Методические указания к выполнению задания. 1. Необходимо рассчитать показатели, характеризующие заня­тость населения к началу прогнозируемого периода: числен­ность трудовых ресурсов и их распределение;

1. Необходимо рассчитать показатели, характеризующие заня­тость населения к началу прогнозируемого периода: числен­ность трудовых ресурсов и их распределение; количество за­нятого и незанятого населения; численность экономически активного населения; число безработных и уровень безрабо­тицы.

2. Определить высвобождающихся работников в результате процессов приватизации и структурной перестройки. При этом учесть, что на рынок труда придут не все высвобождаемые работники.

3. Рассчитать общую численность и структуру предложения на рынке труда в прогнозируемом периоде. Модель рынка труда показать в таблице.

Предложения труда по источникам поступления тыс.чел. Спрос труда по направлениям производства тыс.чел.
Незанятое население в трудоспособном возрасте на начало прогнозируемого периода, в т.ч.: - безработные, получающие пособия   Заявление вакансии рабочих мест всего, в т.ч.: ________________ ________________ ________________  
Общее высвобождение работников в прогнозируемом периоде:, в т.ч.: - за счет приватизации - за счет структурных изменений в экономике     Удовлетворенный спрос с учетом структуры  
Высвобождаемые рабочие места в связи с выходом работников на пенсию, в т.ч.: - подлежащие замещению по новому контракту найма    
Молодежь   Высвобождаемые рабочие места в связи с текучестью кадров  
Женщины после декретного отпуска   Другие направления спроса  
Отслужившие военнослужащие      
Освободившиеся из ИУ      
Беженцы      
Текучесть кадров      
Другие источники      
Итого:   Итого:  
Превышение спроса над предложением   Превышение предложения над спросом  

4. Сравнить показатели, характеризующие состояние занятости населения на конец прогнозируемого периода, с аналогичными показателями базового периода. Выполнить анализ в наглядной таблице и сделать выводы.

Показатели На начало прогнозируемого периода На конец прогнозируемого периода Изменение
чел. %
Численность населения области        
Численность населения в трудоспособном возрасте        
Численность трудовых ресурсов        
Находящиеся на учебе        
Незагнятые трудовой деятельностью        
Безработные - из них получающие пособие по безработице        
Занятые в экономике        
Экономически активное население        
Уровень безработицы        

5. Сформулировать предложения по смягчению безработицы при рыночных отношениях в экономике.

Задание для контрольной работы (для обучающихся заочной формы)

Вариант 1

1. Гендерный подход к анализу труда и занятости.

2. Социальные факторы повышения эффективности труда рабочих на предприятии.

3. Решить задачу.

В ООО «Моника» установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). По состоянию на 1 декабря в организации трудились 105 человек, из них 100 человек работали по трудовым договорам (в том числе двое внешних совместителей), а пять — по гражданско-правовым. Один сотрудник уволился 10 декабря, еще двое — 22 декабря. Два человека были приняты на работу по трудовому договору с 13 декабря и еще двое — с 27 декабря.

В течение декабря четыре работника направлялись в служебные командировки по России (с 1 по 3 декабря и с 20 по 23 декабря), пять работников находились в ежегодных оплачиваемых отпусках (использовали остатки отпусков за год). Один работник болел с 7 по 14 декабря, что подтверждается листком нетрудоспособности. Две сотрудницы в течение всего месяца находились в отпусках по уходу за ребенком, еще одна ушла в отпуск по беременности и родам с 3 декабря.

Определите списочную численность сотрудников за каждый день и среднесписочную численность работников, учитывая, что 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26 - выходные.

Вариант 2

1. Направления деятельности и структура МОТ.

2. Основные проблемы экономики и социологии труда в условиях становления рыночных отношений.

3. Решить задачу.

Среднесписочная численность работников ООО «Моника» по месяцам года составила:

за январь — 80 чел.;

февраль — 89 чел.;

март — 96 чел.;

апрель — 99 чел.;

май — 103 чел.;

июнь — 101 чел.;

июль — 106 чел.;

август — 110 чел.;

сентябрь — 102 чел.;

октябрь — 100 чел.;

ноябрь — 100 чел.;

декабрь — 95 чел.

Найти среднесписочную численность работников за год.

Вариант 3

1. Место труда в системе жизненных ценностей работника.

2. Нетрадиционные системы оплаты труда.

3. Решить задачу.

ООО «Квадрига» было зарегистрировано 1 августа 2012 года, однако приступило к работе лишь в октябре 2010 года. В августе и сентябре в организации числился только один работник — ее учредитель (единственный участник). В указанный период он являлся также генеральным директором организации и ему начислялась заработная плата. Среднесписочная численность работников ООО «Квадрига» за остальные месяцы 2012 года составила (с учетом генерального директора):

за октябрь — 55 чел.;

ноябрь — 78 чел;

декабрь — 125 чел.

Определите среднесписочную численность организации за 2012 г.

Вариант 4

1. Добровольная текучесть: факторы, социально-экономические последствия.

2. Зарубежный опыт решения проблем занятости населения.

3. Решить задачу.

Определить месячную норму обслуживания одного продавца секции «Обувь», если продолжительность рабочей смены – 480 мин.; норма времени на один отпуск – 246 с.; доля основного времени – 0,4; количество отпусков, приходящихся на одного обслуженного покупателя, – 1,3; сумма оборота, приходящаяся на одного покупателя, – 500 руб.; количество рабочих дней в месяце – 21.

Вариант 5

1. Причины различий в заработной плате.

2. Взаимосвязь общего уровня культуры работников и их отношения к труду.

3. Решить задачу.

Начало хронометрических наблюдений – 10 ч. 11 мин., окончание – 10 ч. 42 мин. Время ожидания начала работы – 0,18 мин. Сумма времени, затраченного на приготовление блюда, - 30,1 мин. Время ожидания окончания хронометража – 0,42 мин. Определить величину ошибки проведения хронометража.

Вариант 6

1. Влияние форм собственности на трудовое поведение.

2. Повышение конкурентоспособности незанятого населения.

3. Решить задачу.

Норма выработки увеличится на 20%. На сколько изменится норма времени?

Вариант 7

1. Факторы трудовой мобильности.

2. Качество рабочей силы: понятие, подходы к определению.

3. Решить задачу.

Оперативное время на приготовление омлета составляет 10 мин., подготовительно заключительное время составляет 1,5 мин., время на отдых и личные надобности 3,5% от оперативного времени. Рабочий день - семичасовой. Требуется определить норму выработки в смену.

Вариант 8

1. Коллективные системы оплаты труда: опыт, перспективы развития.

2. Особенности миграции и мобильности рабочей силы на российском рынке труда.

3. Решить задачу.

Рассчитать норму явочной численности работников для обслуживания 150 единиц оборудования, если средняя норма времени обслуживания единицы оборудования – 1,35 чел.-час, время смены – 8 часов, номинальный фонд рабочего времени – 236 дней, реальный фонд рабочего времени на одного работника в год – 218 дней.

Вариант 9

1. Особенности рынка труда в России.

2. Эффективность и производительность труда.

3. Решить задачу.

Основное время на производство салата равно 26 мин, вспомогательное 12 мин, время по техническому обслуживанию рабочего места равно 2% от основного, время на организационное обслуживание рабочего места и время на отдых и личные надобности – 9% от оперативного. Количество салатов в партии - 35 шт., подготовительно-за­ключительное время 10 мин в смену. Определить нормы штучного, штучно-калькуляционного времени, норму времени на изготовление всей партии.

Вариант 10

1. Профсоюзы: экономические и политические цели, участие в управлении, модели переговоров.

2. Национальные модели регулирования трудовых отношений.

3. Решить задачу.

Рассчитать косвенную норму выработки для вспомогательных рабочих ресторана, если норма обслуживания равна 8 чел. со средней нормой выработки 125 условных блюд в смену.

Вопросы к зачету

1. Труд: экономическая сущность и содержание, особенности как объекта исследования.

2. Роль труда в жизни человека и общества. Формы проявления труда.

3. Функции, характер, разновидности труда.

4. Появление и развитие науки о труде.

5. Структура наук о труде и персонале, их взаимосвязь с другими науками.

6. Методы исследования и источники информации о трудовых ресурсах.

7. Население, трудовые ресурсы, рабочая сила, трудовой потенциал: сущность, содержание понятий.

8. Ресурсы труда и их воспроизводство. Сущность, виды, режимы, фазы или стадии воспроизводства ресурсов труда.

9. Структура трудовых ресурсов. Экономически активное и неактивное население. Балансы трудовых ресурсов.

10. Трудовой потенциал: показатели, структура, способы оценки.

11. Качество трудовой жизни: показатели, способы оценки.

12. Производительность труда и факторов производства: понятие, значение, показатели, методы определения.

13. Факторы и резервы роста производительности труда.

14. Понятие рынка труда, его элементы, функции, виды.

15. Модели рынков труда.

16. Модели сегментирования рынка труда.

17. Занятость населения и безработица.

18. Причины, виды, последствия и показатели безработицы.

19. Государственная политика в области занятости.

20. Сущность, содержание организации труда.

21. Задачи, функции и принципы научной организации труда.

22. Элементы и формы организации труда: разделение и кооперация труда, организация рабочих мест и их обслуживание.

23. Приемы и методы организации труда, условия труда на предприятии.

24. Формы организации труда и их эффективность.

25. Сущность, содержание и значение нормирования труда.

26. Производственный и трудовой процессы.

27. Состав и методы изучения затрат рабочего времени.

28. Виды норм труда. Состав нормы труда.

29. Нормативы для нормирования труда. Методы нормирования труда.

30. Сущность, содержание и функции заработной платы.

31. Рыночный механизм установления заработной платы.

32. Государственные минимальные социальные стандарты, связанные с оплатой труда.

33. Регулирование оплаты труда в системе социального партнерства на основе соглашений.

34. Способы и элементы организацииоплаты и материального стимулирования труда.

35. Тарифное нормирование заработной платы.

36. Формы и системы оплаты труда.

37. Доплаты и надбавки к тарифной части заработной платы. Премирование персонала.

38. Бестарифные системы оплаты труда.

39. Задачи и формы планирования труда.

40. Определение трудоемкости производственной программы. Планирование численности персонала.

41. Методы планирования производительности труда.

42. Планирование средств на оплату труда.

43. Сущность уровня жизни и факторы, его определяющие.

44. Классификация показателей и методика оценки уровня жизни.

45. Взаимосвязь повышения уровня жизни и эффективности труда.

46. Источники формирования и структура доходов населения.

47. Дифференциация доходов различных социальных групп.

48. Влияние инфляции на уровень жизни населения.

49. Принципы формирования новой системы социальной защиты работников.

50. Сущность и регулирование социально-трудовых отношений при развитии рынка труда.

51. Структурные составляющие в системе социально-трудовых отношений.

52. Показатели и критерии оценки социально-трудовых отношений.

53. Основные принципы и система социального партнерства.

54. Проблемы развития социального партнерства в России.

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1. Байчерова, А.Р. Экономика труда : курс лекций / А.Р. Байчерова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь : Агрус, 2013. - 177 с. : схем. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277469.

2. Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом : Учебник для бакалавров / В.А. Коноваленко, М.Ю.Коноваленко, А.А. Соломатин. – М. Издательство Юрайт, 2014. – 477 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

3. Курочкин В. Н. Организация, нормирование и оплата труда [Электронный ресурс] / В. Н. Курочкин. - М.|Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 234 с. - Режим доступа: http://business-library.ru/book_254126_organizatsiya_normirovanie_i_oplata_truda.

4. Маслова В.М. Управление персоналом : учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 492 с. – Серия Бакалавр. Базовый курс.

5. Митрофанова, И.А. Экономика труда: теория и практика : учебное пособие / И.А. Митрофанова, А.Б. Тлисов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 148 с. : схем., табл. - Библиогр.: с. 141-143. - ISBN 978-5-4475-3616-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258905.

6. Сарабский, А. А. Экономика труда [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Сарабский. - Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2013. - 157 с. - 978-5-87203-332-5. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144654.

7. Скляревская, В.А. Экономика труда : учебник [Электронный ресурс] / В.А. Скляревская. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 304 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230052.

б) дополнительная литература:

1. Конвенции Международной организации труда.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2016.

4. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О.Экономика труда. – М.: Юрайт, 2011.

5. Вайсбурд, В. А. Экономика труда [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Вайсбурд. - М.: Омега-Л, 2011. - 376 с. - 978-5-370-01703-2. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54717.

6. Володько, О.В. Экономика организации : учебное пособие [Электронный ресурс] / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 400 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143824.

7. Гейхман, В.Л. Трудовое право: учебник для бакалавров / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева.- 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014 .- 548 с. – Серия : Бакалавр. Углубленный курс.

8. Иванова Т. Б., Козлов А. А., Алексеенко В. Б. Рынок труда в России [Электронный ресурс] / Т. Б. Иванова, А. А. Козлов, В. Б. Алексеенко. - М.: Российский университет дружбы народов, 2011. - 224 с. - Режим доступа: http://business-library.ru/book_116045_Rynok_truda_v_Rossii_Uchebnoe_posobie.

9. Каменский, А. С. Экономика труда. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. С. Каменский, И. А. Дубровин. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 230 с. - 978-5-394-01349-2. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112224.

10. Карташова Л.В.Управление человеческими ресурсами : Учебник. – М. : ИНФРА – М, 2013. – 235 с. – (Учебник для программы МВА).

11. Клищ, Н.Д. Учет расчетов по оплате труда [Электронный ресурс] / Н.Д. Клищ. - М. : Лаборатория книги, 2011. - 167 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142852.

12. Мазин, А. Л. Экономика труда [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Л. Мазин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 619 с. - 978-5-238-01419-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118267.

13. Нормативные правовые документы, которыми следует руководствоваться при организации работы по направлениям охраны труда. [Электронный ресурс] – Воронеж, 2013. - URL:http://www.vobkom.ru/dop/docs/ib1308.doc.

14. Персональный менеджмент: учебник / Под ред. С.Д.Резника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2013. – 559с. – (Высшее образование).

15. Правовые основы охраны труда [Электронный ресурс] / Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 108 с. - Режим доступа:http://business-library.ru/book_312304_pravovyie_osnovyi_ohranyi_truda.

16. Сабирова, Л.Т. Внутрифирменная политика оплаты труда. Теория и современная практика [Электронный ресурс] / Л.Т. Сабирова, Т.Ю. Стукен. - Омск : Омский государственный университет, 2011. - 232 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238051.

17. Сергеев А. Г., Баландина Е. А., Баландина В. В. Менеджмент и сертификация качества охраны труда на предприятии [Электронный ресурс] / Е. А. Баландина, В. В. Баландина, А. Г. Сергеев. - М.: Логос, 2013. - 216 с. - Режим доступа:http://business-library.ru/book_233788_menedjment_i_sertifikatsiya_kachestva_ohranyi_truda_na_predpriyatii_uchebnoe_posobie.

18. Стрелкова Л. В., Макушева Ю. А. Труд и заработная плата на промышленном предприятии [Электронный ресурс] / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 352 с. - Режим доступа: http://business-library.ru/book_117162_Trud_i_zarabotnaya_plata_na_promyshlennom_predpriyatii_Uchebnoe_posobie.

19. Уколов, Ю.Д. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. Практикум : учебное пособие [Электронный ресурс] / Ю.Д. Уколов. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - 88 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228889.

20. Яковенко, Е. Г. Экономика труда [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Г. Яковенко, Н. Е. Христолюбова, В. Д. Мостова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - 5-238-00644-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118366.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

– СПС «Консультант Плюс»;

– СПС «Гарант»;

– Интернет-источники:

Журнал «Российская торговля» http://ros-torg.net/index.php.

Журнал «Человек и труд» http://www.chelt.ru/list.html.

Журнал «Эксперт» http://www.expert.ru/printissues/expert.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ http://www.minzdravsoc.ru.

Минпромторг России http://www.minpromtorg.gov.ru.

Правительство РФ www.government.ru.

Правовой портал Кадис http://www.kadis.ru.

Предпринимательское право www.businesspravo.ru.

Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru.

Федеральная служба по труду и занятости www.rostrud.info.

Федерация независимых профсоюзов России www.fnpr.ru.

Заключение

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы обучающихся, так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Основным принципом организации самостоятельной работы обучающихся является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающихся в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

Учебно-методическое издание

Нестерова Светлана Игоревна

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Методические рекомендации

Корректор Петрова И.Н.

Подписано к печати 01.09.2016.

Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная.

Печать ризограф.

Тираж 100 экз.

Международный институт рынка

443030, Самара, ул. Г.С.Аксакова, 21

Наши рекомендации