Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли
Разновидностью метода прямых издержекявляется метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяетуправлять сокращенными затратами по отклонениям и требует проведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению его рентабельности.
Параметрические методы. Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К ним относятся методы удельной цены, баллов и регрессии (табл. 6).
Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
Таблица 6
Формирование цен методом стандартных прямых издержек (тыс.руб.)
Наименование элемента | Содержание методов | Методика расчета |
1. Метод удельной цены | Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. | Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. |
2. Метод баллов | Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму: 1) Отбор основных параметров. 2) Начисление баллов по каждому параметру. 3) Суммирование баллов по базовому и исходному товару. 4) Расчет цены на товары по соотношению суммарных баллов. | Цена на новый товар (ЦН) определяется по формуле: где — цена базисного товара; — бальная оценка i-го параметра нового товара; — бальная оценка i-го параметра базисного товара (эталона). |
3. Метод регрессии | Состоит в определении эмпирических формул (регрессивных уравнений) зависимости цен от нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. | Цена выступает как функция от параметров: Ц=f (Х1, Х2, Х3, …, Хn), где Х1,Х2,Х3,…,Хn —основные параметры качества товара. |
Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.
Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.
Тест
1. Что представляет собой цена товара в рыночной экономике:
а) денежное выражение стоимости товара;
б) потребительную стоимость товара,
в) сумму общественно необходимых затрат;
г) денежную сумму на оплату добавочного труда;
д) денежную сумму, уплаченную за товар?