Глава 3. Анализ эффективности нормирования в сфере закупок.
Анализ эффективности федеральных ведомственных актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам.
Проведя скромный анализ соответствия актов о нормировании характеристик товаров, работ и услуг ценностям концепции Good Governance, проведем исследование эффективности работы законодательства о нормировании, используя следующую методологию. В первом параграфе проведем анализ эффективности федеральных ведомственных актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам, который заключается в мониторинге принятия актов о нормировании характеристик товаров, работ и услуг федеральными органами и организациями. Ведь именно принятие таких актов и делает возможным полноценную работу системы нормирования. Следующий же параграф, на мой взгляд, следует посветить наглядной оценке возможного эффекта от работы системы нормирования, выраженного в сокращении бюджетных расходов на закупку отдельных товаров государственными заказчиками.
При проведении анализа эффективности федеральных ведомственных актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам проводился мониторинг указанных актов, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок “zakupki.gov.ru” (далее – ЕИС). Основными показателями, в рамках мониторинга были:
1) количество органов и организаций, принявших акты, утверждающие требования к товарам, работам, услугам;
2) количество органов и организаций, разместивших акты в ЕИС;
3) соответствие актов органов и организаций требованиям законодательства Российской Федерации (приложение 2).
Так, общее количество федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных корпораций и наиболее значимых бюджетных учреждений, которые должны были утвердить указанные акты составляет 105 органа и организации (приложение 1).
Из них 16 органов (15 %) разместили указанные акты в ЕИС.
Рис. 3. Принятие актов о нормировании характеристик федеральными органами и организациями
Исходя из пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 927 (далее – Правила) ведомственный перечень составляется по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании обязательного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренного приложением № 2 к Правилам (далее - обязательный перечень).
В этой связи мониторинг актов, устанавливающих требования к товарам, работам, услугам, проводился по следующим показателям:
1) соответствие актов требованию о включении в ведомственный перечень позиций обязательного перечня (9 актов из 16);
2) соответствие актов требованию об определении значений характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень (6 актов из 16);
3) соответствие требованию о проведении общественных обсуждений актов о требованиях, утвержденных в 2016 году (16 актов из 16).
Соответствие актов об утверждении требований законодательству Российской Федерации изложено в приложении № 2. Согласно указанным результатам 25% утвержденных и размещенных актов соответствуют требованиям.
Рис. 4. Соответствие актов о нормировании характеристик законодательству Российской Федерации
Принятие актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам всем органами и организациями позволяет установить требования к объектам закупки в части потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик товаров, работ, услуг, которые обеспечат государственные и муниципальные нужды, но не приведут к закупкам товаров, работ, услуг, с избыточными потребительскими свойствами и закупкам предметов роскоши.
Анализ ведомственных актов позволит принять решение о расширении перечня товаров, работ, услуг, по которым функциональная специфика не оказывает значимого влияния на товарные свойства и соответственно значения таких свойств (характеристик) могут быть установлены централизованно для всех заказчиков через обязательный перечень, а также служит базой для общественного контроля за закупками государственными заказчиками.
При этом ввиду отсутствия достаточного количества ведомственных актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам не представляется возможным на данный момент провести сравнительный анализ указанных актов, а также заявлять, что система нормирования требований к товарам на уровне заказчиков нормативно проработана и эффективна.