Методика оценки уровня конкурентоспособности автотранспортного предпринимателя (автопредприятия).
Уровень конкурентоспособности автотранспортных предпринимателей рекомендуется оценивать по совокупности следующих основных факторов:
1. Соотношения спроса на перевозки грузов и услуги.
2. Уровнем издержек на перевозки грузов и услуги, оцениваемый величиной расходов на 1 руб. доходов предпринимателя.
3. Качества транспортного обслуживания клиентуры.
4. Количества видов перевозок, выполняемых автотранспортным предпринимателем.
5. Обеспеченности автотранспортного предпринимателя ресурсами (производственно-технической базой и подвижным составом).
Величина каждого фактора определяется, как правило, расчетным путем, исходными данными для которого должны служить отчетные данные предприятия автотранспортного предпринимателя за определенный период времени (год, квартал, полугодие, месяц), недостающие данные, особенно касающиеся таких факторов как качество транспортного обслуживания, рекомендуется оценивать экспертными методами.
В зависимости от величины каждого фактора ему присваивается определенный коэффициент конкурентоспособности К, характеризующий его высокую, среднюю конкурентоспособность или неконкурентоспособность.
Итоговый интегральный показатель конкурентоспособности в целом по предприятию автотранспортного предпринимателя (П) предлагается определять как средневзвешенную величину полученных факторных коэффициентов:
, где
К - суммарное значение коэффициентов, рассчитанных для соответствующих факторов,
П - количество факторов.
Общий уровень конкурентоспособности автотранспортного предпринимателя предлагается оценивать, исходя из следующих интегральных показателей (П):
- при П от 0,7 до 1 - высокий уровень конкурентоспособности,
- при П от 0,5 до 0,69 - средний уровень конкурентоспособности,
- при П менее 0,5 - неконкурентоспособность.
Коэффициенты конкурентоспособности по отдельным факторам оцениваются следующим образом.
1. Соотношение спроса и предложения на перевозки и услуги.
При определении этого соотношения рекомендуется исходить из принципов рыночной экономики, которые предусматривают необходимость превышения предложения над спросом. С учетом этого принимаем, что предложение автотранспортного предпринимателя на выполнение транспортной работы, выраженное в возможном объеме перевозок грузов, рассчитанном через провозные возможности предпринимателя, должно превышать спрос на перевозки, выраженный через объем перевозок грузов, выполненный предпринимателем за определенный период времени.
Учитывая зарубежный опыт и исследования по определению размера оптимального резерва производственных ресурсов на транспорте и в других отраслях, при оценке уровня конкурентоспособности предпринимателя по данному фактору можно принять в качестве оптимальной величину резерва (т.е. превышение предложения над спросом) в размере 20 %. Уменьшение или увеличение этой величины снижает показатель уровня конкурентоспособности предпринимателя.
Так, если резерв провозных возможностей предпринимателя слишком велик (более 20 %), то может случиться, что некоторые провозные возможности останутся невостребованными в течение длительного времени, что только увеличит накладные расходы предпринимателя на содержание излишнего парка.
Если резерв будет слишком мал (менее 20%), то может возникнуть ситуация, при которой будет спрос на перевозки, но он останется неудовлетворенным из-за отсутствия провозных возможностей.
Таким образом, коэффициент конкурентоспособности АТП по данному фактору должен рассчитываться следующим образом:
, где
Qвып - выполненный предпринимателем объем перевозок грузов в т или грузооборот в ткм за соответствующий период времени;
Qвозм - возможный объем перевозок грузов предпринимателя за определенный период времени в тоннах или возможная транспортная работа в ткм, рассчитанная с учетом провозных возможностей данного предпринимателя и местных условий перевозок (среднего расстояния, структуры парка и т.п.).
В качестве дополнительного фактора при оценке конкурентоспособности предпринимателя можно использовать показатели спроса и предложения на транспортно-экспедиционные и другие услуги, выполняемые предпринимателем. Эти показатели рекомендуется выражать в возможной и достигнутой величине доходов от этих операций.
Возможные соотношения спроса и предложения на перевозки и услуги и их оценка с позиции конкурентоспособности предпринимателя приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1