопросам финансирования инвестиционного проекта; проведения подготовительных, согласовательных и разрешительных процедур в ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов, включая мониторинг соблюдения сроков ответов и процедур в соответствии с административными регламентами и иными нормативными правовыми документами;
- обеспечение информационной поддержки деятельности участников ТРИР, включая организацию семинаров, конференций, форумов и круглых столов по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов и др.;
- обеспечение кадровой поддержки участников ТРИР, включая организацию бесплатных образовательных программ для предпринимателей и их сотрудников, проводимых на базе образовательных центров, с последующей выдачей удостоверения о повышении квалификации или сертификата об окончании курсов, а также содействие обеспечению резидентов ТРИР квалифицированными кадрами с учетом типа (специализации) ТРИР.
Создание ТРИР на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры может быть осуществлено в несколько этапов:
1 этап создания ТРИР - принятие решения о целесообразности создания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры территорий регионального инвестиционного развития, которое должно получить законодательное оформление;
2 этап создания ТРИР - в рамках законодательного обеспечения создания ТРИР органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, прежде всего, должны разработать и принять пакет нормативных документов, включая Закон «О территориях регионального инвестиционного развития», в котором дать определения территории регионального инвестиционного развития (ТРИР), участников (в том числе, резидентов и управляющих компаний) ТРИР, возможных инициаторов создания ТРИР, а также сформулировать общие положения по управлению ТРИР, определить типы ТРИР (в том случае, если будет предусмотрена их классификация), установить порядок создания ТРИР, определить полномочия органов законодательной и исполнительной власти автономного округа в сфере создания и функционирования ТРИР, предусмотреть наличие конкурсной процедуры отбора заявок, определить основные критерии отбора территорий для создания ТРИР, установить условия прекращения функционирования ТРИР, определить возможные меры поддержки участников ТРИР и формы отчетности.
3 этап создания ТРИР - в целях стимулирования создания ТРИР и привлечения участников в ТРИР органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предстоит также сформировать пакет мер по поддержке соответствующей деятельности, для чего разработать и принять изменения в законодательство о налогах, гарантиях и др., а также предложить максимально возможный спектр нефинансовых мер поддержки их деятельности;
4 этап создания ТРИР - в целях стимулирования создания ТРИР и привлечения участников в ТРИР органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры необходимо также обеспечить надлежащую информационную поддержку соответствующей деятельности;
5 этап создания ТРИР - организационное обеспечение создания ТРИР включает проведение конкурса по отбору заявок о создании территорий регионального инвестиционного развития, в результате которого должны быть определены победители - муниципальные образования в составе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на территории которых будут организованы ТРИР, а также – создание органов управления ТРИР;
6 этап создания ТРИР - в рамках функционирования ТРИР все участники ТРИР, а также органы управления ТРИР осуществляют закрепленные за ними функции.
7 этап создания ТРИР - в целях оценки эффективности деятельности ТРИР соглашением о создании на территории муниципального образования ТРИР должно быть предусмотрено регулярное предоставление в уполномоченный орган главами администраций муниципальных образований, на территории которых функционирует ТРИР, отчетности о результатах реализации мероприятий по развитию ТРИР и о результатах функционирования ТРИР.
Последовательная реализация вышеуказанных этапов призвана обеспечить создание на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры территорий регионального инвестиционного развития (ТРИР), которые следует рассматривать в качестве эффективных апробированных механизмов улучшения регионального инвестиционного климата.
В рамках реализации Инвестиционной стратегии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры может быть создано 8 территорий регионального инвестиционного развития в период с 2017 по 2020 годы (по 2 ежегодно) и еще 4 ТРИР в период 2020-2030 гг. При соблюдении намеченного графика создания и обеспечении активной политики привлечения инвесторов-резидентов ТРИР, совокупные объемы инвестиций в основной капитал резидентов территорий регионального инвестиционного развития могут возрасти со 100 млн.рублей в 2017 году (исходя из расчетной оценки – по 50 млн. рублей на каждую ТРИР) до 1,5 млрд. рублей в 2030 году.
Особенно важно, что целью создания ТРИР выступает, в первую очередь, решение задач регионального и муниципального развития - повышение уровня социально-экономического развития отстающих, депрессивных и кризисных территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за счет формирования наиболее благоприятных условий для их комплексного развития путем обеспечения привлекательной инвестиционной среды, условий для организации новых производств и оказания новых услуг, для диверсификации экономики, для создания новых рабочих мест, а также - для расширения доходной базы бюджетов всех уровней на этой основе.
Выделение территорий опережающего развития, а также применение иных форм регионального развития, обеспечивающих комплексный характер развития территорий (особые экономические зоны, зоны территориального развития, территориальные кластеры, городские агломерации и т.п.), т.е. активное формирование полюсов (или точек) роста с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов, с последующим распространением, с одной стороны, их позитивного воздействия на окружающие территории путем вовлечения все большего числа различных видов ресурсов в единые цепочки создания добавленной стоимости, а с другой стороны, опыта их успешного создания и функционирования на другие территории, становятся одними из ключевых механизмов реализации региональной политики на современном этапе.