Коммуникационные стили и сети
Коммуникации в мен-те.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Коммуникации на предприятии (внутренние) делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, вертикальные же делятся в свою очередь на восходящие и нисходящие. Восходящие коммуникации - это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всегореализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложений.Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным (передача сотрудникам указаний). Горизонтальные коммуникации - это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые Ile подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией. Внешние коммуникации - обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой, позволяет ему быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов, а так же отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются навербальные и невербальные. Вербальные коммуникации - это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными. При работе предприятия особое значение имеет письменная форма (документооборот), так как при судебных разбирательствах во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства. Невербальные коммуникации - это общение с помощью мимики, жестов, взглядов. В процессе общения вербальные и невербальные символы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Это связано с тем что невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. В настоящее время невербальному общению уделяется 'особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.
Коммуникационные стили и сети
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в
коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков
Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.
Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах
этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания.
Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение
разрыва между посланным и полученным значением.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и
диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от
начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными
по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между
начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с
другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает
реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры
заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное
направление.
Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает
строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных
стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много
подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то,
как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным
стилем.
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две
переменные, как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи.
Можно выделить пять стилей межличностной коммуникации:
открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя
другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего
этот стиль.
реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и
максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является
желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в
статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться
от него.
замыканием в себе,т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи.
Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его.
Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать
свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со
скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.
с защитой себя и,характеризуется низким уровнем открытости, но высоким
уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать
других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный
стиль, мало Открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать
о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.
Такой стиль называется «торговля за себя» и
характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в
процессе межличностной коммуникации.
. Однако практика эффективной
коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя,
более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким
стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других
стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть
себя и умение слушать других.