Социальная сфера жизни общества
Билет № 1
Часть мира, это все человечество в его истории современности и перспективе.
Общество-группа людей связанные общими интересами и целями.
Основные сферы общества можно разделить на сферы, определяющей сферой является Экономическая сфера( промышленность и сельское производство, отношение людей в процессе производства обмен продуктами и распределение их). Основа жизни общества БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ ОБЩЕСТВО.
Социальная сфера: включает в себя слои и классы, классовые отношения, национальные отношения. ПРИМЕР: образование поддержании здоровья (медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение)
Политическая сфера в обществе включает в себя политику государства, право связь между ними отношение людей по поводу власти.
Духовная сфера охватывает нашу нравственность религию, искусство, научные учреждения, культурные учреждения.
Билет №2
Общество в своем развитии прошло длительный путь если рассматривать с точки зрения орудий труда и производительных отношений то можно увидеть три ступени развития общества.
АГРАДНАЯэтап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве.
Основные характеристики аграрного общества:
§ преобладание сельского населения
§ основной тип производства — сельское хозяйство
§ некоторое развитие добывающих отраслей
§ незначительное развитие промышленных отраслей
Индустриальное общество тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.
Замена ручного труда машинным решающая роль играет буржуазия.
Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.
Черты индустриального общества
1)Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
2)Рост городов населения
Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Билет №3
Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.
Основные глобальные проблемы:
а) преодоление экологического кризиса и его последствий:
- истощение природных ресурсов
- загрязнение окружающей природной среды
б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)
в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами
г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны
д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией
е) предотвращение распространения СПИДа
Глобальные проблемы:
- возникли во второй половине XX века
- все глобальные проблемы взаимосвязаны
- охватывают все стороны жизни людей
- касаются всех без исключения стран мира
- причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения
К числу социальных последствий НТР относится:
- рост требований к подготовке специалистов
- увеличение доли работающих в сфере обслуживания
- увеличение продолжительности обучения в школе
- рост образования населения
Билет №4
Человек— биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
От природы: Мозг, тело, Речевой, аппарат, инстинкт, Чувство.
От общества: Мышление, Речь, Способность к творческой деятельности, ЦЕЛИ.
Индивид— принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.(ЭТО Я)
Личность— Способность человека быть господином самому себе.
Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности.
Билет №5
Человек не может жить в полном одиночестве.
Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
^ Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
^ Малую группухарактеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
^ Малые группы бывают:
-условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
- естественными (складывающимися сами по себе).
Естественные группы делятся на:
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.
Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения:конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы), нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
Группы могут быть первичными и вторичными.
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
^ Типы межличностных взаимодействий:
- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)
- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)
- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели
- между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)
Формальные межличностные отношения:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону
Неформальные межличностные отношения:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.
Для успешного разрешения конфликта необходимо:
1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.
2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться
контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные
цели, нужды, потребности оппонента.
3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.
4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости — приглашение посредника.
Билет №7
Государство и экономика.
Цель экономической деятельности государства в рыночной экономике – предотвращение отрицательных последствий рыночной системы.
Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику. Оно направлено на эффективное функционирование национальной экономики. ГРЭ – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Всё это находит выражение в разрабатываемой правительством государственной экономической политике (ГЭП). Центральным вопросом ГЭП выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.
Государство с помощью ГЭП призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Непосредственно роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.
Основными функциями государства в рыночной экономике являются:
• создание эффективной конкуренции через создание равных условий для соперничества всех предпринимателей;
• обеспечение правовой базы для рыночной системы;
• ограничение монополизированного производства – антимонопольное регулирование;
• обеспечение развития фундаментальных наук;
• контроль за уровнем инфляции и безработицы;
• стимулирование экономического роста;
• эмиссия денег;
• проведение внешней политики;
• стабилизация экономических колебаний;
• перераспределение доходов и ресурсов;
• обеспечение социальной защиты и социальной гарантии;
• обеспечение экономической безопасности страны.
^ Экономическая политика – система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др. Государство с помощью экономической политики призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Центральным вопросом Государственной экономической политики выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию. Экономическая политика включает следующие виды:
• инвестиционную;
• денежно-кредитную;
• внешнеэкономическую;
• социальную;
• фискальную.
^ Внешнеэкономическая политика – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т.д.
Инструменты:
• законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;
• использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
^ Социальная политика – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей. Инструменты:
• регулирование минимальных ставок оплаты труда;
• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
^ Фискальная политика – это государственная политика в области налогообложения,
государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции. Инструменты:
• изменение налоговой структуры;
• изменение налоговых ставок;
• изменение величины госрасходов.
Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:
• прямые (административные);
• косвенные (экономические).
Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы).
Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.
Билет №8
Социальная сфера жизни общества
Главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово "социальный" берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает.
Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы)
Социальная сфера— совокупность социальной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.
· Социальный статус личности. Его структура
· · В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
· Иерархия и престиж статусов зависит от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при "взвешивании" социальных функций.
· Социальный статус личности складывается из размера дохода, социального престижа, уровня образования и политического влияния. Статус - основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы - пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Статус обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, то есть психологического отождествления себя со своим статусом. В целом, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных общностей, формировании взаимодействующей личности. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. Благодаря вложениям в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их.
· Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка. В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.
ИСПРАВИТТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
^Билет № 9