Создание благоприятного инвестиционного климата в рф в xxi в.

Ключевым условием развития экономики на ближайшую перспективу является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Большинство прямых и косвенных субсидий неэффективным предприятиям, дискриминационное использование государственной помощи необходимо отменить. Государство должно постепенно отойти от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

Для решения этих задач в предстоящий период необходимо организовать работу по проведению максимальной детализации в законах, правовых актах Президента РФ и Правительства РФ действий органов государственной власти по регулированию предпринимательской деятельности.

Правительство РФ намерено радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременным установлением правил надзора и введением ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию. Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы.

В целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов (в первую очередь для субъектов малого бизнеса), упорядочить и упростить порядок лицензирования видов деятельности, установить единый предельный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Разработка закона о реорганизации и ликвидации юридических лиц должна обеспечить защиту прав кредиторов и собственников таких организаций.

Прозрачность деятельности предприятий и организаций будет обеспечиваться на основе введения международных стандартов финансовой отчетности, неукоснительного исполнения законодательства об открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности.

Особое внимание Правительство РФ уделит формированию организованных рынков, в том числе разработке биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажение рыночных цен.

Основными задачами государственной инновационной политики на ближайшую перспективу являются:

- определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

- обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

Правительство РФ намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков. Одновременно будут проводиться санация и закрытие неэффективно работающих организаций, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой. Особое внимание Правительство РФ уделит защите прав на интеллектуальную собственность, разработке жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав. Будут закреплены в законодательном порядке механизмы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе полученных за счет средств федерального бюджета. Предполагается принятие закона о секретных изобретениях и о внесении изменений и дополнений в Патентный закон. Доказано, что инвестиционный спрос является тем звеном, который вытянет всю цепь экономических отношений из депрессии и обеспечит высокоэффективный экономический рост.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций является для российской экономики важнейшей задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

¨ пополнение собственного капитала российских предприятий;

¨ аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг;

¨ пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти.

Привлечение иностранного капитала в форме прямых или портфельных инвестиций требует устойчивого валютного рынка в России.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК РОССИИ

Валютный рынок ¾ это механизм проведения валютных операций, формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов.

Разрабатывая и проводя определенную макроэкономическую политику, государство влияет на механизм функционирования валютного рынка.

Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств.

Содержание валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленных на эффективное использование этих средств.

Конкретные направления валютной политики в России определяет валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк, а конкретными исполнителями ¾ уполномоченные коммерческие банки и другие субъекты внутреннего валютного рынка.

Центральный банк (ЦБ) управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте на территории России и за ее границей, выдает разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту и на открытие текущих и депозитных счетов за границей. При недобросовестном выполнении коммерческим банком своих функций ЦБ может лишить его валютной лицензии.

В то же время ЦБ оказывает воздействие на валютный рынок и чисто административными методами. Согласно инструкции хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны продавать 50% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг через уполномоченные банки. С 1 января 1999 г. ставка обязательной продажи валютной выручки возросла до 75%. В то же время предприятия и организации не имеют права покупать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке в целях спекулятивной игры на разнице курсов валют во времени.

Коммерческие банки как основные субъекты валютного рынка России строят свою деятельность в двух основных направлениях:

¨ обслуживание клиентской базы по валютно-обменным операциям;

¨ спекулятивная торговля иностранной валютой в целях получения дохода.

Если в первом случае банки имеют гарантированный доход (в виде комиссии или разницы в курсах), то во втором их деятельность на рынке связана с определенными валютными рисками (потери, связанные с изменением курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте) и с рисками непоставки на свои счета купленных денежных средств в силу неплатежеспособности своих контрагентов.

Степень валютного риска непосредственно отражается на результатах будущих валютных операций. Для уменьшения риска неполучения купленной валюты от своего контрагента в России, как и в мировой практике, между банками-партнерами устанавливаются взаимные лимиты на конверсионные операции.

Снижение степени риска по конверсионным операциям увеличивает ликвидность внутреннего валютного рынка, что является немаловажным критерием в его оценке и анализе. Для снижения своих валютных рисков аналитические отделы коммерческих банков занимаются прогнозированием динамики валютных курсов.

Универсального метода прогнозирования валютных курсов нет. Поэтому для уменьшения потенциальных валютных рисков эффективно прибегать к практическим методам их страхования (хеджированию).Методы хеджирования валютных рисков ¾ это финансовые операции, позволяющие либо полностью, либо частично уклоняться от рисков получения убытков, возникающих в связи с ожидаемыми тенденциями изменения валютного рынка.

Сущность основных методов хеджирования сводится к тому, чтобы проводить валютно-обменные операции до того, как произойдет неблагоприятное колебание на рынке, либо компенсировать убытки от подобных колебаний за счет параллельных сделок с валютой, курс которой изменяется в противоположном направлении. Сделки типа «swap», форвардные операции, торговля валютными фьючерсами и опционами ¾ основные методы хеджирования проводимых валютно-обменных операций, которые удачно используются российскими коммерческими банками на внутреннем валютном рынке РФ.

Связь коммерческих банков с хеджированием проявляется двояким образом: с одной стороны,банк может применять методы страхования валютных рисков в повседневной практике своей финансовой деятельности по управлению собственными валютными ресурсами; с другой стороны,хеджирование во многих случаях является той услугой, которую банки предлагают своим клиентам на валютном рынке.

Выполнение всех операций на валютном рынке, связанных с хеджированием рисков, требует особого внимания и умения, и не случайно западные бизнесмены называют хеджирование не наукой, а искусством, которым должен обладать каждый банк, желающий добиться успеха на валютном рынке.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Наши рекомендации