Государственная поддержка сельского хозяйства


Принцип справедливой конкуренции в Соглашении по сельскому хозяйству наиболее последовательно реализован в отношении бюджетного финансирования. Все меры внутренней поддержки классифицируются на основе главного критерия: оказывают ли они «искажающее» воздействие на торговлю и производство.
Группа мер так называемой «зеленый корзины» включает меры государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю или воздействие на производство. Данные меры финансируются из государственного бюджета (а не за счет средств потребителей) и не имеют следствием поддержание цен производителей.
Государственные расходы в рамках «зеленой корзины» могут осуществляться по следующим направлениям:

  • Научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;
  • Ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;
  • Содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;
  • Совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений), за исключением операционных расходов на поддержание ее функционирования;
  • Содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  • Обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, улучшение землепользования и т.д.
  • Поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;
  • Страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихий-ных бедствий;
  • Содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства;
  • Охрана окружающей среды;
  • Программы регионального развития.

Учитывая минимальное негативное воздействие на торговлю, меры «зеленой корзины»освобождаются от обязательств по «связыванию» и сокращению. Государство вправе финансировать вышеупомянутые программы в любом необходимом объеме, исходя из возможностей бюджета.
Такой же режим действует в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства («голубая корзина»). Соответствующие расходы должны выделяться на фиксированные сельскохозяйственные площади или фиксированное поголовье.
Меры внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и влияющие на производство, классифицируются как меры «желтой корзины»:

  • Дотации на продукцию животноводства и растениеводства;
  • Дотации на племенное животноводство;
  • Дотации на элитное семеноводство (на реализованные семена);
  • Дотации на комбикорма;
  • Компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
  • Компенсация части затрат на энергоресурсы;
  • Компенсация части расходов по повышению плодородия почв;
  • Компенсация стоимости техники, приобретенной в порядке встречной продажи сельхозпродукции;
  • Расходы на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем;
  • Расходы лизингового фонда;
  • Расходы на создание сезонных запасов запчастей и материально-технических ресурсов;
  • Капиталовложения производственного назначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство;
  • Ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию;
  • Предоставление производителю товаров (услуг) по ценам ниже рыночных;
  • Закупка у производителя товаров (услуг) по ценам выше рыночных;
  • Льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и регионального бюджетов, включая списание и пролонгацию долгов;
  • Льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции.

В отношении вышеупомянутых мер внутренней поддержки государство должно взять обязательства по сокращению бюджетного финансирования. Максимально допустимый уровень поддержки рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов на меры «желтой корзины» за по-следние три года (базовый период), как на федеральном, так и на региональном уровне.

Наши рекомендации